Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Служанка-госпожа

Средняя оценка: 0 из 5

Голосов: 0

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Служанка-госпожа

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Ольга Манулкина

448 рецензий · 285 оценок · 101 спасибо

Вы знаете «Гордого узника» — сочинение достославного Джованни Баттисты Перголези, капельмейстера князя Стильяно (впрочем, вскоре он получил еще более высокий пост помощника капельмейстера Неаполя)? Нет, вы не знаете «Гордого узника». Вот и я не знаю. И среди моих знакомых едва ли найдется музыкант, с ним знакомый. Так случилось, что современников и потомков в этой опере интересовали главным образом (а потом исключительно) антракты. От серьезного сюжета и насыщенного... Показать полностью

Вы знаете «Гордого узника» — сочинение достославного Джованни Баттисты Перголези, капельмейстера князя Стильяно (впрочем, вскоре он получил еще более высокий пост помощника капельмейстера Неаполя)? Нет, вы не знаете «Гордого узника». Вот и я не знаю. И среди моих знакомых едва ли найдется музыкант, с ним знакомый. Так случилось, что современников и потомков в этой опере интересовали главным образом (а потом исключительно) антракты. От серьезного сюжета и насыщенного оперного пения публика начала XVIII века отвлекалась с помощью другого музыкального театра — комических интермеццо, по всем статьям контрастных опере, в которую они внедрялись. Там серьезно — здесь смешно; там боги и герои — здесь простые смертные, в том числе слуги-простолюдины; там кастраты — здесь басы; там виртуозные колоратуры — здесь скороговорка. Для двух антрактов своего «Гордого узника» Перголези написал два интермеццо под названием «Служанка-госпожа»: их история сочла главным его оперным произведением.

Перголези был гений — за двадцать шесть лет, ему отпущенных (что для композиторской жизни уже совсем ничто), он написал девять опер и массу духовной музыки; но если скажут вам, что Перголези еще и родоначальник оперы-буфф (то есть оперы комической) и что «Служанка-госпожа» — ее первый образец, то не верьте. Комических опер к 1733 году, когда состоялась премьера «Служанки», было написано достаточно. Их появлению помогла сама серьезная опера, в начале XVIII века выставившая комедийные сцены за дверь (чтобы соблюсти жанровую чистоту), после чего им не оставалось ничего другого, как начать самостоятельную жизнь. «Служанка-госпожа» исторически — не буфф, а именно интермеццо (хотя вообще на терминологию того времени сложно полагаться, одно и то же звали десятком имен: dramma giocoso, dramma comico, commedia per musica — дело было живое, подвижное). Это опера-схема, предельно минималистичная: точка, точка, запятая; здесь только два певца — бас и сопрано (хозяин и служанка, старый холостяк и молодая интриганка), третья роль, слуги Веспоне, немая. Действие занимает минут сорок, но «все включено», — все, из чего делается комическая опера: интрига (двигателем которой выступает стремление выйти замуж), «комедия положений», персонажи комедии дель арте… Перголези комическая опера обязана музыкальным словарем — который позволил ей соперничать с оперой серьезной; им пользовались и Моцарт (через полвека), и Россини (через сто лет), и Верди (через сто семьдесят). В него не входит роскошь богато орнаментированной мелодии (хотя есть своя бойкая красота); главное его качество — мгновенная и точная реакция на ситуацию, текст.

Вот ария старика Уберто — после того как чертовка Серпина объявляет ему, что она якобы выходит замуж (жених — переодетый слуга Веспоне). Секунд за сорок бедняга успевает сообщить нам, что он в замешательстве, — и чтобы мы не сомневались, Перголези заставляет его трижды пробормотать один мотив; явно человек в ступоре. Потом старикан ощущает некое смутное волнение: «Это сочувствие или любовь?» — и музыка не оставляет его без внимания. Но суровый внутренний голос тут же предупреждает Уберто: «Подумай!» — и мелодия мрачнеет, застывая в грозном величии. Все это на протяжении двадцати восьми (!) тактов. Вот этот виртуозный музыкальный театр на двоих и обеспечил «Служанке» мгновенную популярность. Она стала любимицей гастролирующих оперных трупп, а когда гастролеры привезли ее в Париж, «Служанка» разожгла «войну буффонов» — публичную дискуссию о преимуществах «естественной» итальянской оперы (комической) перед «искусственной» французской («серьезной»). В течение двух с половиной веков ее ни разу не забывали надолго — так что если это и не первая комическая опера, то самая ранняя из сохранившихся в репертуаре.

«Служанка», где и оркестр миниатюрен под стать вокальному составу — только струнные и клавесин, — это формат современного камерного театра. Театр Консерватории, который в этом сезоне пробует себя в разнообразных проектах, от Перселла до Баневича, — театр большой. Посему «Служанка» расположится в фойе — единственном, напоминает автор проекта Юлия Бройдо, уцелевшем фрагменте здания бывшего Большого театра. В оркестр приглашены музыканты ансамбля Petropolitana плюс скрипач Влад Песин и контрабасист Григорий Воскобойник, всего шестеро, — гарантия соблюдения исторического стиля; зрителей тоже будет совсем немного — 150-200. В московском театре «Геликон-опера» к «Служанке» подают горячий шоколад и торт; в петербургском варианте вместо торта обещают шоколадный фонтан с фруктами: жалобы Уберто, что служанка вечно запаздывает с шоколадом (с этого начинается все дело), аудитория должна встретить с пониманием.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Вечные ценности Корсеты, мужчины, опиаты: о чем писали женские журналы 100 лет назад

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Волшебные игры для всей семьи

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Несколько лет назад Штефани Цохе и Забине Гаубитц объездили Синайский полуостров — они искали...

Фестивали «Ионосфера» и клуб «Ионотека» Александра Ионова уже лет пять является непреходящей...

Новые коллекции, стильные интерьеры, вкусные ужины — вместе с сервисом аренды жилья Airbnb мы...

В октябре в Telegram появился канал Bitcoinyoucantouch, который заставил 2 тысячи москвичей искать...