Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Старый дом

Постановка - Новый драматический театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Евгений Ланцов
(3`00``, 1 антракт). 100-300 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Александр Вислов
30 отзывов, 30 оценок, рейтинг 35
7 марта 2006

Пьеса «Старый дом» для Нового драматического — все равно что чеховская «Чайка» для Московского художественного. Когда-то, почти три десятилетия тому назад, именно с нашумевшей премьеры этой социальной драмы и вместе с тем яркой литературной рефлексии по поводу навсегда ушедшей юности, принадлежащей перу Алексея Казанцева, началась непростая история этого сценического дома. Театра, вылупившегося из студенческой тужурки одного многообещавшего мхатовского курса и призванного было воплотить прекраснодушный и грандиозный замысел кого-то из тогдашних столичных начальников об «окультуривании» окраин. Спектакль тот стал легендой, что неудивительно, учитывая особенности пьесы и специфику эпохи. Ничего более выдающегося — с точки зрения резонанса и общественной значимости — с того времени на крайнем севере Москвы так и не родилось.

Неудивительно также, что именно теперь, в год своего тридцатилетнего юбилея, в Новом драматическом решили вновь обратиться к этому сочинению. Из того первого состава «основателей» в нынешней версии фигурирует лишь один Александр Курский (прошедший исторический отрезок не способствовал особой стабильности этого артиста). В 1978-м пьесу Казанцева ставил Виталий Ланской. В 2006-м — Евгений Ланцов. «Вот, — шутит худрук Нового Вячеслав Долгачев, — мы даже режиссера нашли с созвучной фамилией». Худрук вообще любит то и дело отпускать в разговоре не лишенные горечи шутки: относительно совершенно особого места, которое занимает вверенный ему коллектив на московской театральной карте, о «медведях и снегах», что отпугивают от сего очага культуры и критиков, и зрителей. Но приглашенный на постановку аж из далекого Кемерова, где он возглавляет местную облдраму, Ланцов (вероятно, еще и как специалист по работе в северных условиях) сумел равно потрафить и первым, и вторым. Специфическая зрительская аудитория Нового театра с неослабным вниманием следит за всеми перипетиями печальной повести «о Ромео и Джульетте из московской коммуналки» (Е.Ковальская по поводу недавней премьеры этой пьесы в «Модерне»), то и дело отпуская глубокие ахи-вздохи по поводу узнаваемых ярких примет старого быта. Коллеги же критики — в особенности давно и хорошо знакомые с рельефом местности здешних театральных пенатов — справедливо углядывают в спектакле и целый ряд актерских удач, и попытку, впрочем, несколько робкую, ретроспективного анализа и свежего взгляда. В результате чего пьеса эта начинает вибрировать и резонировать ничуть не менее звучно, чем большинство «новодрамовских» текстов, горячим пропагандистом которых является Алексей Казанцев как руководитель Центра драматургии и режиссуры.

Одним словом, добротный спектакль. Вполне себе качественный. Но вызывающий при этом некое непреходящее чувство грусти. И не только благодаря пессимистическому финалу, но по причине того, что, несмотря на все его достоинства, рука все ж таки не поднимается убеждать читателей враз оставить все дела и немедленно бросаться в дебри вечно перегруженной Ярославки.

0
1

Отзывы

9
jamspb.livejournal.com
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
5 февраля 2008

Для чего нужен театр? Или, скорее, для кого? Вечные разговоры снобов от культуры о падении уровня "паствы" уже отваливаются от меня, как глазунья от тефлона. В чем смысл рецензий, если вся их суть (в большинстве прочитанных мной случаях) сводится к принижению всяких достоинств как зрителя, так и спектаклей и к смакованию недостатков? А ведь театр для зрителя - и в первую, и во вторую и во все последующие очереди! Не нужно нам рассказывать, какие мы ничтожные, что не в курсе ни истории театра вообще, ни профессиональной деятельности режиссеров с драматургами, ни успехов и неудач артистов. Каждый своим умом и своим сердцем примет то, к чему готов.

"Старый дом" в НДТ - спектакль для сердца. Не у всех колыхнется память, воскрешая картинки детства, юности, зрелости - пришедшейся на ту эпоху. И со временем таких людей будет становиться всё меньше. Ну и что? Ведь не портреты "вождей" играют на сцене. И совсем не обязательно знать Шекспира (всё в жизни бывает), чтобы понять трагедию любви в этой постановке. И не все зрители прочувсвуют трагедию каждого из персонажей пьесы - да это может и не надо. Я уверен - большинство найдет в "Старом доме" для себя ту точку, ту искорку, которая пробудит добрые, хоть и грустные чувства.

Артисты играют весь спектакль честно, без халтуры, без апломба. Играют вместе - так, что весь спектакль именно воспринимается как кусочек действительной жизни коммуналки, одной разношерстой, многогранной семьи.

Если Вы относите себя к искушенному зрителю, к театральному гурману, то я не призываю Вас ехать "на край света", хоть и уверен, что даже Вы не пожалеете времени и денег, потраченных на этот спектакль.
Всем прочим, для кого театр это возможность отдохнуть душой, окунуться в энергетику сопереживания с живыми персонажами - сходите. Я это сделаю обязательно ещё!

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все