Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Нелепая поэмка

По Ф.Достоевскому
Постановка: МТЮЗ
Режиссер: Кама Гинкас
В ролях: Андрей Финягин, Игорь Ясулович, Николай Иванов
2 часа, без антракта

Средняя оценка: 4.7 из 5

Голосов: 21

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Нелепая поэмка

Во время прошлогоднего бума, связанного с Достоевским, Кама Гинкас инсценировал кусок из «Братьев Карамазовых» — легенду о великом инквизиторе. Этот публицистический диспут с аллюзиями на сегодняшнюю реальность оказался одним из сильнейших театральных высказываний о вере и безверии, свободе и выборе.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Елена Ковальская

980 рецензий · 297 оценок · 1340 спасибо

Вот те крест

Девяностолетие в БДТ отмечают грамотно — фестивалем спектаклей по классическим пьесам. Кабы худрук Темур Чхеидзе выпустил обещанного «Дона Карлоса», гвоздем юбилейного форума стал бы он. А так приходится уступать пальму первенства в фестивальной афише Каме Гинкасу и его «Нелепой поэмке», поставленной в московском ТЮЗе. Спектаклю два года, но он день ото дня становится все насущнее. Дело в том, что Гинкас, который никогда не мельчил в... Показать полностью

Вот те крест

Девяностолетие в БДТ отмечают грамотно — фестивалем спектаклей по классическим пьесам. Кабы худрук Темур Чхеидзе выпустил обещанного «Дона Карлоса», гвоздем юбилейного форума стал бы он. А так приходится уступать пальму первенства в фестивальной афише Каме Гинкасу и его «Нелепой поэмке», поставленной в московском ТЮЗе. Спектаклю два года, но он день ото дня становится все насущнее. Дело в том, что Гинкас, который никогда не мельчил в выборе тем и средств выразительности, тут высказался совсем уж кардинально — инсценировал поэму о Великом инквизиторе. Если искать для спектакля жанровое определение, то мистерия будет верным названием. Не столько люди действуют в нем, сколько аллегории: Алеша — аллегория стойкой веры, Иван — аллегория бунтующего рассудка. Великий инквизитор — аллегория человеколюбия, отвергающего того, кто принес человечеству свободу и искупил грехи. Мистерия — и в равной степени брехтовский театр, театр идей и плакатных форм. Если сравнивать «Нелепую поэмку» с другими спектаклями Гинкаса по Достоевскому, разница существенная. В «К.И. из «Преступления» или в «Играем «Преступление» размеры лаборатории, в которой режиссер препарировал на глазах у публики фрагмент романа, фиксируя мельчайшие движения идеи и психологию ее носителя, были ограниченны: допущенных к эксперименту зрителей было мало. «Нелепую поэмку», напротив, играют в большом за­ле — потому что предметом исследования является психология толпы, а не отдельного человека, и еще тот механизм, который сбивает людей в массу.

Постоянный партнер Гинкаса художник Сергей Бархин занял правую сторону сцены кирпичной стеной; у этой стены, за столом трактира, встречаются братья, взявшись выговориться раз и навсегда. Слева высится конструкция, до поры до времени завешенная, будто какая-нибудь стройка, тканью. Оставше­еся пространство ближе к середине спектакля займут уроды и калеки: великаны на длиннющих культях, безногие на тележках, беременная тетка с ребенком в коляске — распухшим, безучастным ко всему дебилом. Ребенок, если помните, — отправная точка Ивановых рассуждений. «Я не Бога не принимаю, — говорит он Алеше, — а мира, им созданного». То есть мира, в котором страдают невинные. Гармонии, унавоженной детскими муками. Бессмертия, заслуженного прощением мучителей. Должна ли мать простить мучителей ее ребенка? Даже Алеша на это отвечает: «Расстрелять». Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать — но тот идеал, который люди выдумали, столь прекрасен, сколь и невыносим. Поэтому, если бы Бог был, его следовало бы убить. Такова логика Ивана, с которой, как с ленты Мебиуса, он не может спрыгнуть. Когда с загадочной конструкции срывают ткань, открывается пирамида из крестов — Голгофа, на которой живого места нет от бесчисленных распятий. Таков материальный образ Ивановой логики, которую он в подробностях развивает перед Алешей, не в силах говорить об этом прямо и придумывая для околичностей эту метафору: Великого инквизитора, читающего отповедь Мессии, еще раз явившемуся на землю. Никакого Мессии, разумеется, на сцене нет. Есть Иван, которого играет Николай Иванов, парень с улицы, в кедах и олимпийке с капюшоном. Есть Алеша — Андрей Финягин в облачении священника. И есть фантом, «безбрежная фантазия» — Великий инквизитор, в роли которого выходит Игорь Ясулович, главный в театре Гинкаса актер на амплуа фантомов (вспомните его Черного монаха). Свою отповедь он обращает прямо в зал. Да что там обращает — он швыряет ее залу, выходя на авансцену и застывая в луче прожектора. Он говорит о подвиге Христа, отказавшегося от предложений духа, искушавшего того в пустыне, и исправляет этот подвиг на глазах у публики. Ты отказался завоевать веру людей хлебом? Мы дадим людям хлеб — и он скармливает кусок хлеба калекам и приколачивает буханки к распятию. Ты отказался крепить веру чудом? Мы дадим им чудо — устанавливает на кресте телевизор. Ты не захотел взять меч — его возьмем мы и дадим людям не свободу, которая им невыносима, а счастье и покой. Ты пришел искупить их грехи? Мы уже взяли их на себя, позволив людям новые и новые грехи. Мы делаем это из любви к людям — не к тем сильным, которым нужен хлеб небесный, а к тем миллионам, которые не могут ради этого хлеба отказаться от хлеба земного. Ясулович говорит «мы», призывая к соучастию публику, — и на груди у распахнувших свои фуфайки калек загораются экраны; на экранах — дети, дети, дети. Среди кадров были изможденные узники концлагерей — и не было детей Беслана, но не поверю, что Гинкас не имел их в виду. Иван не похож на скинхеда — но вполне мог бы быть «идущим вместе». Ну да, «Нелепая поэмка» не так буквальна, как может вытекать из пересказа. Духовная музыка ансамбля «Сирин» и весь звукоряд, придуманный для «Поэмки» Александром Бакши, клонят действие скорее к мистерии. Но ей-богу, звучит спектакль как самая что ни на есть горячая, на реальной крови замешенная публицистика.

Скрыть

Все рецензии «Афиши» 3

Лучшая рецензия
Нет оценки
Спасибо! 1
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Пройти мимо новой работы К.Гинкаса было невозможно. Гениальный текст Ф.М.Достоевского, уважаемый режиссер, молодые лица, много информации…
По всему видно – старались. И вот результат, основные выходы: я вдохнул, убоялся, удивился. Теперь по порядку.
Вдохнул: «Нелепая поэмка» - пахнущий спектакль, сначала несет горелым спиртом, потом сильный приторный запах лежалого черного хлеба и в качестве дополняющих высоких нот – сигаретный дым. Все вместе, замешанное на духе старого... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Надежда Андреевна Матвеева

8 рецензий · 8 оценок · 3 спасибо

В зале было холодно, а от происходящего на сцене было холодно на душе. Все, что происходило на сцене, полностью соответствовало моему представлению «скончания века» - пустынные улицы, унылые люди, неустроенность, тоска и одиночество в толпе, и холод, постоянный холод, от которого не скрыться и не согреться. И среди этого холода спор братьев Карамазовых, который, признаюсь, в школьные годы я прочла по диагонали, а сейчас слушала и удивлялась, КАК я могла пропустить ЭТО. Это же именно... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Natasha She

12 рецензий · 22 оценки · 6 спасибо

Всем-всем-всем, кто любит Достоевского: Вы Должны Это Увидеть! "Нелепая поэмка Ивана Карамазова" как-то сразу врезалась мне в душу еще при первом прочтении романа, в ней-то ведь вся соль! но кто ее ставил, а? Как это сделать, как решить? А как показать Его? Все гениальное просто, что еще раз доказал Кама Гинкас. Он Свет, идите и посмотрите, а Великий инквизитор и его "автор" Иван - О, они заслуживают того, чтобы их выслушали!

Оценка: 3 из 5
Вита Степанова

10 рецензий · 11 оценок · 8 спасибо

Достоевский сам не раз подчеркивал, что поэма о Великом Инквизиторе является ключевым сюжетным элементом романа "Братья Карамазовы". "А не замахнуться ли нам на Фёдора, нашего, Михайловича," - решили в Московском ТЮЗе - и замахнулись.
В театр, несмотря на неорганизованность процесса выдачи билетов, заветного пападания в зал, на своё место, аншлаг. Молодёжь, менеджеры среднего звена, работники госучреждений решили скоротать свой вечер, посетив культурное мероприятние. Но,... Читать полностью

Все рецензии 8

Зачем вы это сделали Парень построил однодневный отель для залетевшего в дом сверчка

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

Новые «Звездные войны», фильм про дружбу королевы Виктории и ее индийского подданного, фестиваль...

В Большом театре прошли первые официальные показы балета «Нуреев» в постановке Кирилла...

В рубрике «Скрытые возможности» мы рассказываем о неочевидных функциях сервисов, программ и...

Всем вечеринкам и прогулкам друзья предпочитают домашние посиделки и просмотр кино на проекторе? Их...