Театральная афиша Москвы

Спектакль Нелепая поэмка
Постановка МТЮЗ

8.3

Достоевский, звучащий актуальнее газетной передовицы.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347
9

Вот те крест

Девяностолетие в БДТ отмечают грамотно — фестивалем спектаклей по классическим пьесам. Кабы худрук Темур Чхеидзе выпустил обещанного «Дона Карлоса», гвоздем юбилейного форума стал бы он. А так приходится уступать пальму первенства в фестивальной афише Каме Гинкасу и его «Нелепой поэмке», поставленной в московском ТЮЗе. Спектаклю два года, но он день ото дня становится все насущнее. Дело в том, что Гинкас, который никогда не мельчил в выборе тем и средств выразительности, тут высказался совсем уж кардинально — инсценировал поэму о Великом инквизиторе. Если искать для спектакля жанровое определение, то мистерия будет верным названием. Не столько люди действуют в нем, сколько аллегории: Алеша — аллегория стойкой веры, Иван — аллегория бунтующего рассудка. Великий инквизитор — аллегория человеколюбия, отвергающего того, кто принес человечеству свободу и искупил грехи. Мистерия — и в равной степени брехтовский театр, театр идей и плакатных форм. Если сравнивать «Нелепую поэмку» с другими спектаклями Гинкаса по Достоевскому, разница существенная. В «К.И. из «Преступления» или в «Играем «Преступление» размеры лаборатории, в которой режиссер препарировал на глазах у публики фрагмент романа, фиксируя мельчайшие движения идеи и психологию ее носителя, были ограниченны: допущенных к эксперименту зрителей было мало. «Нелепую поэмку», напротив, играют в большом за­ле — потому что предметом исследования является психология толпы, а не отдельного человека, и еще тот механизм, который сбивает людей в массу.

Постоянный партнер Гинкаса художник Сергей Бархин занял правую сторону сцены кирпичной стеной; у этой стены, за столом трактира, встречаются братья, взявшись выговориться раз и навсегда. Слева высится конструкция, до поры до времени завешенная, будто какая-нибудь стройка, тканью. Оставше­еся пространство ближе к середине спектакля займут уроды и калеки: великаны на длиннющих культях, безногие на тележках, беременная тетка с ребенком в коляске — распухшим, безучастным ко всему дебилом. Ребенок, если помните, — отправная точка Ивановых рассуждений. «Я не Бога не принимаю, — говорит он Алеше, — а мира, им созданного». То есть мира, в котором страдают невинные. Гармонии, унавоженной детскими муками. Бессмертия, заслуженного прощением мучителей. Должна ли мать простить мучителей ее ребенка? Даже Алеша на это отвечает: «Расстрелять». Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать — но тот идеал, который люди выдумали, столь прекрасен, сколь и невыносим. Поэтому, если бы Бог был, его следовало бы убить. Такова логика Ивана, с которой, как с ленты Мебиуса, он не может спрыгнуть. Когда с загадочной конструкции срывают ткань, открывается пирамида из крестов — Голгофа, на которой живого места нет от бесчисленных распятий. Таков материальный образ Ивановой логики, которую он в подробностях развивает перед Алешей, не в силах говорить об этом прямо и придумывая для околичностей эту метафору: Великого инквизитора, читающего отповедь Мессии, еще раз явившемуся на землю. Никакого Мессии, разумеется, на сцене нет. Есть Иван, которого играет Николай Иванов, парень с улицы, в кедах и олимпийке с капюшоном. Есть Алеша — Андрей Финягин в облачении священника. И есть фантом, «безбрежная фантазия» — Великий инквизитор, в роли которого выходит Игорь Ясулович, главный в театре Гинкаса актер на амплуа фантомов (вспомните его Черного монаха). Свою отповедь он обращает прямо в зал. Да что там обращает — он швыряет ее залу, выходя на авансцену и застывая в луче прожектора. Он говорит о подвиге Христа, отказавшегося от предложений духа, искушавшего того в пустыне, и исправляет этот подвиг на глазах у публики. Ты отказался завоевать веру людей хлебом? Мы дадим людям хлеб — и он скармливает кусок хлеба калекам и приколачивает буханки к распятию. Ты отказался крепить веру чудом? Мы дадим им чудо — устанавливает на кресте телевизор. Ты не захотел взять меч — его возьмем мы и дадим людям не свободу, которая им невыносима, а счастье и покой. Ты пришел искупить их грехи? Мы уже взяли их на себя, позволив людям новые и новые грехи. Мы делаем это из любви к людям — не к тем сильным, которым нужен хлеб небесный, а к тем миллионам, которые не могут ради этого хлеба отказаться от хлеба земного. Ясулович говорит «мы», призывая к соучастию публику, — и на груди у распахнувших свои фуфайки калек загораются экраны; на экранах — дети, дети, дети. Среди кадров были изможденные узники концлагерей — и не было детей Беслана, но не поверю, что Гинкас не имел их в виду. Иван не похож на скинхеда — но вполне мог бы быть «идущим вместе». Ну да, «Нелепая поэмка» не так буквальна, как может вытекать из пересказа. Духовная музыка ансамбля «Сирин» и весь звукоряд, придуманный для «Поэмки» Александром Бакши, клонят действие скорее к мистерии. Но ей-богу, звучит спектакль как самая что ни на есть горячая, на реальной крови замешенная публицистика.

Отзывы пользователей о спектакле «Нелепая поэмка»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416

Пройти мимо новой работы К.Гинкаса было невозможно. Гениальный текст Ф.М.Достоевского, уважаемый режиссер, молодые лица, много информации…
По всему видно – старались. И вот результат, основные выходы: я вдохнул, убоялся, удивился. Теперь по порядку.
Вдохнул: «Нелепая поэмка» - пахнущий спектакль, сначала несет горелым спиртом, потом сильный приторный запах лежалого черного хлеба и в качестве дополняющих высоких нот – сигаретный дым. Все вместе, замешанное на духе старого помещения, – весьма отталкивающее варево.
Убоялся: пришлось понервничать, тому много причин. Во-первых, огромный брус непонятного назначения, который угрожал грохнуться мне на голову. Во-вторых, постоянные переживания за актера И.Ясуловича, который когда-нибудь точно свалится с лестницы или уронит телевизор, или неизбежно попадет себе по пальцу молотком, прибивая хлеба (продолжающие резко пахнуть).
Удивился: как же не удивиться тому обстоятельству, когда уважаемый режиссер берется за шедевр мировой литературы, не имея при этом представления, что он хочет добавить к этому цельному и вполне самодостаточному произведению. Если это просветительские цели (для юного зрителя), то не по адресу (не ходят юные на спектакли, начинающиеся в 21.00), если это толкование, то для этого используются другие средства, в деконструкции тоже трудно заподозрить режиссера…
И еще, кто объяснил этим, наверное, неплохим и симпатичным ребятам (я про актеров), что актерское мастерство – это экзальтация до конвульсий и что, если бить себя щепотью в висок, то публика непременно расценит это, как глубокое внутреннее переживание и глубину мысли?

Фото Надежда Андреевна Матвеева
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
3
9

В зале было холодно, а от происходящего на сцене было холодно на душе. Все, что происходило на сцене, полностью соответствовало моему представлению «скончания века» - пустынные улицы, унылые люди, неустроенность, тоска и одиночество в толпе, и холод, постоянный холод, от которого не скрыться и не согреться. И среди этого холода спор братьев Карамазовых, который, признаюсь, в школьные годы я прочла по диагонали, а сейчас слушала и удивлялась, КАК я могла пропустить ЭТО. Это же именно то, что меня волнует. Это то, что волнует многих, а может быть и всех – и атеистов, и верующих. Актер Игорь Ясулович произносил монолог Великого инквизитора, обращаясь в зал, так проникновенно, что мне показалось, что все, что говорится о людях, говорится лично обо мне – это лично я так озабочена ежедневными переживаниями о хлебе насущном, это я так настроена на развлечения… и ничего, кроме хлеба и зрелищ, ничего не интересует.
И уйдя со спектакля, я подумала, что хочу внимательнее относиться к людям, прощать их и надеяться на их снисхождение. И не только хочу быть, но и буду. Вот уже на протяжении 2 недель придерживаюсь своего намерения, от чего конфликтов меньше, недовольств и недопониманий меньше, проблем в целом стало тоже меньше. И это всего лишь после спектакля?
Огромное спасибо режиссеру, актерам, сценографу, которые своим творчеством напомнили нам, зрителям, что в суете так легко забыть о главном, что в потоке дел можно забыть о близких, в погоне за благополучием забыть о заповедях. И тот свет, что лился из зала в ответ Великому Инквизитору, это ведь тоже не просто освещение, это напоминание о том, что когда придет Спаситель, он также будет среди нас и сможем ли мы его узнать и встретить с чистой душой…

Фото Natasha She
отзывы:
12
оценок:
22
рейтинг:
6
9

Всем-всем-всем, кто любит Достоевского: Вы Должны Это Увидеть! "Нелепая поэмка Ивана Карамазова" как-то сразу врезалась мне в душу еще при первом прочтении романа, в ней-то ведь вся соль! но кто ее ставил, а? Как это сделать, как решить? А как показать Его? Все гениальное просто, что еще раз доказал Кама Гинкас. Он Свет, идите и посмотрите, а Великий инквизитор и его "автор" Иван - О, они заслуживают того, чтобы их выслушали!

Фото Вита Степанова
отзывы:
10
оценок:
11
рейтинг:
8
5

Достоевский сам не раз подчеркивал, что поэма о Великом Инквизиторе является ключевым сюжетным элементом романа "Братья Карамазовы". "А не замахнуться ли нам на Фёдора, нашего, Михайловича," - решили в Московском ТЮЗе - и замахнулись.
В театр, несмотря на неорганизованность процесса выдачи билетов, заветного пападания в зал, на своё место, аншлаг. Молодёжь, менеджеры среднего звена, работники госучреждений решили скоротать свой вечер, посетив культурное мероприятние. Но, боюсь, не все были готовы внимать происходящему. Через 20 минут после начала спектакля, кому-то стало скучно, кому-то - непонятно, кто-то без обиняков встал и вышел, а по залу даже прокатился шёпот: "Никогда не понимала Достоевского". Что и говорить, Фёдор Михайлович не тов. Минаев.
На сцене, тем временем, разыгрывался этюд учеников вечерней театральной студии, разыгрывался так, как десятиклассник представляет себе работу актёра, с широкими шагами по сцене, искусственным надрывом, создаваемым резкими переходами шёпота на крик, нервными размахиваниями рук, точками после каждого слова в реплике. Если закрыть уши или глаза, получаемая невербальная информация не оскуднеет.
Удивили и декорации. Только захотелось похвалить режиссёра за внушительную гору деревянных крестов разных размеров, от 3-метровых до 30-сантиметровых, навешанных друг на друга и занимающих половину места действия, как на сцене появляются актёры с одетыми на свои торсы телевизорами, транслирующими чёрно-белые кадры из жизни африканского народа. Видимо, чтобы зритель, по ходу спектакля не ощутивший драматизма, познал его сполна. Прибитыми к кресту буханками хлеба добавим символизма и получим полный набор детерминированных действий прилежного ученика, выполняющего домашнее задание по теме "Как донести до зрителя то, что не уместилось в программке".
Те, кто произведение не читал, вряд ли, посмотрев спектакль, оценят и десятую долю авторской гениальности, заставляющей читателя представлять себя то Иваном, то Алёшей, до учащённого сердцебиения переживать обоим сразу, тяготиться абсурдностью этого мира, выворачиваться наизнанку от собственной беспомощности перед сгущающимися над тобой тучами страшного познания.
Всё же хотелось бы, чтобы спектакли по серьёзным произведениям были тоньше, даже если за дело берётся Театр Юного Зрителя.

Фото Виталий
отзывы:
22
оценок:
6
рейтинг:
5

Спектакль вызвал разные чувства - вроде бы всё хорошо, вроде бы и слова говорят знакомые, вроде бы и игра актеров несомненно искренна, но
что-то не так!


не выходишь из зала с тем ощущением, которое остается после книги. Даже близко к тому нет ощущения... Одним "Инквизитором" не обошлись, использовали также главу "Бунт", но эта часть совсем не понравилась - слишком много пауз и недосказанного, а у Достоевского эта глава такая стремительная, такая конкретная, такая "без недомолвок", такая жесткая!!!


Музыка странная - такое чувство, как будто Гинкас пригласил друзей поиграть. Но к середине, во время собственно "Великого Инквизитора" как-то привыкаешь к этой музыке. Она всё-таки больше представляет собой шум, чем музыку.


Как резюме - я скорее бы НЕ рекомендовал этот спектакль друзьям! Я ожидал большего!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить