Театральная афиша Москвы

Спектакль Троил и Крессида

Постановка Сфера
оценить

Выдающийся антивоенный спектакль Римаса Туминаса по неудачной пьесе Шекспира.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Рябова
отзывы:
148
оценок:
28
рейтинг:
106

Опасная вещь эти идеи. Вот, казалось бы, что может быть лучше, чем идея театра-дома — государственного, репертуарного, с постоянным главрежем. Но иной раз такую гримасу выкинет театральный процесс, что припомнишь не светлые заветы Станиславского, а сочинения Салтыкова-Щедрина из жизни крепостнической России.

Четверть века назад Екатерине Еланской, наследнице обласканной мхатовской семьи, дали во владение небольшую сцену и назначили ее главным режиссером. Сколько звезд появилось и ушло с тех пор, сколько сменилось новейших театральных течений, а «Сфера» стоит себе в саду «Эрмитаж», как в некоем заповедном эдеме. Идея, с которой все началось — театр со сценой-ареной как «сфера общения» (цитирую буклет), — сама по себе не так плоха. Но она выдохлась, а театр остался — в качестве вотчины Еланской. И какими бы ни были ее спектакли, там никогда не будет ничьих чужих: она скорее доверит постановку актерам, чем позовет другого режиссера. Вот и за Шекспира хозяйка «Сферы» взялась сама; юбилейная премьера ее театра — «Троил и Крессида».

Эту «циничную» комедию английского Барда редко ставят даже на родине: очень уж запутанная. Начинается она в духе «Ромео и Джульетты», только вместо священника троянских любовников «благословляет» сводник; то есть любовь выходит вполне конкретная, но, по старомодным шекспировским понятиям, не совсем правильная. А потому, несмотря на клятвы, Крессида оказывается неверной, и Троил утрачивает все юношеские иллюзии по поводу любви, женщин и миропорядка в целом. На фоне этого идет Троянская война и сотни хороших парней гибнут, как все помнят, из-за одной греческой шлюхи. Диалоги царей и героев у Шекспира — желчная пародия на гомеровский эпос, рассказ об игре самолюбия и своекорыстии тех, кто ведет войну. Это ощущение прогнившего, потерявшего нравственные основы и летящего в тартарары мира, по накалу и горечи сродни тому, что описывает в «Мерзкой плоти» Ивлин Во. Англичане как раз и ставили «Троила и Крессиду» про безумное время перед началом Второй мировой.

Про что и зачем ставила пьесу Еланская — загадка. Под потолком здесь висят картинки с греческих амфор и портрет многострадального автора, а по залу бегают кругами артисты в псевдогреческих туниках. Они с пафосом кричат, наигрывают психологию, поют сонеты и пляшут под светомузыку. Некоторым из них удается, несмотря на все, сохранять чувство собственного достоинства, и я снимаю шляпу перед этими мужественными людьми. Правда, лучше бы они делали это в каком-нибудь другом месте, под началом другого режиссера и под знаменем более приятной идеи. Ведь театр не кончается за Садовым кольцом — честное слово.

0
0
5 апреля 2006

Лучшие отзывы о спектакле «Троил и Крессида»

Фото Ольга Крупченко
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
1

Была разочарована, сходив после долгого перерыва в некогда любимый театр Сфера. В этом спектакле много новых актёров, которые не играют, а просто читают текст. Главный герой абсолютно не интересен, как актёр. Возможно другой актёр и интересней, но 1 декабря играл актёр, не подходящий на эту роль.
Слегка спасала ситуацию актриса, играющая Крессиду, но одному актёру не вытянуть весь спектакль. Постановка, надо заметить, как режиссёрская работа не плоха. Но всё портят бездарные актёры. Совершенно не интересная пластика и танцы, на уровне 5-класса школы. Хореограф видимо сменился и теперь пластика хромает... Песни поют актёры, у которых почти нет слуха и это тоже портит впечатление, на мой взгляд лучше бы пустили фонограмму. Это явно не тот спектакль на который стоит идти в Сфере... Бывает и лучше. Но хуже тоже бывает...

0
0
2 декабря 2007

Галерея