Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.8 из 5

Голосов: 8

Проголосовать
Уже идут 19

Ходульную пьесу Лорки о бытовом терроризме режиссер Юрий Кордонский пересказал как трагедию матери, задумавшей оградить дочерей от произвола мужского мира. На этом спектакле следует, кроме прочего, знакомиться с Аленой Старостиной, одной из самых сильных выпускниц Льва Додина.

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1

Жанна Зарецкая

582 рецензии · 207 оценок · 567 спасибо

После смерти мужа мать превратила свой дом в застенки, где чахнут, медленно сходя с ума, пять ее дочерей: «Дом Бернарды Альбы» — последняя, невыносимо прямолинейная, пьеса Федерико Гарсии Лорки. Младшая дочь решается на бунт и бежит в ночь к возлюбленному — в ответ мать хватает винтовку и стреляет в совратителя, а дочь вешается. После войны эту пьесу ставили про бытовой терроризм: дом Бернарды Альбы выглядел концлагерем. Позже интересовались испанской психологической экзотикой,... Показать полностью

После смерти мужа мать превратила свой дом в застенки, где чахнут, медленно сходя с ума, пять ее дочерей: «Дом Бернарды Альбы» — последняя, невыносимо прямолинейная, пьеса Федерико Гарсии Лорки. Младшая дочь решается на бунт и бежит в ночь к возлюбленному — в ответ мать хватает винтовку и стреляет в совратителя, а дочь вешается. После войны эту пьесу ставили про бытовой терроризм: дом Бернарды Альбы выглядел концлагерем. Позже интересовались испанской психологической экзотикой, беззакониями и грехами людей, живущих по велению крови, — и младшая Адела выглядела Кармен. Достаточно было поместить в центр декорации белый андалузский домик, залить сцену солнцем из софитов, запустить сюжет в ритмах фламенко…

В Малом драматическом театре экзотика и проч. — табу. Сам Лев Додин сочиняет такие театральные тексты — хоть из Достоевского, хоть из Чехова, — чтобы одним боком укладывались в газетный репортаж, другим в традицию русской литературы с ее страстями. Своим ученикам он отдал малую сцену, где один за другим выходят спектакли той же тематики. Лорку выбрал Юрий Кордонский — тот ученик, который уже поставил здесь очень качественное «Исчезновение»: по жанру — хроника самоубийства, по сути — душераздирающая «стори», где взрослая жизнь ребенка войны превращается в пытку воспоминаниями. Теперь вот Кордонский выбрал «Дом Бернарды Альбы». «Толстым белым стенам» Лорки художник Елена Дмитракова предпочла аскетичный темно-серый интерьер с простыми скамьями вдоль стен. В редкие минуты, когда ставни открываются, сквозь них льется жидкий свет холодного лета средней полосы. Песен не слышно. Никакой Испании — такая история могла бы случиться в любом из домов, за закрытыми дверями. Вот мать и пять дочерей вернулись из церкви, похоронив отца. Расселись на скамьях, и Бернарда (Наталья Фоменко) объявляет о своем решении с бесстрастием мирового судьи: никому не совать носа на улицу, разве что во внутренний дворик, и не снимать траура восемь лет. Сцена вторая: распустив дочерей, Бернарда бросается к портрету мужа и только что не топчет его ногами — так танцуют над прахом тиранов. Сцена пятая или шестая: заметив косметику на лице старшей дочери, Бернарда умывает беднягу из ведра с грязной водой и вытирает половой тряпкой. Что удивительно и потому сразу бросается в глаза — за этим жестом нет желания унизить. Это уже бесстрастность не судьи, а настоятельницы, что наказывает неразумную послушницу во имя ее же спасения.

Психологический театр, без аттракционов и реприз, — всегда шарада. Зрителю — разгадывать мотивы поступков, складывать, как пазл, интонации, взгляды, подтексты. Это еще называется «читать театральный текст». Сегодня все меньше режиссеров этому учат, большинство предпочитает не сочинять спектакли, а излагать броские концепции — в программках и с помощью карикатурных решений. Не сказать, чтобы метафоры Кордонского были слишком мудреными: слишком понятно, для чего пять девочек, оставшись одни, скидывают с себя черные одежды и голышом бросаются к окнам, распахивают ставни и машут вслед уходящим в поле мужчинам (чтобы острее ощущалась их беззащитность, обнаженность перед миром, от которого Бернарда наглухо затворилась). Ясно, почему эти пять затворниц, как пчелы, роятся вокруг служанки Понсии, у которой большой опыт сладких грехов. И невозможно смешная бабка-маразматичка (Мария Никифорова) выходит из комнаты-клетки, где ее держат под замком, только для того чтобы Бернарда, почувствовав себя чужой своим же детям и от этого отчаянно бессильной, смогла простонать: «Почему, мама, вы меня ни разу не пожалели, не приласкали, когда я была ребенком?» Но есть моменты, когда забыв про «текст», впитываешь тончайшую работу актеров. Когда Бернарда бродит по ночному дому лохматой тенью — потому что никому не может доверить безопасность своих монашек поневоле. Когда Понсия (Наталья Акимова), только и мечтающая, как бы насолить хозяйке, вдруг кажется почти что шекспировским Яго, соблазняющим доверчивого противника. Но особенно — когда очередной ночью Бернарда вдруг принимается со щемящей материнской нежностью рассказывать о своем страшном опыте, о женской доле в мире мужского произвола. При таком раскладе младшая Адела, отправившаяся в ночь к Пепе-римлянину, выглядит вовсе не героиней, как хотел Лорка, а полнейшим несмышленышем; ее самоубийство, после того как мать выстрелит в Пепе, — не более чем тинейджерский вызов… Когда же Бернарда бросается в комнату самоубийцы и оттуда раздается ее дробный сухой смех, представляется: именно так мог смеяться над телом Дездемоны обезумевший Отелло или над телом Корделии король Лир.

Скрыть

Пойдут

Рецензии пользователей

Оценка: 5 из 5

Ксения Кривеженко

26 рецензий · 26 оценок · 14 спасибо

В спектакле играют только женщины. Браво режиссеру, игра актеров в МДТ,как всегда,на высоте! Декорации полностью погружают в старый дом,где, кажется, обезумели все. И лишь одна героиня чувствует,что быть беде, но ее не слышат! Конец истории трагичный. Спектакль тяжелый, сильный и захватывающий. Безусловно стоит сходить,если вас не пугают мрачные спектакли!

Оценка: 4 из 5

Светлана Ивлева

42 рецензии · 50 оценок · 72 спасибо

Пьеса Лорки многогранна, на нее можно смотреть с разных сторон. Кто-то считает главной тему любви, потребности женщины в реализации себя через брак, через отношения с любимым мужчиной. Кто-то – историю о тотальной несвободе, о жизни-тюрьме, о том, что зачастую обстоятельства лишают человека возможности выбора и вынуждают его жить чужой жизнью, написанной по чужому сценарию. Я ищу в «Бернарде…» объяснение причины, которая дает основание одному человеку подчинять себе волю других,... Читать полностью

Все рецензии 3

Новые рестораны «Зарядье», кошерная кулинария у Патриарших и греческий гриль в Kombinat Deli

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Недетские развлечения: сложные, страшные и эротические игры 16+

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Что делать, если в доме завелся призрак?...

На канале Comedy Central стартует 4-й сезон самого абсурдного реалити-шоу про бизнес «Nathan for...

Главные вещи осени — платье в цветочек и папин пиджак в мелкую клетку. Платья вы уже видели (если...

Станислав Зельвенский — о фильме «Kingsman: Золотое кольцо», где Джулианна Мур шантажирует планету,...