Драматический |
16+ |
Михаил Левитин |
1 час 45 минут, без антракта |
Этот в некотором смысле выдающийся спектакль будирует уже на уровне названия. «Маленькие трагедии» — близкие к совершенству создания гения Болдинской осени (из которых сюжетообразующий в данном случае «Пир во время чумы» является самой маленькой и наиболее совершенной вещью) — всегда были для нашего театра орехом Кракатуком. Порядком подобломавшие на них себе зубы поколения мастеров сцены как только ни изощрялись в поисках решений, конгениальных пушкинским сценам, с чем только их ни скрещивали и в каких только видах ни транспонировали и транслитерировали. Но вот чтобы так сразу, с места в карьер привить к стволу поэтической гармонии заикающийся, причудливый дичок чертовщины (не гоголевского даже толка, а какой-то, право слово, пелевинской) — на это способен сегодня только лишь такой старый бескомпромиссный авангардист подмостков, как Михаил Захарович Левитин.
Артисты руководимого им театра так, в соответствии с афишным залипанием клавиши, и читают слово «чума», так и декламируют его на все лады. Что, впрочем, никак не объясняет особенностей нынешнего эрмитажного правописания. Вообще нужно сразу же сказать, что понять что-либо в предъявленной нам композиции весьма затруднительно. Даже если ты вслед за самим Левитиным считаешь себя человеком, что-то знающим о традициях театрального авангарда, об опытах Мейерхольда и Терентьева, футуристических «пощечинах общественному вкусу» и обэриутском «реакционном жонглерстве». Левитин не то чтобы продолжает спихивать Пушкина «с корабля современности» — напротив, он всеми силами пытается удержать поэта на этой накренившейся палубе. Другой вопрос, что избираемые для этого выразительные средства отдают не размышлениями видавшего виды мастера (создателя, между прочим, непревзойденных сценических прочтений Хармса и Олеши), а дебютантскими потугами на оригинальность. Трудно отделаться от ощущения, что спектакль рождался по принципу «что в голову пришло — то и ладно». Почему роль Председателя отдана недюжинной Дарье Белоусовой, которая, кто бы спорил, чудо как хороша в своих высоких сапогах и сорочке с брыжами, но дальше любования восприятие характера не продвигается. Почему на сцене весь спектакль фиглярствует покойный Джаксон-весельчак, в честь которого нам в соответствии с ходом сюжета предложили выпить, разнеся по залу пластиковые бокалы с шампанским. Почему в этом истеричном юнце, то и дело выскакивающем откуда-то с листами известного оскорбительного послания Пушкина Геккерену в руках, нам предложено увидеть фигуру самого создателя «Маленьких трагедий». Вопросы, умножаясь и наползая друг на друга, постепенно переводят все происходящее в безумие, в котором, по всей вероятности, предлагается видеть последствия ч-ч-чумы. Из этого тяжелого состояния, впрочем, спектакль два или три раза выскакивает волшебным, прямо-таки пушкинским образом, обнаруживая в отдельных мгновениях и кристальную ясность, и экзистенциальный ужас перед ожидающим нас всех концом, и едва ли не единственное в этой связи упование — на пребывающую в веках великую силу искусства. Распространяться же об этих самых фрагментах не буду, чтобы не лишать удовольствия тех, кто захочет самолично убедиться в упоительности той бездны мрачной, в которую может порой завлечь художника его слишком уж последовательный радикализм.
Хорошая труппа. В спектакле присутствуют не всегда встречающиеся сейчас примеры хорошей дикции и внятной декламации. Но сюжета нет совершенно. Видимо действительно для полного понимания замысла нужно достаточно хорошо разбираться не в искусстве даже, а в Пушкине. Хотя бы перечитать перед просмотром "Маленькие трагедии". А так происходящее на сцене воспринимается с трудом. Видно, что актеры хорошие, они спектакль вытягивают. Но чем они заняты, не совсем понятно. То вдруг среди сумбурного бормотания начинаешь понимать, что это письмо Пушкина к голландскому посланнику. Фигура в латах - вроде скупой рыцарь, и т.д. Но в целое действо никак не складывается.
Этим бы актерам да внятный сюжет - по-моему, было бы отлично.
Условия в малом зале - ужасные. Из-за кулисы жутко дует. Наши соседки из-за этого просто ушли.
считаю, что каждому мыслящему человеку нужно увидеть постановку. единственное, что для полного понимания замысла нужно достаточно хорошо разбираться в искусстве, просто для того, чтобы считать (узнать) персоонажей.понять, что есть "чума" в контексте живших ранее великих гениев.
...................плюс за живость (нескушность) и действительно за то, что сидишь и думаешь, делаешь выводы...сопоставляешь с "сегодня".
плюс за актёрскую игру. почти всё сыграно довольно мягко, правдиво.
...................минус залу. неудобная посадка. нормальная видимость только на первом и последнем ряду.
..................обязательно схожу ещё.