Москва
7.9

Спектакль
Мертвые души

Постановка - Театр им. Маяковского
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Впервые в сценической истории «Мертвых душ» на сцене воплощены оба тома поэмы: хрестоматийный первый и дошедший в отрывках второй. Замысел Гоголя раскрывается в его подлинности: герои произведения предстают перед зрителями не как карикатуры (так их называла «прогрессивная» критика на протяжении полутора веков), а как живые люди со своими слабостями и своей болью, радостями и бедами.
Драматический
12+
Сергей Арцибашев
12 ноября 2005
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
12 июня 2011

Вечное произведение! Я бы рекомендовала перечитывать, пересматривать "Мертвые души" каждые 5 лет: всегда это каждый следующий шаг по трем загробным царствам - Аду, Чистилищу и Раю. Спектакль понравился.

3
0
9
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
19 августа 2009

Начну свой рассказ о спектакле «Мёртвые души», поставленном Арцибашевым (а уж он-то не мог плохо поставить, я же его знаю по Покровке) по «поэме о Чичикове в двух томах», написанной частично Гоголем, а частично Малягиным, так сказать, напополам. Два этих тома и составили два действия, разделённые антрактом и продолжавшиеся два часа. Скажу заранее, что к «внешним данным» спектакля придраться нигде невозможно: во-первых, великолепная игра отлично подобранных актёров, и в первую очередь самого Арцибашева в роли непосредственно Чичикова. Во-вторых, оригинальное решение декораций в виде гигантского вращающегося конуса, с которым можно было проделывать что угодно: и открывать на всеобщее обозрение и его внутреннее пространство, и выставлять что-либо снаружи него, на платформу, приводящую его в движение, и просовывать в отверстия в нём руки и головы. В-третьих, музыка сама по себе и «закадровое» пение хора вместе с пением актёров «в кадре»; все песни не только органично дополняли действие стилистически, но даже и построены в большинстве своём были на сюжетах лирических отступлений Гоголя. Добавим к этому костюмы, свет, превращение суфлёрской будки в бричку – и получим продукт несомненно качественный. Но всё это, как водится, не главное – теперь обратим свой взор ко смыслу. Первое действие – в первую очередь грамотное художественное прочтение гоголевского текста: яркие типажи помещиков, тонкий юмор, и во главе угла – Чичиков, коему отец не оставил денег, а оставил совет копить копейку, с энтузиазмом взявшийся исполнять завещанное родителем и с позиции профессионального психолога подходящий к каждой новой «жертве». Вроде как всё это мы уже в школе проходили, вроде как ничего нового, однако уже там в финале, когда тайну Чичикова раскрывает Ноздрёв (Александр Лазарев), зритель может задуматься, кто из них больший подлец. Однако и все вложенные Малягиным идеи, в первом действии лишь намеченные, и весь предполагаемый Гоголем евангельский подтекст, в первом действии практически незаметный, рельефно проявятся во втором действии. В нём уже невозможно не воспринимать Чичикова, пойманного за руку после очередной аферы и посаженного в клетку, как трагического персонажа. Слишком уж убедительно он доказывает нам, что он – не преступник, он не обижал детей и вдов, а «брал только от богатых». Да и мы сами видим, что его ведёт за собой не жажда наживы, а пленительный призрак семейного счастья, являющийся ему в виде женщины, окружённой стайкой ребятишек, ведь счастье это, по его мнению, невозможно было бы без средств к существованию, без капитала. Сами видим, что его толкает на грех человек со страшным именем Юрисконсульт (Евгений Парамонов), предводитель чиновников, который в первом действии пока только подсказывает Чичикову идею о скупке мёртвых душ, а во втором уже крепко держится за него, преследует, не отпускает, соблазняет, как дьявол, и как дьявол появляется из-под земли – из отверстия в полу сцены. Но если первое действие ещё вполне соответствует названию «Мёртвые души», - в нём мы вполне убеждаемся в никчёмности существования помещиков, – то второе действие следовало бы назвать «Живые души»: в нём выведены два чертовски симпатичных персонажа – Генерал-губернатор (Игорь Костолевский) и Муразов (Игорь Охлупин). Они проповедуют, обращаясь не столько к веку крепостническому, сколько к веку нынешнему: первый доказывает залу, что пришла пора спасать Родину, которая не от иноземцев, а от нас самих гибнет, а второй доказывает Чичикову, что все его планы рушатся, потому что строятся на песке – на обмане. «Какая сила!» - восхищается Чичиков могуществу Юрисконсульта и его свиты; Муразов же и Князь, разговаривая с ним, упирают на то, что на их стороне – правда, истина. Как тут не вспомнить пословицу «не в силе Бог, а в правде», не применить её к гоголевскому глобальному, вселенскому масштабу задуманной трилогии, поспорившей бы с творением Данте, будь она создана?.. И Чичиков, уже наполовину спасённый проснувшейся в нём любовью к Улиньке Бетрищевой, делает свой выбор в пользу правды, а не силы, когда Муразов и Князь убеждают его в том, что его душа – живая, деятельная, просто эту энергию, терпение, смекалку следует направить в иное русло, заставить служить добру, а не злу. Второе действие оканчивается словами кучера Селифана (Юрий Соколов), по-отечески обнимающего своего барина и твёрдо уверенного в том, что если душа – живая, то она бессмертна. Чистилище, в котором прошедший ад Чичиков спасается через страдание, оканчивается преддверием рая, оттого такое светлое, оптимистичное чувство остаётся после просмотра этого спектакля, как вообще после всех спектаклей Арцибашева. Вот так вот с детства знакомое произведение, которое многие привыкли рассматривать как социальную сатиру и не более того, под рукой настоящего Мастера с большой буквы может превратиться в ещё одну прекрасную историю… о любви. Ведь именно без неё, а вовсе не без денег, невозможно семейное – да и не только – счастье, о котором так мечтал воплощённый Арцибашевым Чичиков. Короче говоря – всем настоятельно рекомендую посмотреть сей спектакль, который непременно войдёт в число моих любимых.

19.06.2008
Комментировать рецензию

3
0
1
muller43 muller
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
24 сентября 2012

Спектакль без какой-либо сюжетной линии. Вытягивают спектакль только Сергей Удовик (Чичиков) и Алексей Дякин (Ноздрев). Определенно идти не стоит.
Из оргмоментов. если будете заказывать билеты через интернет не верьте тому, что написано на сайте. билет вам выдадут не при входе у администратора, а в кассе.
При выходе открыта была только одна створка двери на улицу.... результат - самое большое столпотворение из всех что видел в театрах))

2
0
5
MrArtem Kuzmin
4 отзыва, 10 оценок, рейтинг 12
22 мая 2014

Прекрасный спектакль, великолепная игра актёров, интересная задумка и декорации, но это не Гоголь...
Декорации - это отдельная история, они были необычны и их идея мне очень понравилась, как тут уже было описано. Были два полукруга: внутри белые, а снаружи тёмные, которые вращались и имели множество разнообразных срытых дверей. Эти двери подводили всех актёров. Они настолько поизносились, что некоторые из них открывались не вовремя. Скажем, опозоренный Чичиков бился во все открытые двери к своим друзьям, но те их закрывали, и вот он повернулся спиной к декорациям и начал произносить свой монолог, а эти два полукруга с дверьми начали вращаться, и на фразе:"Да что же все мои друзья закрыли перед носом моим двери"- случайно такая открывшаяся ударяет его по спине. По логике своей пропадает целиком второе действие, так как зачем ему куда-то ехать, если путь ему открылся. Таких случаев было много.
Если вы не читали и не собираетесь читать "Мёртвые души", то, конечно, приходите. А иначе, до появления Плюшкина постановка не похожа на Гоголевский текст. Местами опошлена несуществующими действиями Ноздрёва, Чичикова и женой Манилова, которая умудрялась делать такие жесты, что платье её поднималось до невероятных высот.
Всё выше сказанной компенсируется сильной концовкой, которая заставит Вас задуматься о России и душе.

1
0
7
светлана дягилева
117 отзывов, 179 оценок, рейтинг 92
20 марта 2014

Решилась пойти на "Мертвые души" потому, что была наслышана, что это классическая постановка с Немоляевой и Костолевским.
Спектакль был поделен на 2 части по соответственно томам. Второй том я не читала, да нас и не заставляли.
Спектакль в целом мне понравился. Это хороший, добротный спектакль с замечательными актерами. Это тот самый спектакль, куда не страшно привести школьников (в отличие от "Евгения Онегина" в Вахтанговском, который замечательный, но не для школьников). В целом сильно урезанная повесть с классическим текстом.
Были очень интересные декорации, точнее то, что из них сделали. По кругу сцены до потолка было высокое полотно, которое с внешней стороны черное, с внутренней - белое. Эта декорация двигается и состоит из двух частей, чтобы можно было раскрыть их. Так вот с черной стороны декорация была обшита тянущейся тканью, через которой можно просовывать руки, головы, тела, реквизит. Было очень интересно! Самое поразительное, что декорации двигались с невероятной точностью: в нужный момент останавливались, и актеры, которые были внутри, подавали необходимые вещи на сцену, протягивая руку, или высовываясь при необходимости (они сами были периодически частью реквизита).
Еще мне понравилась бричка Чичикова: на авансцене сняли несколько досок, сделали сиденье для кучера и переносной ящик-скамейку для Чичикова. Верх был перекидной и складывающийся. Мне очень понравилась такая находка.
Костюмы били хороши! Костюмы той эпохи: дамы в платьях на кольцах, мужчины в костюмах. Больше всего костюмов у Немоляевой: в первом действии одно для роли Коробочки, второе - светлое для светской дамы; во втором - темное для дамы.
Из юмора было несколько моментов: подпись Коробочки (Немоляева): "Кор.ру", а потом ру переигралось в "Рубь давай"; "собаки"; Приятная дама и Дама, приятная во всех отношениях.
Мне очень понравился Костолевский! Просто невероятный! В первом действии он играл Плюшкина, а во втором - Генерал-губернатора. Я даже не узнала его в роли Плюшкина! Конечно, я высоко сидела, конечно, я его по фильму "Безымянная звезда" помню молодым, но он был невероятный Плюшкин! Он был похож на Бабу-Ягу! В каком-то невероятном ношеном, рваном, убогом халате-платье, с каким-то непонятным головным убором, весь сгорбленный, обиженный на родственников, невероятно жадный, торгующийся из-за воздуха. Во втором действии в роли Генерал-губернатора он уже в костюме, с красавицей-женой, седоватый солидный господин.
Еще я отметила для себя Кучера Чичикова. Он интересный и замечательный. Пусть роль маленькая, но в этой роли актер вложил столько любви к странному барину! И особенно в конце, когда говорил о душе.
Мое мнение таково: это очень хороший спектакль особенно для любителей классики и классических постановок (если не учитывать декорации). При походе на спектакль нужно быть готовым к огромному числу бешеных школьников. Они действительно порой похожи на бешеных, особенно, когда их не контролируют учителя. Иногда кажется, что они первый раз пришли в театр и не знают, что обычно молчат во время спектакля. Мне повезло, я сидела там, где не было школьников - они сидели на моем ярусе выше.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все