Театральная афиша Москвы

Спектакль Мертвые души

7

Краткое изложение обоих томов поэмы Гоголя.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Рябова
отзывы:
160
оценок:
34
рейтинг:
116
5

Краткое изложение обоих томов с реверансами Кремлю

«Мертвые души» будут показаны в рамках гастролей московского Театра им. Ма­яковского рядом с еще двумя постановками художественного руководителя этого стационара, Сергея Арцибашева: «Женитьбой» того же Гоголя (очень давней) и «Опасным поворотом» английского классика Пристли (наоборот, новейшей). Арцибашев в классике с удовольствием отыскивает актуальные черты, но так тен­денциозно, что выглядит это соцзаказом. В соавторах-инсценировщиках у него ходит Владимир Малягин, сценарист опуса Юрия Грымова «Чужие», где американские врачи изображены подлыми тварями, а русские офицеры — героями. «Мертвые души» в идеологическом смысле тоже ­абсолютно благонадежны. Их порядком подрезали, причесали и выпустили в свет с подзаголовком «Поэма о Чичикове». Искали героя? Нате.

Первый том перенесен на сцену в крат­ком пересказе для школьников. Вот Чичиков (Сергей Арцибашев) — глубоко несчастный аферист, вот провинциальное светское общество в бальной зале, вот по­мещики, олицетворяющие разные пороки: Коробочка (Светлана Немоляева) — пустоголовая и хваткая бормотунья; Плюшкин (Игорь Костолевский) — Баба-яга из фильмов-сказок Александра Роу; Ноздрев (Александр Лазарев) — прямиком с классических иллюстраций к гоголевской по­эме. Правда, в тексты ролей вдруг вкрадываются современные шутки вроде «Подписываю: Коро-точка-ру», от которых зал заходится в восторге. И всякий раз, когда Чичиков произносит «Мертвые души», свет становится инфернальным, и тут уж либо ворон закричит, либо собака заво­ет — словом, такая чертовщина делается, которую только слепой не заметит. В этом другая беда спектакля — он рассчитан на зрителя, который без подсказок думать не умеет. Чичиков — Арцибашев без конца сам себя объясняет. То, что по Станиславскому должно быть в подтексте, у этого — в открытой жалобе: «Честно не скопил, а пожить хочется». Или взять сцену без слов: Чичиков отправляется в дорогу, гаснет свет вокруг, и как меняется лицо, как из маленького человека вылазит — остренькой тенью уха, недобрым глазом — мелкий бес. А в реальности он сам оказывается пешкой в игре других бесов, канцелярских, и попадает за решетку, откуда жалуется: как это его, приличного человека, да к каторжным? Считай, аллюзия на судьбу олигарха.

Второй акт, то есть второй том, который и в оригинале отдает нравоучением, Арцибашев-режиссер вовсе превращает в проповедь. Уходят краски, и в какой-то момент остается на сцене только черное и белое: бес-юрисконсульт (Евгений Парамонов), ходульно-благородная Улинька (Мария Костина), картонно-трудолюбивый «капиталист» Костанжогло и как апофеоз — справедливый губернатор (Игорь Костолевский), который рвется огнем и мечом искоренить взятки и бюрократию. Когда в финале он в белой рубахе выходит на авансцену и, глядя прямо в зал, призывает посовеститься, опомниться и подумать о России — становится безумно стыдно. Стыдно за талантливых и в меру возраста циничных людей, ­ко­торые превращают театр в уголок оратора.

Отзывы пользователей о спектакле «Мертвые души»

Фото Люба О
отзывы:
142
оценок:
222
рейтинг:
184
7

Вечное произведение! Я бы рекомендовала перечитывать, пересматривать "Мертвые души" каждые 5 лет: всегда это каждый следующий шаг по трем загробным царствам - Аду, Чистилищу и Раю. Спектакль понравился.

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
9

Начну свой рассказ о спектакле «Мёртвые души», поставленном Арцибашевым (а уж он-то не мог плохо поставить, я же его знаю по Покровке) по «поэме о Чичикове в двух томах», написанной частично Гоголем, а частично Малягиным, так сказать, напополам. Два этих тома и составили два действия, разделённые антрактом и продолжавшиеся два часа. Скажу заранее, что к «внешним данным» спектакля придраться нигде невозможно: во-первых, великолепная игра отлично подобранных актёров, и в первую очередь самого Арцибашева в роли непосредственно Чичикова. Во-вторых, оригинальное решение декораций в виде гигантского вращающегося конуса, с которым можно было проделывать что угодно: и открывать на всеобщее обозрение и его внутреннее пространство, и выставлять что-либо снаружи него, на платформу, приводящую его в движение, и просовывать в отверстия в нём руки и головы. В-третьих, музыка сама по себе и «закадровое» пение хора вместе с пением актёров «в кадре»; все песни не только органично дополняли действие стилистически, но даже и построены в большинстве своём были на сюжетах лирических отступлений Гоголя. Добавим к этому костюмы, свет, превращение суфлёрской будки в бричку – и получим продукт несомненно качественный. Но всё это, как водится, не главное – теперь обратим свой взор ко смыслу. Первое действие – в первую очередь грамотное художественное прочтение гоголевского текста: яркие типажи помещиков, тонкий юмор, и во главе угла – Чичиков, коему отец не оставил денег, а оставил совет копить копейку, с энтузиазмом взявшийся исполнять завещанное родителем и с позиции профессионального психолога подходящий к каждой новой «жертве». Вроде как всё это мы уже в школе проходили, вроде как ничего нового, однако уже там в финале, когда тайну Чичикова раскрывает Ноздрёв (Александр Лазарев), зритель может задуматься, кто из них больший подлец. Однако и все вложенные Малягиным идеи, в первом действии лишь намеченные, и весь предполагаемый Гоголем евангельский подтекст, в первом действии практически незаметный, рельефно проявятся во втором действии. В нём уже невозможно не воспринимать Чичикова, пойманного за руку после очередной аферы и посаженного в клетку, как трагического персонажа. Слишком уж убедительно он доказывает нам, что он – не преступник, он не обижал детей и вдов, а «брал только от богатых». Да и мы сами видим, что его ведёт за собой не жажда наживы, а пленительный призрак семейного счастья, являющийся ему в виде женщины, окружённой стайкой ребятишек, ведь счастье это, по его мнению, невозможно было бы без средств к существованию, без капитала. Сами видим, что его толкает на грех человек со страшным именем Юрисконсульт (Евгений Парамонов), предводитель чиновников, который в первом действии пока только подсказывает Чичикову идею о скупке мёртвых душ, а во втором уже крепко держится за него, преследует, не отпускает, соблазняет, как дьявол, и как дьявол появляется из-под земли – из отверстия в полу сцены. Но если первое действие ещё вполне соответствует названию «Мёртвые души», - в нём мы вполне убеждаемся в никчёмности существования помещиков, – то второе действие следовало бы назвать «Живые души»: в нём выведены два чертовски симпатичных персонажа – Генерал-губернатор (Игорь Костолевский) и Муразов (Игорь Охлупин). Они проповедуют, обращаясь не столько к веку крепостническому, сколько к веку нынешнему: первый доказывает залу, что пришла пора спасать Родину, которая не от иноземцев, а от нас самих гибнет, а второй доказывает Чичикову, что все его планы рушатся, потому что строятся на песке – на обмане. «Какая сила!» - восхищается Чичиков могуществу Юрисконсульта и его свиты; Муразов же и Князь, разговаривая с ним, упирают на то, что на их стороне – правда, истина. Как тут не вспомнить пословицу «не в силе Бог, а в правде», не применить её к гоголевскому глобальному, вселенскому масштабу задуманной трилогии, поспорившей бы с творением Данте, будь она создана?.. И Чичиков, уже наполовину спасённый проснувшейся в нём любовью к Улиньке Бетрищевой, делает свой выбор в пользу правды, а не силы, когда Муразов и Князь убеждают его в том, что его душа – живая, деятельная, просто эту энергию, терпение, смекалку следует направить в иное русло, заставить служить добру, а не злу. Второе действие оканчивается словами кучера Селифана (Юрий Соколов), по-отечески обнимающего своего барина и твёрдо уверенного в том, что если душа – живая, то она бессмертна. Чистилище, в котором прошедший ад Чичиков спасается через страдание, оканчивается преддверием рая, оттого такое светлое, оптимистичное чувство остаётся после просмотра этого спектакля, как вообще после всех спектаклей Арцибашева. Вот так вот с детства знакомое произведение, которое многие привыкли рассматривать как социальную сатиру и не более того, под рукой настоящего Мастера с большой буквы может превратиться в ещё одну прекрасную историю… о любви. Ведь именно без неё, а вовсе не без денег, невозможно семейное – да и не только – счастье, о котором так мечтал воплощённый Арцибашевым Чичиков. Короче говоря – всем настоятельно рекомендую посмотреть сей спектакль, который непременно войдёт в число моих любимых.

19.06.2008
Комментировать рецензию

Фото muller43 muller
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
1

Спектакль без какой-либо сюжетной линии. Вытягивают спектакль только Сергей Удовик (Чичиков) и Алексей Дякин (Ноздрев). Определенно идти не стоит.
Из оргмоментов. если будете заказывать билеты через интернет не верьте тому, что написано на сайте. билет вам выдадут не при входе у администратора, а в кассе.
При выходе открыта была только одна створка двери на улицу.... результат - самое большое столпотворение из всех что видел в театрах))

Фото MrArtem Kuzmin
отзывы:
4
оценок:
10
рейтинг:
10
5

Прекрасный спектакль, великолепная игра актёров, интересная задумка и декорации, но это не Гоголь...
Декорации - это отдельная история, они были необычны и их идея мне очень понравилась, как тут уже было описано. Были два полукруга: внутри белые, а снаружи тёмные, которые вращались и имели множество разнообразных срытых дверей. Эти двери подводили всех актёров. Они настолько поизносились, что некоторые из них открывались не вовремя. Скажем, опозоренный Чичиков бился во все открытые двери к своим друзьям, но те их закрывали, и вот он повернулся спиной к декорациям и начал произносить свой монолог, а эти два полукруга с дверьми начали вращаться, и на фразе:"Да что же все мои друзья закрыли перед носом моим двери"- случайно такая открывшаяся ударяет его по спине. По логике своей пропадает целиком второе действие, так как зачем ему куда-то ехать, если путь ему открылся. Таких случаев было много.
Если вы не читали и не собираетесь читать "Мёртвые души", то, конечно, приходите. А иначе, до появления Плюшкина постановка не похожа на Гоголевский текст. Местами опошлена несуществующими действиями Ноздрёва, Чичикова и женой Манилова, которая умудрялась делать такие жесты, что платье её поднималось до невероятных высот.
Всё выше сказанной компенсируется сильной концовкой, которая заставит Вас задуматься о России и душе.

Фото Светлана Дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
85
7

Решилась пойти на "Мертвые души" потому, что была наслышана, что это классическая постановка с Немоляевой и Костолевским.
Спектакль был поделен на 2 части по соответственно томам. Второй том я не читала, да нас и не заставляли.
Спектакль в целом мне понравился. Это хороший, добротный спектакль с замечательными актерами. Это тот самый спектакль, куда не страшно привести школьников (в отличие от "Евгения Онегина" в Вахтанговском, который замечательный, но не для школьников). В целом сильно урезанная повесть с классическим текстом.
Были очень интересные декорации, точнее то, что из них сделали. По кругу сцены до потолка было высокое полотно, которое с внешней стороны черное, с внутренней - белое. Эта декорация двигается и состоит из двух частей, чтобы можно было раскрыть их. Так вот с черной стороны декорация была обшита тянущейся тканью, через которой можно просовывать руки, головы, тела, реквизит. Было очень интересно! Самое поразительное, что декорации двигались с невероятной точностью: в нужный момент останавливались, и актеры, которые были внутри, подавали необходимые вещи на сцену, протягивая руку, или высовываясь при необходимости (они сами были периодически частью реквизита).
Еще мне понравилась бричка Чичикова: на авансцене сняли несколько досок, сделали сиденье для кучера и переносной ящик-скамейку для Чичикова. Верх был перекидной и складывающийся. Мне очень понравилась такая находка.
Костюмы били хороши! Костюмы той эпохи: дамы в платьях на кольцах, мужчины в костюмах. Больше всего костюмов у Немоляевой: в первом действии одно для роли Коробочки, второе - светлое для светской дамы; во втором - темное для дамы.
Из юмора было несколько моментов: подпись Коробочки (Немоляева): "Кор.ру", а потом ру переигралось в "Рубь давай"; "собаки"; Приятная дама и Дама, приятная во всех отношениях.
Мне очень понравился Костолевский! Просто невероятный! В первом действии он играл Плюшкина, а во втором - Генерал-губернатора. Я даже не узнала его в роли Плюшкина! Конечно, я высоко сидела, конечно, я его по фильму "Безымянная звезда" помню молодым, но он был невероятный Плюшкин! Он был похож на Бабу-Ягу! В каком-то невероятном ношеном, рваном, убогом халате-платье, с каким-то непонятным головным убором, весь сгорбленный, обиженный на родственников, невероятно жадный, торгующийся из-за воздуха. Во втором действии в роли Генерал-губернатора он уже в костюме, с красавицей-женой, седоватый солидный господин.
Еще я отметила для себя Кучера Чичикова. Он интересный и замечательный. Пусть роль маленькая, но в этой роли актер вложил столько любви к странному барину! И особенно в конце, когда говорил о душе.
Мое мнение таково: это очень хороший спектакль особенно для любителей классики и классических постановок (если не учитывать декорации). При походе на спектакль нужно быть готовым к огромному числу бешеных школьников. Они действительно порой похожи на бешеных, особенно, когда их не контролируют учителя. Иногда кажется, что они первый раз пришли в театр и не знают, что обычно молчат во время спектакля. Мне повезло, я сидела там, где не было школьников - они сидели на моем ярусе выше.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить