Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Вий, Санкт-Петербург

7.8

Нешуточный хоррор для семейного просмотра

Руслан Кудашов, который на заре карьеры заставил ангела с огромными глазами летать над гоголевским Петербургом, несколько лет назад несказанно удивил поклонников: возглавив БТК, поставил в нем жутковатый хоррор, где даже простые черти напоминают голливудского Хищника. Про Панночку нечего и говорить.

Место проведения

Большой театр кукол

Большой театр кукол

8.3
Театр кукол с большой историей
Основанный в 1931 году, сегодня БТК представляет собой один из самых живых театров кукол в стране. Руководит им режиссер и педагог Руслан Кудашов, интересующийся в первую очередь постановкой спектаклей для взрослой публики: таковы, к примеру, «Вий» и «Холстомер». В малом зале тем временем идут культовый «Слоненок» 1964 года постановки, вязаный «Колобок» и психоделическая «Репка» для зрителей 0+.
касса+7 (812) 273 66 72
адрес

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569

Взрослых без детей в БТК не приглашали со времен Виктора Сударушкина, выдающегося шестидесятника, который ставил в кукольном формате Зощенко, Маяковского, Достоевского, Шукшина, Гашека. Теперь в театре кукол установили выгородку вроде дачного сарайчика с целой очередью святых в рублевском стиле на стенах, и режиссер Руслан Кудашов панибратским тоном предложил взрослому аншлаговому залу разделить с ним и артистами волнение и нервы премьерного спектакля. В исполнении любого другого режиссера такой пролог прозвучал бы неприлично. Но Кудашов приучил публику к такому обращению: в его собственном кукольном театре «Потудань» все спектакли пронизаны ровно интонацией интеллигентского панибратства. Она допускается, потому что по сцене ходят куклы Алевтины Торик и Андрея Запорожского с глазами героев древнерусских икон и в движениях персонажей страдания и боли не меньше, чем в позах умирающего лебедя Ульяны Лопаткиной. В спектаклях допускается присутствие ангелов и другие свидетельства высшей справедливости. Так что, увидев вереницу нимбов на сцене БТК, я приготовилась выслушать долгую молитву о душе философа Хомы Брута, загубленного красавицей-покойницей-ведьмой.

Молиться не пришлось. Стоило погаснуть свету, со стен зашуршало: «Чичер — ячер — на вечер, кто не был на пиру, тому волосы деру с кровью, с мясом, с печенью-перепеченью». Между иконами заползали чертенята, похожие на гремлинов. Так шуршали летучие мыши в «От заката до рассвета» за секунду до превращения в вампиров. У Кудашова нечисть тоже вырастает до человеческого размера — через пять минут сквозь стены просачиваются три чудища (актеры в масках и хламидах), три модификации голливудского «Хищника». Воплощения зла социологизированы: их кликухи и функции — Вожак, Канцелярист, Шестерка — взяты из бандитского сериала. Это они спрятаны под всеми остальными масками спектакля. Маг театрального освещения Глеб Фильштинский заполнил сарайчик густым дымом цвета клюквенного сока — он сочится из всех щелей и застилает глаза, как кровавая пелена застит экран в 3-D-стрелялках. Жертву злодеев — философа Хому Брута — играет Денис Пьянов. У него выходит самый органичный и непротивный из всех виденных мною доселе на сцене пьяниц. К антракту уже понимаешь, что режиссер рассчитывал на большее, чем ассоциации с компьютерной игрой, от которой человек не может отключиться. Замкнутый сарайчик, откуда вопреки здравой логике не выходит Хома, — это коробка сознания, переполненная всеми сегодняшними страхами. Горилка работает как вирус: пьешь, чтобы забыться от страхов, — пьяный ум производит новые кошмары. Старушенция, что пустила переночевать Хому в одинокую избушку, едва зайдет солнце, морщинистым лицом заслонит окно, а ручищами обхватит стены и будет тянуться до Хомы. Такой враг стоит трех назгулов на парящих драконах, и это — ювелирная ручная работа техников, кукловодов и осветителей.

Дальнейший сюжет известен: Хома исколотит старуху, та обернется дочкой сотника и перед смертью завещает семинаристу Хоме Бруту отпевать себя три ночи подряд. Концовка у Кудашова имеет две составляющих: банальную и актуальную. Банальная: «красные глаза дьявола», спроецированные на задник, окажутся глазами самого мученика Фомы — наш вий, стало быть, живет внутри нас. Актуальная: когда «хищники», отбросив с дороги тело Фомы, заводят свое «чичер-ячер», понимаешь, что прошел сеанс изживания страхов по старому детскому рецепту, который предлагает наприглашать знакомых, выключить свет и зашептать с нарастанием: «В черном-черном лесу стоит черный-черный дом, в черном-черном доме стоит черный-черный гроб, в черном-черном гробу лежит черный-черный мертвец…» Главное в этом хорроре — финал.

Отзывы пользователей о спектакле «Вий»

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
782
7

Хоррор в театре
...никогда бы не подумал. Смотрел я «Панночку» по Садур Орловского театра – там было страшно, в БТК страшно не было. Было жутко и красиво. Думаю, у режиссера и не стояло задачи напугать. А вот создать атмосферу ужаса, греха – вполне удалось. После «Вия» в БТК и не знаю, как представить «Вия» на сцене драматического театра.
Доски и свет из-под них могут заставить еще раз прийти на «Вия» - полюбоваться…
- Как будет летать панночка в кукольном? – спрашивал я себя в самом начале. Летающий гроб очень порадовал. Еще больше (поразил) белый свет в финале. Ради одного финала можно смотреть «Вия»
А что в итоге: в итоге задумаешься, как бы праведно жить и не грешить. без всякого пафоса

Фото moemnenie
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
7
7

Этот спектакль в первую очередь, необычный, и временами действительно страшный. В качестве его достоинств хочется отметить: много интересных сценических решений и даже спецэффектов, которые можно позволить себе на маленькой сцене и далеко не дурную игру главного героя Дениса Пьянова (Хомы). Особенно радует то, прямое попадание типажа актера в роль, в результате чего Хома выглядит вполне достоверно.
Ставить спектакль по столь простому и хрестоматийному сюжету всегда нелегкая задача. Режиссер Руслан Кудашев достойно с ней справился и проявил при этом присущую ему оригинальность в поиске выразительных средств. От лица простых зрителей выражаю ему большую благодарность.
И последнее, маленьких детей и людей с излишне впечатлительной психикой от спектакля лучше воздержаться. Могут замучить ночные кошмары.

Фото Irena Kristo
отзывы:
23
оценок:
25
рейтинг:
2
7

Спектакль «Вий» реж. Руслана Кудашова в Большом Театре Кукол - это спектакль о человеке, разложившегося от примитивности своей жизни до такой степени, что тут либо в гроб, либо изменяться. И приходя в дом к бабке, Хомка «ныряет» в этот мир изменений, свой собственный мир. Черти силой подбрасывают Хомку, и он падает в это кубическое деревянное помещение, напоминающее коробку. Двери закрываются, и Хома Брут оказывается в своем мире, состоящем из пороков: пьянства, плотских утех, обмана и страха... Орнаментом мира Хомы Брута служат деревянные доски, которым заколачивают гробы. Очень по-гоголевски. И Хомка Брут начинает биться в гробике собственного сознания, который вот-вот погрузят на дно сырой земли.
Все действие напоминает сон в бреду. Главный герой вроде бы и живет «реальной» жизнью»: общается с местными жителями, знакомится с людьми, разговаривает, но все это имеет тень нереальности, некой стекляности жизни, будто бы с героем происходит сон во сне, и засыпая в своем первом сне, он хочет проснуться, отрезветь от происходящего, но погружается в еще более жуткий кошмар.
Основной конфликт, который происходит в спектакле «Вий» - внутренний конфликт, борьба с собой и собственным страхом, и Хомочка Брут в этом смысле становится неким психологом, блуждающим по собственному иррациональному миру. Отпевая одержимую дьяволами Панночку, Хома Брут отпевает себя, проводит экзорцистский обряд, очищение от собственного страха. И, конечно, страх не рождается на пустом месте, это внутренний конфликт, ищущий выхода, и в спектакле выходом представляется Панночка – летающая над потолком, стоящая вверх ногами, выпрыгивающая из гроба… Все это взрыв эмоций Хомы Брута.
Каждую ночь происходит борьба со своим страхом, и каждую последующую ночь, Хома Брут боится все больше и больше, желая избежать времени отпевания девушки, подобно тому, как боящийся утонуть, избегает водоемов. Но страх можно искоренить лишь столкнувшись с ним лицом к лицу. И перед главным героем встает выбор и рождаются сомнения: А идти ли дальше? И звучание этого выбора много больше, чем просто выбор из вариантов «да» или «нет», это выбор – жить в своем собственном гробике или наконец «поднять веки»…

Гоголевские мотивы, его виденье мира, почерк, и даже самый главный страх, очень чувствуются в спектакле «Вий». Руслан Кудашов рассказал немного иную историю произведения Гоголя, сохранив его ауру и осуществив некое психологическое исследование природы страха, пустившись в путешествие по миру бессознательного философа Хомы Брута.

Полная версия рецензии по ссылке: http://irenkristo.livejournal.com/5121.html

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить