Театральная афиша Москвы

Спектакль Волшебная флейта
Постановка Большой театр

5.5
Создатели
Режиссёр

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
92

В Большом театре «Волшебная флейта» не шла сто лет — и это не метафора, а вполне точная цифра. А на его новой сцене опера и вовсе появляется вслед за тем, как ее автора, Вольфганга Амадея Моцарта, под бдительным присмотром депутатов Государственной думы подвергли клонированию Леонид Десятников и Владимир Сорокин. Ситуация нестандартная, что и говорить. Потому что в своей родной Вене «Волшебная флейта» успела стать модной еще при жизни Моцарта, притом что это была его последняя опера и дата ее написания (1791) совпадает с годом его смерти. Ну а уж за истекшие два столетия «Флейта» заполонила все сколько-нибудь уважающие себя оперные сцены мира.

Надо сказать, что сказочный сюжет про прекрасную девицу, похищенную злыми силами, а затем спасенную принцем-девственником для свободы и любви, был популярен и до того, как за него взялись Моцарт и его либреттист Эмануэль Шиканедер. Чтобы публика не скучала, к галантному принцу обычно еще прилагались грубоватый провожатый и пара музыкальных инструментов. В одной из предшественниц «Волшебной флейты», например, это были цитра для главного героя и фагот для его спутника — публике оставалось только обсуждать длину фагота и те чудеса, которые он может совершить.

Но когда дело дошло до флейты и колокольчиков, которыми своих героев снабдил Моцарт, то оказалось, что о формах, размерах и других фрейдистских гадостях думать совершенно невозможно. В голову лезет исключительно высокое и светлое, причем в невероятных количествах. В этом отличие «Волшебной флейты» не только от ее предшественниц, но и от всех опер вообще. Воспользовавшись подручным сюжетным хламом, Моцарт написал веселый гимн гармонии, симметрии, целесообразности и всеобщему братству, которое в его время ассоциировалось с масонскими идеалами.

Принято считать, что именно этим идеалам мы обязаны появлением в моцартовской партитуре восточно-ритуальных мотивов и особого значения цифры 3: увертюра начинается с троекратного повтора аккорда, а трем сладострастным барышням бальзаковского возраста противопоставлены три строгих ангела мужского пола. Барышни являются свитой мстительной Царицы Ночи, а мальчики действуют на руку мудрому и солнечному Зарастро, который представляет собой, конечно же, родного брата Заратустры и управляет чем-то вроде рая на земле. Впрочем, такое неполиткорректное распределение сил добра и зла у авторов оперы произошло не сразу — до какого-то момента Зарастро выглядит в опере вполне примитивной злой силой, похитившей прекрасную и чистую Памину, которую надлежит спасти не менее прекрасному и чистому Тамино. И только ближе к середине вдруг все оказывается не так просто — это потому, что Моцарт с Шиканедером, написав уже кучу текста, вдруг круто изменили план, отчего либретто, надо сказать, оказалось поводом для ругани не хуже сорокинского.

Короче говоря, финальный смысл оперы таков: Зарастро устраивает влюбленным разнообразные испытания, чтобы очистить и укрепить их чувства, а заодно привести молодежь в ряды своих дряхлеющих соратников. Это ведь только простаку Папагено, сопровождающему главного героя, можно любить свою Папагену просто так, вхолостую, без общественной пользы. А чувства избранных представителей нового поколения, таких как Тамино и Памина, — это средство для достижения более высоких и общегуманных целей.

Впрочем, толкование самой метафоричной оперы Моцарта — удел постановщиков, которые, понятое дело, уже как только не отрефлектировали и не переиначили все ее фантастические переплеты. Герои «Волшебной флейты» уже побывали на разных сценах мира и цирковыми клоунами, где пару белых оттеняет пара рыжих, и поп-звездами с микрофонами в руках, противопоставляющими свою индивидуальную свободу консервативным и обветшалым буржуазным ценностям. Но для нас после столетнего перерыва было бы неплохо, чтобы кто-нибудь для начала толково рассказал сюжет и обучил певцов простому моцартовскому совершенству. Большой театр возложил эти обязанности на британцев: дирижера Стюарта Бедфорда, который специализируется на Моцарте и Бриттене, а также режиссера Грэма Вика с его постоянным художником Полом Брауном, которые этим летом поставили еще одну «Флейту». Правда, без особого успеха. Но зато в Зальцбурге.

Отзывы пользователей о спектакле «Волшебная флейта»

Фото Анна Ульянова
отзывы:
6
оценок:
36
рейтинг:
16
5

Вы, Поклонники красоты и грации, Вы, Обожатели произведений Подлинного искусства, и Вы, Знатоки театра и оперы! Все вы, прошу Вас, идите пожалуйста домой, а еще лучше поезжайте в Вену или Милан и там ходите в театр! Там слушайте оперу ! . . Ну а если уж решились пойти на эту "Волшебную флейту" , то умоляю Вас, закройте глаза и только лишь слушайте. Слава Небесам, "осовременить" Моцарта и дать его сочинениям новую интерпретацию еще никому в голову не пришло!.. Ни в коем случае не смотрите на сцену!! Ибо по ней будет метаться Принц в джинсах, кататься уродливая декорация..на этой сцене вы увидите (и испугаетесь, увидев) каких-то людей в противогазах, автомобиль "Волга" черт знает какого года выпуска, символизирующий конечно же что-то очень важное, но вот что...?.. Как они надоели, эти интеллектуальные конструкции, эти извращения ума ! ..и эти Гении нашего века, навсегда подавившиеся чужой славой ! Они творят! Жгут величественные храмы, чтобы прославиться, пишут продолжения к произведениям искусства, для которых продолжения быть не может, из гениальных пьес создают убогие фильмы, трактуют как им заблагорассудится Шекспира, Данте, Боккаччо, Гете, Булгакова. А еще иногда они появляются в театре и тогда-только держись!! "Лебединое озеро"- с голыми балеринами, "Травиата"-со стриптизерами :/ вспомнили и про Моцарта. И вот она!!! Новая "Волшебная флейта" с современными декорациями за две копейки, с похабными намеками на секс, со ставшими уже привычными для современного театра(Увы и Ах!) полуголыми женщинами.. А самое печальное-у нее, у этой интерпретации, свой слушатель и зритель есть, который говорит про это "гениально" и строит соответствующую гримаску, и аплодирует, как специально обученная обезьянка. И этот зритель идет сам смотреть это безобразие и ведет с собой брата, сестру, девушку, мужа, деда..Театр подзаработает деньжат :)))) дураков хватает..;)....ps. Моцарту-пять, Вику и Брауну-единицу :D средняя оценка - трояк :)))))))))

Фото art-passage
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

Вы пришли в известный ресторан, чтобы отведать фуагра и дорогого шампанского. Вы заказывали столик за 1,5 месяца и с нетерпением предвкушали замечательный вечер, когда прикоснетесь к прекрасному. Но вот незадача - официант принес Вам кусок экскрементов и ослиную мочу.
Вы расстроены? Не вздумайте - вкушайте и радуйтесь, это гениальный замысел великого Грэма Вика! Вы смущены/подавлены/разгневаны? Отлично - на это и рассчитывал гениальный режиссер! Реплики на немецком дикими, срывающимися голосами. Папагено, давящий косяк и рассуждающий о том, что теперь ему все кажется великолепным... Пропаганда наркотиков? Что Вы - искусство!
Отвратительные декорации и костюмы, впечатление от которых не смог компенсировать даже высокий профессиональный уровень оперного вокала. Треть несчастных, купившая билет, но вынужденная покинуть спектакль после первого действия... Еще треть, оставшаяся недоумевать, и отказавшаяся аплодировать этой пародии на оперу.
Господа, если Вам не повезло купить билеты на сие действо - запаситесь тухлыми помидорами, они Вам очень пригодятся.

Фото Swanilda
отзывы:
45
оценок:
99
рейтинг:
37
1

Абсолютно согласна со всеми отрицательными рецензиями, даже более того - это все гораздо хуже на самом деле, чем может показаться! Три дамы больше не переодеваются в Мерилин Монро перед зрителями, только раздеваются; Тамино не лежит в трусах (хотя это фото все еще на сайте театра), а ходит с самого начала в куртке и брюках. Но красной ниткой все равно проходит нелюбовь автора к отношениям мужчины и женщины, и атмосфера мерзости витает в воздухе. Папагено с косяком, нюхающий трусы Папагены-старухи, в массовке проститутки (конечно, на первом плане, чтобы кто-нибудь не дай бог не пропустил самого гадостного), Памина в уродующем ее (и кого угодно!) платье клоунессы в окружении кривляющихся клоунов, висящие на сцене 2 глаза и размалеванный рот с кариозными зубами (портрет Памины), картонное лицо с дырками вместо глаз и рта, напомнившее мне фильмы про маньяков-убийц из 90-х. Дядечки в узких черных плавочках ложатся под лампы, сверкая кто дряблыми животами, кто ребрами. При чем тут "Волга", противогазы и тому подобный бред, никто не может понять, посему народ начинает уходить прямо во время действия, после антракта в нашем 6-м ряду партера остались мы, выпившая компания, нецензурно комментирующая все происходящее, и еще кто-то из спортивного интереса. То, что опера идет по-немецки, как раз понятно и логично, так и было написано в оригинале.

Хочу высказаться о голосах. Царица Ночи (Александра Кубас) была не просто ужасна, она была чудовищна в своей роли... Все исполнение знаменитой "Der Hölle Rache" фальшивила так, что зрители и шипели, и свистели, и топали ногами. Позорище. Меня очень заинтересовало, где она училась и имеет ли образование, прочитала о ней, остается диву даваться и только...
Тамино (Роман Шулаков) не понравился. Три дамы пели ровненько. Папагено (Илья Кузьмин) тащил все на себе, и когда Папагена (Дарья Зыкова) встала к нему из цветов из катафалка-"Волги", и они спели дуэт чистенько, без ошибок, не ожидавшие такого зрители кричали "Браво!", да, это был приятный сюрприз :) Более-менее пели, но без куража Памина (Анна Аглатова), Моностатос (Юрий Маркелов), Зарастро (Павел Кудинов).
Все, кто был с детьми, ушли. Вот интересно, если в названии спектакля есть слово "Волшебный(ая)", это сразу для детей, что ли? В общем, хотите потерять аппетит и разочароваться в этой опере, Большом театре, искусстве, голосах, добро пожаловать, вы это получите сполна. Впрочем, что ожидать от театра, который выпускает абсолютно голых женщин на сцену в постановке оперы "Руслан и Людмила"... И что дальше, спрашивается? Тела с содранной кожей, по Булгакову?

Фото Александра
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
1

И вот Вы уже сидите в зале большого театра. Вы наслаждаетесь великолепной увертюрой Моцарта. Вы мысленно переноситесь в ту самую эпоху создания "Волшебной флейты". Занавес открывается, и Вы видите...ЖИГУЛИ , стену ,изрисованную граффити, ползающего и поющего свою арию "принца" в одних трусах, девушек, одетых в милицейскую форму,снимающих с себя одежду...Все это выглядит более чем пошло...Неужели это единственное, чем Вы, авторы этого недоразумения,можете привлечь публику? Волшебная ария с колокольчиками вообще была исполнена на фоне ремонтирующейся дороги. После 2-го действия почти половина зала была пустой. А кто-то просто слушал с закрытыми глазами. Если Вы не будете игнорировать подобные современные "шедевры", вполне вероятно, что со временем классическая постановка вообще перестанет существовать. Приятного просмотра...

Фото Екатерина Игумнова
отзывы:
4
оценок:
3
рейтинг:
3
7

С детства помню "Волшебную флейту" как добрую сказку. Однако в большом вы ничего подобного не увидите. Я была крайне удивлена и расстроена насколько осовременен весь спектакль. Более того, опера на немецком-совсем уж нонсенс! вся постановка пронизана политическим подтекстом. много пошлых сцен. Конечно, голоса и музыка все сглаживает, но я хожу в театр "на встречу с прекрасным", по картинке ничего прекрасного не заметила. И совсем уж смех навел сводный хор в конце в ширпотребных костюмах - кого там только не было!!! сотрудник ЧОПа, невеста, продавщица, качок и прочая нечисть)
Вобщем, если вы хотите классику, вряд ли стоит идти.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить