Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Спектакль
Живи и помни

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Владимир Петров
(2'00'', без антракта). 200-500 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
23 января 2006

Вообще-то за прозу в Художественном театре отвечает Марина Брусникина. Вот и сейчас одновременно с Владимиром Петровым, выпускавшим спектакль по Распутину, она репетировала «Реку с быстрым течением» Маканина, и к гадалке идти не нужно: актерской речи — диалогам, описаниям, повествованию, вложенному в уста персонажей, — в своем спектакле она отведет роль протагониста. Что у Брусникиной получается хуже, так это сочинить действие, физическую жизнь взамен описанной. У Петрова все ровно наоборот. Его спектакль не слишком сосредотачивается на вкусе распутинского текста — почти диалектного, текучего, перекатывающегося через запятые, как вода через камни. Актеры у Петрова открывают рты только в случае крайней нужды — когда собираются говорить их персонажи. Переживания и описания передаются здесь, как и положено в театре, действием. И некоторые из действий врезаются в память. Как раскатывала, например, молодая Настена холстину, придавливая край ковригой, — потом окажется, что она приманивала хлебом своего мужика, бежавшего из госпиталя дезертира Андрея. Как ледяная избушка, в которой потом прятался Андрей, оказалась ракушкой из двух створок и Настена с Андреем выгораживали ею место своих встреч. Как наваливалась в финале Настена на доску, будто на багор, — и вместе с нею поднимался помост сцены, сковывал избушку, словно лед, так что Андрею оттуда уже было не выбраться. В спектакле достаточно ярких мест — но режиссер вовсе не стремился поразить воображение блеском своей фантазии. Кажется, он даже сдерживал ее, чтобы не забивать театральной мишурой человеческую историю. По четыре второстепенные роли он отдал яркой, характерной красавице Янине Колесниченко и Сергею Сосновскому — саратовскому актеру со страдальческим лицом и неспокойными глазами, недавно принятому в труппу; без него сейчас не обходится ни одна мхатовская премьера. Настену, укрывшую мужа и от чужих, и от своих, играет сдержанная и нежная Дарья Мороз, и роль ей досталась пусть главная, но тяжелая и неблагодарная, как и доля самой Настены. Настена принимает свою участь без жалоб: «в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет». Ее сжигает бессознательный стыд, хотя «где набрала она вины для такого стыда?» — пишет о ней Распутин. Можно сыграть стыд, сыграть терпение, но сыграть естественность их в той ситуации, когда у кого другого не было б ни стыда, ни терпения, — куда сложнее. Дарья Мороз играет более простую вещь: ее Настена выполняет долг, делает в жизни свой выбор — и мужественно несет свой крест. Ее ужасно жаль, но не больше, чем виновника ее бед — Андрея. Андрей, которого играет Дмитрий Куличков, с его падениями, попытками подняться, прозрениями, отчаянием, злобой и вспышками благодарности, — он куда больше похож на реального человека. Такого, о котором покойная Настенина мать говорила, что «нет такой вины, чтобы нельзя было простить».

0
0

Отзывы

9
Irina Se
43 отзыва, 57 оценок, рейтинг 31
15 января 2010

Я шла и гадала, как режиссер реализует такое разнообразие декораций - лес, зимовье, изба, двор, деревня? Все оказалось достаточно просто и неожиданно. И даже снег как настоящий) Сцена достаточно аскетична, к слову.
Настёна - Даша Мороз, отец Андрея - Сергей Сосновский, мать - Янина Колесниченко. Андрея вижу впервые и он мне пока непонятен.
В целом от Даши Мороз я уже примерно знала чего ожидать. У нее так трогательно краснел нос в те моменты, где героиня была в слезах. Насколько же надо всё это пропустить через себя, умирать, любить, жить на сцене по-настоящему! И сибирский акцент прям такой, как мне представлялся по книжке)
Очень хороший момент - когда Настена смотрит на свой живот, пытается осознать, что где-то там. внутри, зарождается новая жизнь. Понимает, что гибнет, но настолько ей дорог этот долгожданный ребенок, что готова она его защищать.
Сосновский был тоже знаком по прежним спектаклям. А вот Янина Колесниченко, которую со всех сторон рассмотрела в "Маргоше" и помню еще из "Белого на черном", - она потрясающая! И старуха, вытирающая кончиком платка сжатый рот, и молодка, радующаяся мужу. И все настолько живо, что веришь безоговорочно.
А в голове сюжет-подстрочник, торопит события, ожидает конца. Больно и страшно от этого ожидания. Вот Настёна уже беременна, вот злые глаза Андрея, река.. финал... Очень трудно не заплакать. На выходе в зеркале отражаются красные глаза, которые прячешь и стремишься скорее забрать одежду и выскочить на воздух. Хочется разрыдаться, оплакать и утонувшую Настёну, и заплутавшего Андрея и младенца их нерожденного.
Уточка ути-ути, тебе некуда пройти,
кабы петелька была, удавилася бы я,
кабы вострый нож, то зарезалась,
кабы озеро глубоко — утопилася...

Обидно было за пустые места. Потому что я долго не могла достать билет. На тикетленде спектакль появляется не часто, а чтоб в театр доехать - надо уходить с работы пораньше, изыскивать время на "постоять в очереди".

0
0
9
Натали Дунаевская
87 отзывов, 193 оценки, рейтинг 137
16 июня 2009

Гениально! Просто потрясающе! Наверное один из лучших спектаклей, которые я когда-либо видела! Слезы стояли в глазах на протяжении всего спектакля. Прекрасно все: игра актеров, текст, игра с декорациями (да-да, именно игра - очень уж интересны задумки режиссера с декорациями на казалось бы пустой сцене). Само по себе произведение Распутина равнодушным никого не оставит, но как передали настроение Дарья Мороз, Дмитрий Куличков и все актеры. Молодцы! Смотрится на одном дыхании, действительно крик души! ОЧЕНЬ всем советую)

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все