Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Дракула

Постановка Театр на Юго-Западе

9
© пресс-служба театра на Юго-Западе
1/6

Фантазия Театра на Юго-Западе на тему произведения Брема Стокера

Возраст16+
Продолжительность3 часа 40 минут, 1 антракт

Участники

  10

Место проведения

Адреспросп. Вернадского, 125
Театр на Юго-Западе

Белякович - режиссер специфичный. Сразу скажу - понравится, наверное, не всем. Но я в восторге - честно.
Сначала спектакль немного смущает - слишком резкие переходы от пафоса (в хорошем смысле этого слова) и трагедии к юмору (кстати, бесподобному!) и обратно. Но эмоции - столько эмоций! это удивительно.необыкновенная энергетика в зале (кстати о зале - огромный плюс этого театра - камерность, маленький зальчик, отовсюду все замечательно видно и действие происходит в такой непосредственной близости, что сразу даже сложно привыкнуть).

игра актеров - выше всяких похвал: они вкладывают в своих персонажей столько сил и энергии, словно это первая, главная и единственная роль всей их жизни:-) впрочем, так в ТЕАТРЕ и должно быть, правда же?

16 октября 2006
7

Спектакль начинается немного неожиданно. Черное и белое, смокинги и кринолины. Отражения умножаются в зеркалах, то и дело уводя взгляд в бесконечность потустороннего пространства. На этом фоне упитанный прагматичный англичанин смотрится забавно-приземленным, словно чашка чая на клетчатой салфетке в уносящемся в неведомое скором поезде. А там, где англичане, там разумеется, присутствует и старый добрый английский юмор и неизменная рассудительность.
Собственно, в этом – весь спектакль. Зрителя раскачивают на волнах жутковатой мистики, ударяющихся в камни диалогов серьезных джентельменов, и периодически рассыпающихся брызгами шуток. Мне показалось, что несмотря на присутствующий трагизм происходящего, больше всего - это попытка поиронизировать над столь модной еще недавно (или все еще?) вампирской темой. Эдакий, знаете ли вдохновенный эстетский стеб.
В этом смысле совершенно очарователен был Джонатан в исполнении Михаила Беляковича – милый толстенький непрошибаемо здравомыслящий англичанин, рядом с которым ужасный и великий Дракула превращается в бледного Горлума. Потому что мистика просто невозможна рядом с такими людьми. Они ее либо не замечают, либо над ней потешаются.

Кстати о Дракуле. Вот единственный, кто мне совершенно не пришелся по душе – так это он. На мой взгляд, этот персонаж должен обладать притягательностью. Пусть зловещей, неоднозначной, двусмысленной. Его можно ненавидеть, но он должен впечатлять и подавлять своей харизмой. Здесь с этим всем как-то не сложилось. Я увидела лишь жалкое унылое существо, липнущее к стенам. Из-за этого градус трагичности в соответствующих местах оказался несколько ниже ожидаемого, да и увлеченность Люси и Мины казалась странной. Была ли это режиссерская задумка (нам же обещали показать другую сторону легенды) или просто мы не попали на одну волну с актером, играющим Дракулу? Так или иначе, вместо несчастного и страдающего Георгия Иобадзе я бы предпочла увидеть в этой роли ехидного и надменного Антона Белова.

Технически и художественно – сделано прекрасно: дым и зеркала, примесь безумия, таинственный свет, эффектная пластика. А вот с общим впечатлением неоднозначно. Вроде бы, назовем их условно, «английская» и «трансильванская» части находятся в правильных соотношениях, но английскую часть смотришь с удовольствием, а вот «трансильванская» показалась мне изобилующей излишними длиннотами вроде кружений кринолинов и экскурсов в историю рода, и от этого затянутой. Но возможно все дело в «неправильном» Дракуле. Потому что для меня наиболее интересен был Джонатан, а, наверное, они с Владом должны бы делить внимание зрителя поровну…

В любом случае, "Дракула" – это изящный эксперимент, который стоит увидеть ради действительно стильной сценографии и Михаила Беляковича. Одна его безмолвная сценка во втором действии – это отдельный уморительный шедевр.

19 сентября 2016
9

Кумир труъ-готов планеты всей Брэм Стокер свыше ста лет назад написал на спор ну совсем, казалось бы, не сценичный роман о здоровой альтернативе Шерлоку Холмсу – профессоре Абрахаме Ван Хельсинге, вдохновившем создателей одноимённого фильма по одноимённой книжке (а я весьма люблю и уважаю и то, и другое). Матёрый режиссёрище Валерий Белякович по этому роману поставил спектакль об отчаянной и трагической любви Влада Цепеша и реинкарнации его первой жены Елизаветы, Вильгельмины Мюррей, рядом с которой история Ромео и Джульетты кажется уже не самой печальной повестью на свете, а одной из бесчисленных бытовых баек о непонятой молодёжи. В этом спектакле нет затянутой витиеватости, благодаря которому прочтение Стокера не настолько аппетитно, насколько могло бы быть, зато есть пьянящий аромат всеобъемлющей древней тайны бессмертия и расплаты за него, есть бьющая через край демоническая сексуальность, благодаря которым история о Дракуле настолько живуча в своих бесчисленных интерпретациях и настолько легко находит себе уголок в сердцах многочисленных недобитых романтиков. Блестяще сыгранный Матошиным, с его брутальной харизмой, граф – не упивающееся своим могуществом чудовище, а страдающий от многовекового одиночества и неутолимой душевной боли человек, чья жестокость к миру равносильна жестокости мира к нему; он чертовски притягателен с первой секунды своего появления на сцене до последней секунды своего присутствия на ней, и безусловное сочувствие зрителя всецело на его стороне. Несомненно приятно было посмотреть и на Леушина в непривычной для меня роли пожилого и ироничного Ван Хельсинга, в которой он был как всегда оригинален и убедителен, и не его вина в том, что пафосным проповедям этого Ван Хельсинга о грехе и спасении невинных душ не хочешь и не можешь верить: пример Влада и Вильгельмины доказывает как аксиому, что душу спасает любовь, а не удар осиновым колом. К Дымонт я некогда привыкала в роли Джульетты, привыкла в роли Геллы, после начала уважать не менее других актёров за роли в Сне в летнюю ночь и Куклах, но сегодня, в роли Вильгельмины, я окончательно влюбилась в её непосредственную, сочетающую детскость и зрелость, какую-то немного декадентскую манеру исполнения. Нельзя не упомянуть и Санникова, потрясающе сыгравшего жутковатые сцены бреда заточённого в психбольницу кающегося упыря Рэнфилда, и уморительные интонации и жестикуляцию Беляковича в роли Харкера, да и все прочие персонажи были воплощены не просто как должно, а зачастую на порядок ярче, чем они кажутся при прочтении книги. Да, человеческий фактор, чей главный инструмент – пластика, является в спектакле главным, но не единственным: как всегда, талант труппы Юго обрамлён достойной рамой: кровавыми потёками или могильным холодом ложатся пятна света; органично вплетается в повествование изысканная музыка Бизе и Верди; эпоху джентльменства воспроизводит строгий официоз костюмов; как никогда удачно – под углом – расположены единственные и неповторимые декорации Юго-западного театра – зеркала, так, что им удалось не только удвоить все кипящие на подмостках страсти, но и осуществить невозможное (я до сих пор ломаю голову над тем, почему отражение человека не совпадало с ним самим, например, когда человек с опущенной рукой отражался с поднятой, или почему одно из двух одинаково расположенных зеркал отражало лежащего человека ногами вперёд, а другое – вперёд головой). Всё это вместе создаёт ту мистическую атмосферу, которая так правдоподобно удаётся только на Юго, и спектакль получился красивым, во всех смыслах этого слова, и живым – насколько этот эпитет вообще применим к истории, герои которой ходят по грани жизни и смерти. А ещё – не страшным (хотя при монологе Ван Хельсинга так живо встают перед глазами сотни кольев, на которые безумный граф насаживал своих врагов сначала во имя Бога, а потом в протест ему, что не изменило сути), зато бесконечно грустным при всей своей энергичной, почти взрывной динамике. Смотреть этот спектакль надо обязательно, поскольку и ничтожной доли его великолепия шаблонными словами, кочующими послушным стадом из рецензии в рецензию, не выразишь – какое-то представление о действительности можно дать, только процитировав слова самого сценического Дракулы:

Никто не мёртв до конца, когда его кто-то любит.

09.06.2009
Комментировать рецензию

21 августа 2009
Спектакль арестован за красоту
10Супер!!!!

Шла в этот театр впервые именно нс "дракулу",не ожидала вообще ничего,но осталась в абсолютном восторге от спектакля!Главный герой,которого играл Георгий Иобадзе очень пластичный и здоровсуий!Всем советую!

4 ноября 2019
10Потрясающие женские образы

ДРАКУЛА В ТЕАТРЕ НА ЮГО- ЗАПАДЕ .

Снова в невероятном театре , и на этот раз - один из моих любимых сюжетов - спектакль Дракула.

История, которую можно показать плоско и просто : здесь - зло, здесь- добро ; но ее же можно и трактовать совершенно по- разному

Дракула - кто он ? Подлый вампир , дьявол во плоти , убийца и преступник или же мятущееся существо , столетиями ищущее свою любовь на этой планете?

Давайте посмотрим каков Дракула в Театре на Юго-Западе.

Спектакль поставлен Валерием Беляковичем в 2005 году. И с той поры мы, зрители , очарованы -околдованы этим действием и вместе с актерами ищем ответы на главные вопросы .
Допустима ли месть или же она разрушает решившего мстить в первую очередь ?
Что такое любовь ?
Возможно ли переселение душ и возвращение человека на землю в новом воплощении ?
Все ли , сделанное во имя блага становится благом для делающего ?
Цена преступлений и цена человеческой жизни?

Много вопросов и каждый зритель ответит на них по- разному .

Действие начинается.... мне абсолютно гениальным показалось решение декораций . На сцене лишь огромные зеркала , поставленные как уходящая вглубь сцены воронка , в которую исчезают персонажи и исчезают границы между возможным и невозможным .

Зеркала стоят под таким углом , что зритель прекрасно видит в них актёров , и число действующих лиц на сцене постоянно удваивается .
Большую часть спектакля актеры обращены спиной к зрителям , и смотрят на нас лишь из лабиринта стеклянных отражений . И мы не знаем - кто из них настоящий и какой мир подлинный .

Самый гениальный ход с использованием зеркал - это сцена с Люси ( уже ставшей носферату) . Актриса скрывается за центральной колонной , но с обеих сторон мы видим ее мечущееся зеркальное отражение .

И сразу хочется сказать об исполнительнице роли Люси - Елене Шестовской.
Роль словно специально написана для неё . Эта актриса своим дарованием и внешностью всегда обращает на себя внимание , но в этой роли...

У меня было постоянное ощущение, что это не она исполняет роль Люси, а просто проживает свою жизнь на сцене , а потом уже именно о ней напишут в книгах .
Как удалось передать столь ясно ощущение трагической надломленности , опустошающей жажды, невротического стремления вырваться из невидимой клетки ?
Елена, вам мои искренние аплодисменты и огромная благодарность за роль . Ваша героиня - мое самое яркое впечатление от спектакля , ведь вам удалось показать ее настолько реальной , что становится страшно , что это хрупкое тело не выдержит такого исступления души

И вторая женская роль Мина Мюррей В исполнении Карины Дымонт. Великолепная работа актрисы , совместившей две разные ипостаси в одном образе . Две совершенно разные стороны души в одной героине : спокойная, уравновешенная Невеста Джонатана и потрясённая воспоминанием и узнаванием погибшая любимая графа Дракулы .

Что видят эти героини в зеркалах ? Может быть они встречают там ту часть своей души, которую всегда скрывали даже от самих себя .

Великолепен и узнаваем в своей актерской манере профессор Ван Хельсинг - Олег Леушин.
Очень понравились слова этого персонажа о природе вампиризма и разнообразии его личин . Как это по- прежнему актуально звучит . Ведь похищать жизнь можно не только с кровью, но и вытягивая из тебя время, эмоции , силы ... и таким вампирам не забьешь осиновый кол в сердце .

Самый неожиданный образ , который мое сознание зрителя даже не сразу смогло осознать и принять -Джонатан Харкер в исполнении Михаила Беляковича . Он просто на какое- то время поверг меня в растерянность . Подсознательно я ждала , конечно, благородного героя ( похожего на Киану Ривза ) . А на сцене - Джонатан уже не юноша, трусоват, полноват, скорее ловок, чем умён, любит прихвастнуть, часто нелеп , самоуверен .... Но! Почему бы ему не быть таким ? И начинаешь верить игре актера и вместе со зрителями смеяться над репликами персонажа .

И , конечно, Дракула Георгий Иобадзе . Этот актёр своим виртуозным владением своим телом поразил меня ещё в Макбете . И в этом спектакле поражает своей поистине животной пластикой, в какие- то моменты кажется что он сейчас спокойно пойдёт по стенам или потолку . Именно безупречным сцендвижением актёр убедил меня в том, что это Дракула .

Но лучшая мужская роль спектакля это юрист Рэнфилд в исполнении Андрея Санникова . Этот персонаж встретился со всей тьмой своей собственной души , но оказался для этого слишком слаб . Глаза, лицо, пластика, мимика - все в этой роли достойно аплодисментов .

История эта всегда будет манить зрителя , до той поры пока в нас будет существовать страх смерти, а значит и желание жизни вечной . До той поры , пока нас будет страшить одиночество , и мы буем метаться в поисках любви .

Жертвой вампира может стать не каждый ,- не забывайте эти слова Ван Хельсинга .

Спасибо за этот спектакль ,- сильный , необычный , с невероятными женскими образами , с сосуществованием на сцене двух реальностей - лондонской жизни и призрачного мира ,- таких непохожих , но столь одинаково отражающихся в призрачном свете зеркал

5 июня 2019
Все отзывы
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
Спектакли недели: экспериментальный проект брусникинцев и премьера в Театре наций
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20
великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Что смотреть в театре на каникулах
Что смотреть в театре на каникулах
Что смотреть в театре на каникулах