Москва
8.1

Спектакль
Трамвай «Желание»

Постановка - Приют комедианта
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Избалованная аристократка Бланш Дюбуа приезжает в Новый Орлеан. Поселившись в доме сестры и её мужа, простого рабочего Стэнли Ковальски, она смело высказывает своё мнение о жизни окружающих. Бланш до невозможности педантична в отношении своего возраста и внешности, потому что от этого зависит её успех у мужчин, которых он выбирает, кажется, без особого разбора. Высокомерный нрав Бланш сталкивается с куда более закоренелым и простым нравом жителей небольшого рабочего квартала. Стэнли пытается сбить спесь с самовлюбленной леди и разбить её иллюзии. Его оскорбительные издевки и нападки срывают с Бланш маску высокомерия и чванства, под которой, как оказалось, скрывались отчаянная боль и страдания.
  • Трамвай «Желание» – афиша
  • Трамвай «Желание» – афиша
  • Трамвай «Желание» – афиша
  • Трамвай «Желание» – афиша
  • Трамвай «Желание» – афиша
Драматический
16+
Михаил Бычков
25 июня 2005
3 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
11 августа 2005

«A prayer for the wild at heart, kept in cages», — слова эти, вытатуированные на левом предплечье голливудской дивы Анджелины Джоли, причисляют ее к «молящимся за дикие сердца, что томятся в заточении». Фраза вычитана Джоли у Теннесси Уильямса — драматурга, расковырявшего американские язвы и из их испарений состряпавшего национальную драматургию. Нескольких обличительных текстов в прессе и криков «педераст!» из окон машин, проносящихся мимо особняка драматурга в Ки-Уэст, хватило, чтобы канонизировать его еще и как жертву сексуальной нетерпимости; впрочем, Уильямсу хватало таланта, чтобы не зацикливаться на собственных комплексах. Первым доложив широкой публике со сцены о существовании гомосексуалистов, он ни в одной из пьес не сделал геев главными героями, а с самим собой разбирался, выводя в качестве альтер эго женщин — потомственных пуританок с дикими сердцами и желаниями. Врожденная стыдливость изматывала Уильямса куда сильней, чем комариные укусы праведников-современников. Приходится признать, что снайперская интуиция Джоли позволила ей вывести формулу сегодняшней популярности Уильямса: конфликт между страстями и моралью, несмотря на все сексуальные революции, неизживаем. И дикие сердца сегодня мучаются ничуть не меньше, чем полвека назад. Вздумай нынче Голливуд создать ремейк «Трамвая «Желание» (фильма 1951 года по самой известной из пьес Теннесси Уильямса), эксцентричная амазонка Джоли удачно вписалась бы в эту историю.

Однако в распоряжении режиссера Михаила Бычкова, приглашенного на постановку «Трамвая «Желание» в «Приют комедианта», не было Анджелины Джоли, и ставку пришлось делать на саму историю, поставив ее как скандальное происшествие, ставшее повседневностью. «Трамвай «Желание» — название реального трамвайного маршрута в 20-е годы в Новом Орлеане с конечным пунктом на Desire Street. На нем сладострастная демоническая женщина (по формулировке Уильямса) Бланш Дюбуа приезжает к сестре Стелле. Бланш умудрилась промотать родовое имение, и теперь в двух крошечных комнатах должны как-то уместиться трое: сама Бланш, Стелла и ее муж Стэнли Ковальский, распущенный самец без рефлексий и комплексов. Уильямс, между прочим, проводил жирную красную линию между дикими порывами благородных людей и животной распущенностью плебеев — последних он с удовольствием засадил бы в клетку, ограждая первых от насилия и жестокости. Словом, ненависть Бланш к Ковальскому объяснить легко, а вот тягу можно понять, лишь вспомнив о харизме лучшего исполнителя этой роли Марлона Брандо. Заканчивается все так, как и должно закончиться, когда сила на стороне животного: Ковальский насилует Бланш и, ради сохранности семейного очага, сдает ее в психушку.

Отношения между героями пьесы с первой сцены до финала натянуты, как высоковольтные провода, и короткие замыкания случаются по несколько раз за сцену. Из этой-то психологической мясорубки — с которой не могли бы соревноваться черно-белые эпизоды из «Убить Билла», будь они даже в цвете, — режиссер Михаил Бычков сделал спектакль, совершенно безопасный для театральных чистоплюев. Каждого из актеров он засадил в тщательно обустроенную «клетку роли», и спектакль от этого очевидно выиграл. Возьмись Марина Солопченко играть роль демонической леди, вышла бы стервозная пошловатая кокетка, а Бычков придумал для нее стареющую красотку «с судьбой». Стэнли Александра Баргмана выглядит как орангутан на цепи: его загнали на задний план, и в сцене насилия от него требуется лишь взобраться на деревянную стену, которая в полутьме наклонится и зависнет над распластанной на кровати Бланш. По такому принципу снимаются американские сериалы с хорошими сценариями и артистами среднего звена: мизансцены балетно выверены, музыка звучит к месту, закадровые страсти домысливаются легко.

При этом Уильямс у Бычкова вышел совершенно пуританский — пожалуй, драматург был бы в негодовании. Но выбирая между эпатажными непристойностями модного в Москве Кирилла Серебренникова, превратившими одну из пьес Уильямса в китчевый клип, и стерильностью Михаила Бычкова, выбираешь стерильность — за прозрачными рациональными конструкциями нет-нет да мелькает бездна.

9
0

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
26 августа 2013

Марина Солопченко играет Бланш Дюбуа - такое оно, зрительское счастье. Эта добротная пьеса Теннесси Уильямса может показаться ходульной и неповоротливой, если Бланш будет играть плохая актриса. Но в случае с Солопченко пьеса становится ещё лучше. Сама актриса, мне кажется, добрейшей души человек, и роль эта на первый взгляд не для неё - потому одно удовольствие смотреть, как она без оглядки на себя и другие свои роли играет Бланш. Роль сложная, прекрасная, это не "Стеклянный зверинец" или "Молли Суини" - там героини хорошие, их жалко сразу, по определению - хромоножка, слепая; Бланш - образ противоречивый, настоящий. Она не праведница, она истеричка, ей нескольких взглядов не хватает до того, чтобы назвать ею шлюхой, она такая настоящая женщина, от которой нас всех воротит. И потому огромное счастье наблюдать, как Солопченко не приукрашивает свою Бланш, не оправдывает её, но одновременно заставляет нас понять героиню, простить, посочувствовать.

И после становишься более терпимым к человеческим гадостям, комплексам, одиночеству. Театр - как оно и должно быть - заставляет задуматься над темами, которые не были близки - и театр заставляет быть лучше, чем мы есть, терпимее, добрее.

К счастью, спектакль держит не только Солопченко. Замечательные роли у Натальи Ткаченко, Дениса Кириллова, Антона Мошечкова.

Спектакль грустный. Такой грустный и настоящий, что одного просмотра будет мало. Я приду еще раз, послушать музыкальное оформление как всегда безупречного Владимира Бычковского и подарить цветы Марине Солопченко. Следить за ней эти три часа - значит забыть обо всём лишнем, испытывая редкие и добрые чувства.

2
0
7
Павел Чердынцев
30 отзывов, 40 оценок, рейтинг 61
26 января 2012

Одной из целей моего посещения одноименного спектакля, в театре Приют Комедианта, была цель разгадки, таинственного, многообещающего, необыкновенного, но, как мне всегда казалось, пустого названия: "Трамвай "Желание"…
Может, я открою для кого-то секрет, когда скажу, что в основе пьесы Уильямса ни много ни мало – мир женщины, перипетии ее драматичной судьбы, ее психологический портрет, ее борьба с окружающей средой и индивидуумами человеческого рода, – мир женщины конкретной и женщины вообще.
Дюбуа-Солопченко – это целый мир – мир, прежде всего, внутренний, с обманными внешними проявлениями, мир диковинный и в то же время натуралистичный, мир крайностей, но крайностей не в диапазоне: великая радость – великая скорбь, а в амплитуде колебаний: природная духовная чистота – развращенная, по ряду причин, плоть (не развратная, в этом глубинная разница, а развращенная, по сути, отданная в полусумасшествии на поругание).
Трагичное повествование о жизни и, считай, смерти Бланш Дюбуа происходит на фоне ее непростых взаимоотношений с мужем ее родной сестры Стеллы, неким Стенли Ковальским, в чей дом она приезжает погостить (приезжает погостить – это на словах, на деле – сделать безвременную остановку, т.к. своего угла у Бланш больше нет – жить ей негде). Тут уж – при всем своем брутальном арсенале – выступает Александр Баргман. Герой Баргмана буквально уничтожает последнюю сцепку Бланш Дюбуа с миром, испепеляет ее неожиданно возникшую, словно самим Господом ниспосланную, спасительную надежду на нормальную – ПРОСТО НОРМАЛЬНУЮ жизнь. О чем-то особенном и великом несчастная уже и не помысливает, вернее, помысливает, но опять же, исключительно на словах. Мол, есть у нее на примете один миллионер, и так далее…
Противостояние Бланш – Стенли, Солопченко – Баргман и по своему накалу, и по своей сути, и по заложенным в нем драматизму и правдоподобию – одно из самых ярких и увлекательных явлений конфликта на петербургской сцене – столкновения полудобра и полузла, т.е. двух составляющих человеческой жизни, но без обобщающей идеи, мешающей порой уверовать в истинность происходящего, пропустить предлагаемые со сцены обстоятельства через себя, т.е. противоборство судеб (речь уже не о характерах), без гипербол и символизма…
"Трамвай…"
Ясно, почему не такси, не автобус. У тех – больше свободы. А здесь – марш на рельсы, и никакого руля. Так что же автор пьесы хочет сказать данным названием, что жизнь человеческая предопределена, остановки, маршрут и даже траектория движения заранее известны? Желай не желай, другого пути и других мест пребывания, пусть и временного, не будет? Или это ЖЕЛАНИЕ ежедневно постукивает за окном своими чугунными колесами, дребезжит и дает сигналы – предостережения: бросай все, уезжай отсюда? Может, это глас Хроноса, предупреждающего, что все мы смертны и скоро конец?
Постановка театра Приют комедианта по одноименной пьесе Теннеси Уильямса "Трамвай "Желание" не разоблачает секрета названия, а если и разоблачает, то частично, двусмысленно.
И нет, по-прежнему, не совсем – нет, а да – не одномерно и масштабно.
Означенный спектакль не о трамвае и желании, а о жизни, во всей ее универсальности и полноте, – о жизни внешней и внутренней, а значит: и о трамвае, и о желании тоже.

Сокращенная версия статьи. Текст полностью читайте на Портале "Жизнь – театр": спектакль "Трамвай "Желание", театр Приют комедианта. Материал проиллюстрирован многочисленными уникальными фото.

1
0
3
Speaker
12 отзывов, 544 оценки, рейтинг 16
3 ноября 2009

Странное ощущение остается после спектакля, как будто ты побывал не в настоящем театре, а на какой-то студенческой постановке: где-то не дотянули актеры, где-то режиссер не сделал нужный акцент, вследствие чего потерялся смысл. Из шикарной драмы получилась легкая лирическая комедия. И хочется только сказать тем, кто смеется в зале над шутками со сцены – нет, это вовсе не комедия, прочитайте книгу или хотя бы посмотрите фильм.

1
0
5
Natalia Dobro
9 отзывов, 18 оценок, рейтинг -1
20 февраля 2018

Я смотрела в этом театре много спектаклей. Этот мне понравился меньше всех. Не потому что актеры играли плохо - наоборот! Актеры играли замечательно. Просто история сама по себе хуже любого ужастика. История печальная, трагичная. После ее осталось щемящее чувство в душе. Героиню жалко, и за героиню страшно. Рекомендую этот спектакль людям с железными нервами, особо впечатлительным лучше выбрать что-нибудь повеселее.

0
0
9
Ксения Кривеженко
26 отзывов, 26 оценок, рейтинг 17
21 сентября 2014

Что происходит с людьми,которые из разного общества,но которым приходится общаться в силу родственных связей?А происходит то,что произошло с этими героями.Все они очень разные,но им приходится вариться в одной каше.Меня как всегда поразила в театре Приют комедианта рациональность в декорациях,каждый метр работает,нет ощущения малой сцены.Игра актеров на высоте.Не очень то,что слышно как актеры носятся в темноте при смене сюжетов,много табачного дыма,в остальном все отлично.Рекомендую!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все