Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 4.5 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Заговор чувств

Рецензия «Афиши»

Нет оценки

Жанна Зарецкая

582 рецензии · 207 оценок · 567 спасибо

«Простите, дребедень», — объявил официальный представитель рабочей общественности, покидая зал Театра им. Е.Б.Вахтангова после премьеры «Заговора чувств» весной 1929 года. Приговор культотдела ВЦСПС звучал конкретнее: «Слова и чувства, чуждые нам. Это пьеса не для рабочих, а для советского интеллигента». И пока Олеша и режиссер Алексей Попов убеждали гегемонов, что в спектакле закодировано бодрое советское мироощущение, вахтанговец Борис Захава выстрелил фразой,... Показать полностью

«Простите, дребедень», — объявил официальный представитель рабочей общественности, покидая зал Театра им. Е.Б.Вахтангова после премьеры «Заговора чувств» весной 1929 года. Приговор культотдела ВЦСПС звучал конкретнее: «Слова и чувства, чуждые нам. Это пьеса не для рабочих, а для советского интеллигента». И пока Олеша и режиссер Алексей Попов убеждали гегемонов, что в спектакле закодировано бодрое советское мироощущение, вахтанговец Борис Захава выстрелил фразой, вошедшей в анекдоты: «А мы, актеры, все интеллигенты, рабочих актеров у нас нет». Пьеса «Заговор» — это роман «Зависть», переработанный Олешей для сцены. Как и «Три толстяка», «Заговор» — социальная модель второй половины советских 20-х, только вместо ученого Гаспара Арнери — Николай Кавалеров, спивающийся от окружающего скотства полиглот. Он переводит книгу Андрея Бабичева, пока тот изобретает новый сорт колбасы и строит фабрику-столовую, где 2000 трудящихся будут уписывать щи под музыку Вагнера. Умозрительный конфликт героев становится криминальным, когда на сцене появляется девушка Валя — ее выбор определяет победителя в классовой борьбе.

В новом спектакле Театра им. Ленсовета сюжет пересмотрен радикально, и в конструктивистских декорациях режиссер Михаил Бычков складывает из эпизодов-кубиков притчу не о трагической судьбе национальной интеллигенции, а об ее вырождении как класса. Для финала пьесы Олеша выбрал стадион, где перед футбольным матчем проходит презентация новорожденной колбасы. C первой сцены Бычков внятно намекает, что конфликт у персонажей по сути спортивный — победит тот, кто быстрее, сильнее, выше на социальной лестнице. А кто по нынешним временам сильнее колбасника?

На роль Андрея Бабичева пригласили атлетического сложения актера Артура Ваху, среди природных достоинств которого — еще и оглушительный баритон. Кавалерова играет вчерашний студент Дмитрий Лысенков — Вахе он по плечо, так что персонаж в потасканном костюме и шляпе смотрелся бы «типовым» хлипким доцентом от пивного ларька, если бы не горящий взгляд, который к финалу становится горячечным.

Действие по большей части происходит на носу у зрителей, на сцене, свободной от предметов быта. Это чистый социальный ринг — как в ток-шоу у Соловьева. А лаконичная сценография Эмиля Капелюша — это гигантская пирамида с обилием лестниц, — вроде той, что была у Мейерхольда в «Бане» по Маяковскому в эпоху конструктивизма.

Поначалу в ней, как в муравейнике, снуют обитатели абстрактной коммуналки, где собрались, условно говоря, «недобитые» — те, кому не светит получить «социальный пакет» и есть новую телячью колбасу: старомодная красотка в пеньюаре, пенсионер, кругленький служащий, восторженная гимназистка с вокальными данными и ее сердобольная матушка; есть еще молодой электрик, который в компанию строителей будущего не попал по причине взрывного характера (непременно хочет убить мужа красотки).

Роли у актеров малюсенькие, на пару реплик каждая, а смотришь — чистый паноптикум. Этих хранителей человеческих чувств откопали на свалке истории, чтобы они поддержали Кавалерова в борьбе против колбасника. И у них есть предводитель — младший брат колбасника Иван, приемный отец девушки Вали. Когда о нем перешептываются как о человеке, который ходит по городу в котелке и стоит под Валиными окнами с подушкой, на которой она когда-то спала, мнится чаплинский бродяжка. Но едва на сцену выйдет Евгений Баранов в длиннополом пальто, котелок и подушка уже никого в заблуждение не введут: перед нами русский брат джокера-мстителя из комикса о Бэтмене, виртуозный образчик черной клоунады, сработанной без грима, на одном психологическом гротеске. С ухваткой заправского массовика-затейника Иван Бабичев строит мелодраматических мертвецов в стройные ряды и ведет на стадион в качестве группы поддержки Кавалерова. Но последний подведет: увидев Валю, уверенно ведущую на почетное место мужа-колбасника, Кавалеров убьет себя: не эффектно, позерски, как стрелялись в пошлых бульварных пьесках, а невзрачно, нетеатрально, укромно, как поступают, когда утрачен всякий смысл существования.

Таким образом, пьедестал почета в финале выглядит так: на верхней ступени — Андрей Бабичев и Валя, которая здраво рассудила, что быть «резервуаром для колбасника» куда комфортнее, чем слушать прекрасный бред Кавалерова о том, что ее коленки похожи на апельсины. Чуть ниже — немецкий спонсор. Рядом — блестящее создание ангелоподобного артиста Александра Новикова: обрусевший немец с зализанными кудрями и детскими пухленькими щечками, конструктор фабрики-столовой и олицетворение питательной телячьей колбасы. А вокруг — театр, забава для талантливых, здраво-циничных интеллектуалов.

Скрыть

Рецензии пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Новые рестораны «Зарядье», кошерная кулинария у Патриарших и греческий гриль в Kombinat Deli

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Недетские развлечения: сложные, страшные и эротические игры 16+

Волшебные игры для всей семьи

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Что делать, если в доме завелся призрак?...

На канале Comedy Central стартовал 4-й сезон самого абсурдного реалити-шоу про бизнес «Nathan for...

Главные вещи осени — платье в цветочек и папин пиджак в мелкую клетку. Платья вы уже видели (если...

Станислав Зельвенский — о фильме «Kingsman: Золотое кольцо», где Джулианна Мур шантажирует планету,...