Театральная афиша Москвы

Спектакль Мадам Баттерфляй
Постановка Большой театр

7.1
Создатели
Режиссёр

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
93

Большой театр, сделав в последнее время ставку на громкие режиссерские имена, неожиданно быстро дошел до кульминационной точки. Этот сезон, в некотором роде прощальный (у старой сцены начинается реконструкция, после которой она станет совсем другой — как минимум перестанет быть старой), завершается не чем-нибудь, а постановкой Боба Уилсона. Того самого Уилсона, злостного противника системы Станиславского, манящего, холодного и недоступного архитектора театральных фокусов и потусторонних смыслов, которым принято было восхищаться и даже посвящать ему инсталляции (вроде «Быть Робертом Уилсоном» Андрея Бартенева) в узком просвещенном кругу последние лет десять.

Уилсон и Большой театр — эти понятия в том кругу были антонимами. От их нынешнего смешения, по идее, должно наступить ощущение легкой шизофрении. Потому что даже сейчас, после ряда смелостей, которые напозволял себе в последнее время главный театр страны, сложно представить, как по ступеням его нового, простодушно-нарядного, в лужковском стиле выдержанного здания, гордо именуемого экспериментальной сценой, поднимается на репетицию Уилсон — диктатор моды и стиля в современном искусстве. Просто потому, что тогда бы эти ступени должны быть спроектированы не анонимным постсоветским ЗАО, а каким-нибудь актуальным мировым светилом. А на перерисованном с Бакста плафоне в зрительном зале не должна стоять подпись Зураба Церетели (как было совсем недавно), и стыдливо затертого пустого места от нее (как теперь) тоже там быть не должно. Однако оно там есть, это место, а под ним, страшно представить, и вправду расхаживает Уилсон и ставит оперу Пуччини «Мадам Баттерфлай».

Собственно, он ее уже давно поставил, в ультрасовременной парижской OpОra Bastille, — а теперь вместе с парой ассистентов переставляет ее на русских артистов, непривычных к его строгому методу. Этим делом — перекройкой оперных шедевров по новым минималистским лекалам — техасец Уилсон с большим успехом занимается уже четверть века на самых солидных сценах мира: в Метрополитен-опере, Ла Скала, Зальцбурге. Сейчас в его творческом багаже имеется все необходимое для того, чтобы сойти за нормального оперного режиссера: куча Вагнера, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Волшебная флейта» Моцарта, «Аида» Верди, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Саломея» Рихарда Штрауса.

Но только нормальным оперным режиссером его все равно не назовешь. В буржуазный мир оперы Уилсон, дизайнер по образованию, пришел уже знаменитым автором ни на что не похожих и ни в какие рамки не укладывающихся постановок, в которых он привык отвечать и за режиссуру, и за сценографию, и за свет. В 1976 году случилась легендарная медитативная опера «Эйнштейн на пляже» — своего рода манифест американского минимализма, придуманный им вместе с композитором Филом Глассом. До этого режиссер поставил в Иране спектакль, длившийся семь дней, а в Копенгагене — двенадцатичасовую оперу «Жизнь и времена Иосифа Сталина». А еще раньше он встретил глухонемого чернокожего подростка (которого впоследствии усыновил) и поместил его самого и его видения в спектакль с характерным названием «Взгляд глухого».

Уилсона сложно обвинить в отсутствии музыкальности, но тем не менее во взаимоотношениях его с оперой глаза и впрямь значат гораздо больше, чем уши. То есть так дело обстоит во всех видах его деятельности, будь то театральные работы или инсталляции, но в опере это особенно заметно. Ведь звук в его уравновешенном, идеально сконструированном мире — всего лишь равноправная часть целого, такая же как свет, сценография, жест, танец.

Земная и слезливая опера Пуччини «Мадам Баттерфлай», повествующая про то, какие мужчины сволочи, вроде бы ни по каким параметрам не должна подойти холодному и надземному искусству Уилсона. Кроме одного: дело происходит в Японии, стране идеального дизайна и театра но, которым он увлекся еще в молодости.

Парижский спектакль, который теперь переносится в Москву, был ориентирован как раз на эстетику но. Минимум предметов на сцене (кресло, мостик, дорожка из камней), движения, поставленные знатоком традиционного японского танца Судзуси Ханаяги, и непременный уилсоновский задник-небо, переливающийся всеми оттенками синего. Уилсон скромно объяснял, что музыка Пуччини настолько богата и эмоциональна (с ней в Большом будут управляться приглашенный итальянский маэстро Роберто Рицци Бриньоли и румынская певица Адина Нитеску), что картинка должна быть максимально простой. Ох и опасная эта простота! Чуть оступишься — и получишь Церетели вместо Бакста.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Мадам Баттерфляй»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416

Увиденное произвело впечатление много большее, чем можно было себе представить! Это первая опера (из тех, что идут в ГАБТе), где персонажи - абсолютно живые, им веришь и воспринимаешь происходящее как реальную драму. Я представить не мог, что в опере возможно сопереживать героям.
Действие пропитано томительным ожиданием неотвратимо надвигающегося убийства человеческого доверия. Баттерфляй реально жалко. Правда, хореография с мальчиком – сомнительна, создает ироничное настроение, что немного диссонирует с тональностью оперы.
Общее впечатление от оперы - это сон. Печальный и прекрасный сон.
Декорации (если это можно назвать декорациями) - сами по себе объекты современного искусства. Японский стульчик, рефрен всей оперы, – фактически персонаж. Очень красиво!
Виват Роберту Уилсону!!! Спасибо ГАБТу за шикарную возможность увидеть своими глазами.
Теперь гложет желание посмотреть «Эйнштейн на пляже» Ф.Гласса. Может, дождемся?

1
Фото evilham5
отзывы:
60
оценок:
61
рейтинг:
32
9

Я много раз слушала Мадам Баттерфляй в записи различных европейских оперных театров. Впервые увидела в Большом театре. Ничуть не разочарована. Исполнительница роли Чио-Чио-Сан с блеском справляется со своими непростыми партиями. Не первый раз сценография и костюмы в Большом оставляют самые положительные впечатления.

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить