Москва
3.9

Спектакль
Нора

Постановка - Александринский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Александр Галибин
(2`30``, 1 антракт).

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
8 сентября 2005

Ставить пьесу о норвежской мещаночке, обиженной мужем и оттого пустившейся в деятельную жизнь, сегодня, когда женская эмансипация договорилась до «Монологов вагины», как-то странно. Тем не менее последней премьерой закрывшейся на реставрацию Александринки была «Нора» Ибсена в постановке Александра Галибина. Теперь спектакль сыграют в театре имени лучшей Норы за всю историю — Комиссаржевской, но смотреть его стоит ради новой исполнительницы, наделившей героиню качествами, которые не снились ни Ибсену, ни Галибину.

Актрису Ирину Савицкову не видели на петербургской сцене три года — с того момента, как муж Галибин увез ее за собой в Сибирь, куда его пригласили в новосибирский «Глобус». Повзрослевшую, излучающую гипнотическую женственность актрису трудно узнать. Пустоголовая, но милая, простодушная и любящая мать семейства, «белочка» и «мотовка» фру Хельмер не избежала бы обвинений в пошлости даже от современников, если бы ценой преступления не спасла мужа от верной гибели, а потом не держалась более чем достойно перед подонком-шантажистом. По прошествии столетия страдания ее кажутся мышиной возней, не заслуживающей внимания, но от Савицковой нельзя отвести глаз. Натягивая чулки перед носом смертельно больного старика, друга семьи, ее боготворящего, кокетничая с мужем, чтобы выманить деньги на выплату процентов по долговому векселю, коля глаза нищей подруге детства своим семейным счастьем и достатком, любая Нора непременно скатилась бы в невыносимую пошлость. Исключением, подтверждающим правило, выглядели, судя по описаниям, лишь сама инфернальная Комиссаржевская и гордая итальянка Элеонора Дузе. Пожалуй, тема Дузе Савицковой бы подошла, в ответ на декламации мужа о лживых матерях она вполне бы могла перефразировать Ибсена: «Почти все сбившиеся с пути люди имели малодушных отцов». Это было бы отличным финалом социальной драмы, но Савицкова играет другое, свое: идеально красивую женщину. Это не плейбоевская красота форм, а совершенная гармония и чистота «пятого элемента» Милы Йовович. Абсолютно очевидно, что уходящая в финале Нора со строгой прической и в прямых черных одеждах отправляется не на курсы менеджеров и не на панель, а как минимум на свидание с теми, кто доставил ее некогда на бренную землю и кто увезет ее обратно в другую галактику. Этому миру совершенство оказалось не по зубам.

2
0

Отзывы

?
Lina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
27 января 2007

Мое первое после реставрации театра посещение "Александринки" состоялось 25 января 2007 года - спектакль "Нора" и - полное разочарование. Осталось впечатление , что ни режиссёр А.Галибин, ни артисты не знают, что играть, а, главное, зачем. Главная героиня очаровательна сама по себе, но вне действия, вне Ибсена. Актеры, исполнявшие роли служанки и няни, были наиболее органичны. Они честно произносили текст ,видимо так выражая свое отношение к замыслу режисера.
Хотела бы услашать другое мнение о спектакле. Может быть его смысл глубоко скрыт, и я его не увидела, не поняла. Разочаровал и конец. Зачем так примитивно показывать, что уютный дом Хельмеров разваливается. Показалось, что работникам сцены тоже все надоело и они спешат домой.... Готова к дискуссии. Театр отреставрирован прекрасно. Чуть-чуть остается впечатление "евроремонта", но это проходяще. Впечатляют седовласые билетеры в черных костюмах и белых перчатках. За это спасибо.

1
0
7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
30 января 2009
«Я ухожу»


Как мы отвыкли в театре от финальных монологов настоящих ГЕРОЕВ, особенно женщин, особенно в исполнении женщин…
Один из любимых спектаклей в Александринском театре. Один из обязательных в новогодние праздники. Нора готовится к Рождеству и все эти подарки, мягкие игрушки и грядущие изменения должны быть именно под Рождество.
«Финал должен быть эффектным» - хорошо, когда фразы не уходят в пустоту. Такие финалы на драматической сцене на перечёт. В Комиссаржевке смогли показать настоящую бурю, в Ленсовета настоящее море, в МДТ – метель, а в Александринке – самое настоящее разрушение любви. То, как прекрасная сценография сочетается в финале с режиссурой – то не забывается. Специально не пишу подробнее, лучше сами увидите.
Еще про декорации (художник Марина Азизян заслуженно получила за эту работу «Золотой софит»). На сцене – без преувеличения, копия кукольного домика, только в непривычном масштабе. О масштабе не даёт забыть огромный абажур, который вместе с текстом Ибсена и замечательными актерскими работами высвечивает перед зрителями вопросы семейного счастья и человеческой свободы.
Музыкальный фон и свет нагнетают атмосферу и готовят зрителя к катастрофе. Добродушные вроде звуки, словно из какой-то шкатулки, должны логично вылиться в нечеловеческий крик в финале. Оранжевый свет во втором акте полностью меняет декорации – эффектно.
Не могу не отметить прекрасный режиссерский приём, впервые встреченный мною в театре (этот приём обожаю в любимом фильме – «Реконструкция» Кристофера Боэ): начало разговора персонажей «в записи», некоторая пауза между началом и продолжением, своеобразная реконструкция сознания. Нора на сцене, её муж еще за дверью, но зритель уже слышит их разговор, через секунду включается свет и муж заходит, продолжая разговор – для «Норы» это моментальное снимание маски просто необходимо.
Актриса Ирина Савицкова (Нора) не повторяется ни в одной роли. Приятно быть современником такой актрисы. Что-то она сыграет через 20 лет… Говорят, уезжает из СПб. Не дай Бог. Кто же будет играть Нору?
Обе главные роли искусно даны в развитии. Нора, чем дальше спектакль, тем больше становится непохожа на себя в начале. Её муж Хельмер во втором акте просто заново открывается и поражает своей силой и тоном. Артист театра Сатиры Дмитрий Воробьёв вёдет свою роль так рьяно и страстно, при этом не затмевая своей игрой партнёршу, что его героя под конец начинаешь ненавидеть. Легко ли играть мерзавцев? Легко, думаю. Но не легко играть мерзавцев, черты которых мы можем узнать в себе.
Ведущий актёр Александринки Сергей Паршин как всегда живёт на сцене и достоин самых лестных слов от зрителей. Также запоминается Игорь Волков (Крокстад), который очень достоверно и, я бы сказал, едко играет негодяя. Что интересно: его герой в финале обретает жену, семью, а вроде положительная Нора напротив теряет семью. Ведь оно так и в жизни…
Если переходить к сюжету, то, конечно, очевидно, что современному зрителю сложно понять суть конфликта у Ибсена – другие времена и другие нравы. Позабыли мы словечко «мораль» - и, вроде, слава Богу. Но, тем не менее, «Нора» продолжает оставаться актуальной – в свете вопросов внутренней человеческой свободы. Вопросов не только для женщины, но и вопросов для человека, живущего в обществе. Насколько мы вписаны в рамки нашей повседневной жизни, в водоворот масок окружающих нас людей и можем ли мы разорвать эти рамки?.. Можем ли мы всё бросить и всё поменять, постараться разобраться в себе? Нора смогла. Смогла настолько целенаправленно, и заодно невольно призывая зрителей задать эти же вопросы, что её уход в зал как никогда оправдан из всей этой новой моды уходов-приходов актеров из зала в зал. Нора уходит к нам, словно пробуя найти себе здесь последователей. Если «Нору» можно оценить не только как произведение искусства, но и как спектакль, хотя бы что-то меняющий в сознании, то я оценю этот спектакль очень высоко. И пожелаю ему долгих лет в репертуаре. Потому что как минимум на следующее Рождество я приду снова увидеть, как на театральной сцене разрушается в финале самое настоящее человеческое счастье.

0
0
5
demosfenich
17 отзывов, 180 оценок, рейтинг 22
10 мая 2008

"Нора" - спектакль, в общем, неплохой. Правда, в репертуаре новой Александринки ему, очевидно, не место. Остальные спектакли могут нравится или нет, но в одном им не отказать - каждый из них внутренне тверд и необычайно художественно убедителен. От "Норы" же временами веет нафталинностью александринских постановок дофокинского периода. Для сегодняшнего репертуара в ней слишком много формальности и слишком мало концепта. Впрочем, совсем без концепта не обошлось и здесь, но эффектный ход с разбором декораций в конце идет настолько вразрез с традиционалистским (хотя и ремесленно-крепким) решением всего спектакля, что кажется какой-то фигой из-за угла. Фига, понятное дело, мало кому нравится: зал на "Норе" заполнен едва на половину.

0
0
?
Cdtnkfyf
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
17 ноября 2006

Я очень хотела сделать сюрприз маме и впервые за несколько месяцев отвести ее в театр. Я тщательно выбирала в какой именно и "клюнула" на отреставрированную к 250летию Александринку и... ОШИБЛАСЬ!
Посмотрев спектакль "Нора", можно было подумать, что творчество норвежского писателя просто "не ложится" на русский менталитет. Но само произведение я читала, поэтому со всей ответственностью заявляю: спектакль крайне неудачный. Абсолютно не захватывает, можно сказать наводит не просто скуку, а раздражение.
Хорошая работа художника-оформителя, но актеры (кроме мужа главной героини) абсолютно не впечатляют.
Честно сказать, я даже пожалела потраченных немалых денег.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все