Спектакль

Спектакль Пять вечеров

Постановка Молодежный театр на Фонтанке

Выбор «Афиши»
7.8
Пять вечеров – афиша
© Юлия Кудряшова / Молодежный театр на Фонтанке
1/8
«Пять вечеров» — пожалуй, самая известная пьеса Александра Володина. И хотя эта драматическая история произошла в пятидесятые годы прошлого века, она актуальна и сегодня, потому что возвращает нас к истинным ценностям человеческой жизни. Любовь не выбирает, в каком времени ей лучше всего осуществиться. И никто не знает, в какую эпоху легче быть верным и добрым. Наверное, это трудно всегда. Герои той эпохи пронзительно целомудренны и чисты, во многом наивны. Их человеческая цельность, их робкая вера в счастье не кажутся анахронизмом, а наоборот, воспринимаются как нечто недостойно утраченное. Двое немолодых уже людей, проживших вместе со страной непростую жизнь, так жаждут любви и нежности, так устали и так замерзли в своем одиночестве, что, кажется, ничто не может помешать им быть вместе. Но, увы, все оказывается сложнее, и пять вечеров не могут вместить всю накопившуюся боль, все ошибки, войну, расставания. Эта история, которая развивается над временем и пространством, остается понятной и близкой любому возрасту. Знаменитая «володинская интонация», столь необходимая нынешнему, достаточно жесткому и прагматичному времени, способна отогреть нас, сделать жизнь вокруг чуточку добрее.
Информация предоставлена Молодежным театром на Фонтанке
Возраст16+
Дата премьеры12 марта 2005
Продолжительность2 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

  10

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

В 1959 году Товстоногов поставил по пьесе Володина «Пять вечеров» гениальный спектакль и открыл в театре эпоху оттепели. Он и она — Ильин и Тамара — были знакомы в юности, перед войной; потом расстались без видимых причин. Он уехал на север и даже адрес забыл, а теперь вот, прожив половину жизни, приехал в отпуск в Ленинград и вспомнил не только адрес, но и девушку, которая провожала на фронт без слез, только сказала на прощание: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена». Отправился по адресу и нашел ударницу труда со сварливым нравом — мастера цеха с «Красного треугольника». Впереди, до конца отпуска героя, у них были пресловутые пять вечеров.

Более того, вся общественная жизнь в спектакле по сути объявлялась сном, иллюзией, уводящей человека от главного, что есть на свете, — от самого себя.

Режиссер нынешней постановки Ирина Зубжицкая диплом получила всего пять лет назад. То есть она как раз из тех, кто спектакля Товстоногова видеть не мог, а потому табу для нее как бы и нет. Ставила Зубжицкая до сих пор молодых драматургов, в основном, в провинции, но вот ведь что странно: ее стремительный и очень современный спектакль по володинской пьесе вышел ровно про то же, что и шедевр БДТ: про то, что именно отвлекает людей от их личной жизни и частных проблем. В товстоноговском спектакле это была неотвратимая, усыпляющая в своей монотонности поступь истории: несет тебя людской поток, а куда вынесет — неизвестно. В новой постановке такую же роль играет ритм жизни, который не дает передохнуть и оглядеться вокруг, а только заставляет нестись вперед, бежать сломя голову.

Ильина и Тамару в новой постановке играют Леонид Осокин и Регина Щукина. И это герои, которых ежедневно встречаешь в метро. При желании из Осокина можно было бы сделать еще одного условного Безрукова — светлоликого молодежного идола из телесериала. Зубжицкая, к счастью, сотворила обратное: вывела на сцену типичного разгильдяя, дожившего до кризиса среднего возраста, но так и не окончившего института, несмотря на очевидные способности. В первой же сцене он появляется в шляпе и плаще цвета беж; брюки возникают значительно позже. Этот Ильин, если и Дон Жуан, то не глянцевый, а потасканный, провинциальный, уставший от женщин, бега и жизни вообще. В свое время на счет брутального Копеляна ни критики, ни публика не сомневались: не просто на севере был, а где-нибудь на Колыме. Про Осокина ничего такого не вообразишь: он как будто поехал за веселой жизнью на север, завербовался дальнобойщиком. А теперь вот очумел от этого веселья, рванул на малую родину к своей первой любви. И снова обман: вместо красавицы — чуть ли не деревенская баба, сварливая и лохматая. Хотел было Ильин от нее сбежать, но поздно, пришлось остаться. А дальше — все те же пять вечеров частной жизни.

События в новой постановке сменяют друг друга очень быстро: Зубжицкая запретила актерам паузы. Текст Володина, который вообще-то легко растягивается на четыре часа, здесь сжимается в два. Эпизоды, парад амбиций мелькают, как пейзажи за окном несущегося поезда. Вот Ильин, весьма собой довольный, расставляет мимозы в восемь трехлитровых банок, вот Тамара с порога закатывает истерику, потому что он банки без спросу взял, вот Ильин, тоже с порога, зашвыривает авоську с закуской куда-то за пределы видимости. Вот он уходит от Тамары — в вокзальный буфет, а та отправляется на судорожные поиски.

Во втором действии герои встречаются только в финале, и тут Зубжицкая резко снижает темп. Не знаю, как выглядело в действительности режиссерское задание, но кажется, что актеры играют в школьную игру: рассказать о ком-то из одноклассников так, чтобы все остальные поняли, о ком речь. Разглядывать героев теперь одно удовольствие: опыт лавиной пролитых слез превратил Тамару — Щукину в настоящую женщину — гордыни никакой, обивает пороги старых знакомых Ильина, расспрашивает грудным спокойным голосом: не был ли, не знают ли, где искать. И наблюдать за такими актерами, демонстрирующими высший класс сценического партнерства, когда друг друга локтями и плечами чувствуют, равно как и за размороженными влюбленными, несравнимо интересней, чем за бригадами сериальных суперменов.

24 марта 2005
5

«Пять вечеров» - пьеса, написанная в 1959 году. На сцене – натурально 59-й год, сразу погружаешься в тот Ленинград (который почти никто не видел, но который удивительно легко представить). Действительно, «Восстания 22 – квартира 2» в настоящем Петербурге может выглядеть абсолютно также как в 59-м году в Ленинграде. На сцене – полумрак (светло и солнечно у нас нечасто), коммуналка (всем знакомо, а кто-то как я жил в таких условиях), радио, соседка за стенкой. Есть ОН и ОНА.
ОНА (в исполнении ведущей актрисы театра Регины Щукиной) – женщина, что называется, с большой буквы. Как в советском, так и в нынешнем, к счастью, возвращающемся к традиционным ценностям, представлении. Не замужем, детей нет – но счастлива! Трудится, воспитывает племянника («она воспитывает, я сопротивляюсь»), по всем критериям – порядочный человек и хороший товарищ. В жизни Тамары есть правильная, прямо таки подвижническая аскеза – она нашла свое место в жизни - в служении ближним, племяннику, коллегам по работе, молоденьким девчонкам на заводе, которых нужно оберегать и воспитывать, всему миру…. Ей вполне комфортно до поры без «женского» счастья – мужа, детей. Война, блокада, смерть родных не то, чтобы искалечили ее душу, нет, они просто убили в ней эгоистичное желание личного счастья. Служить другим – да, подумать о себе – нет. Была любовь, был ОН, но его нет, поэтому о личной устроенности, о возможной альтернативе ЕМУ не может быть и речи. Та любовь осталась на войне, и если с войны любовь не вернулась, то нужно достойно хранить память об этой любви, не нарушая ей верность.
И вдруг – ОН. Владимир Маслаков. Брутальный, с низким голосом, с абсолютно советской внешностью. Маслаков играет человека из прошлого, именно из 50-х – 60-х годов, каких сейчас, в современном Петербурге почти не осталось. Мужчина средних лет, воевал, верил в светлое будущее. В настоящем – поезда, водка, селедка на газете, случайные подруги. Ни семьи, ни детей, ни дела, ни места в жизни Что это? Травма от войны, которая не дала адаптироваться в мирное время? Ведь на войне было так просто – цель ясна, защищай Родину, бей врага. А потом? Не является ли нынешнее положение Ильина результатом того, что та война просто выжгла его изнутри? Почему он вдруг сломался? Почему из человека, которого любила Тамара, он превратился в бледную тень самого себя, человека, без цели, перебивающегося от женщины к женщине? И тем не менее Тамара его любит, вот такого, все равно любит, и когда встречает его вновь – побитого жизнью, человека, который ей врет и который бежит от нее – любит не смотря ни на что. Ильин в пьесе – также человек той, советской эпохи, «лишний» для своего времени. Он не нашел своего места в жизни, не смог устроится, он психологически весь остался на войне, после которой в душе все изломано…

Спектакль - ретро-открытка, машина времени в тот, середины века, Ленинград. На сцене – именно те люди, которые жили тогда, их взаимоотношения строится по актуальным в то время законам. Зритель в 21 веке вряд ли найдет в этом спектакле что-то для себя современного, уж больно сейчас все ускорилось, побежало, встало с ног на голову. Остается лишь уважение и историческая память о тех, кто своим трудом и ценой своего счастья обеспечил нам мирное будущее, память о наших родителях, светлая грусть по тому ЧЕЛОВЕКУ, которого сейчас нет вовсе. Люди меняются, каждый в отдельности, в масштабе поколения меняются глобально. Увы, петербуржцы 21 века разительно отличаются от тех ленинградцев, которые жили в нашем городе 65 лет назад. Может быть поэтому, спектакль при весомых достоинствах не звучит в унисон биению сердца современного зрителя. По крайней мере, мне так показалось.

1 июня 2014
5

Прочитав прекрасную оценку спектакля Жанны Зарецкой, не со всем соглашусь. Сценография неудачна. Часто зрители из-за поставленных экранов не видят актеров. Так что "гениальность" слишком громкое слово. В этом спектакле много надуманного, нелогичного в режиссуре, хотя и есть оригинальные находки. Актеры пытаются внутренне отгородиться от зрителя . Но в зале Молодежного это невозможно.

23 сентября 2007
10

Прежде чем написать отзыв о спектакле "Пять вечеров" хотелось бы сказать несколько слов о Молодежном театре на Фонтанке. В настоящее время когда в современную театральную среду ворвались без стука современные тенденции андеграуда, абсурда и тому подобного, коллектив молодежного театра сумел сохранить свое творческое лицо и продолжить вести свою культурно-нравственную миссию свойственную основным задачам репертуарного театра. Современные режиссеры в своем неистовом желании самореализации и эпатировании публики выключили из своих концепций социально-общественную функцию театра. Разумное, доброе и вечное сменяет нечто инфернальное и разбивающее все классические каноны. Конечно драматургия предполагает действие и современные технологии должны работать в театре, но привлекать зрительское внимание необходимо гармоничным сочетанием профессиональной режиссуры, актерской игры и использования новых технических постановочных возможностей усиливающих драматургический эффект спектакля. Именно этот идеальный баланс является предметом профессиональной гордости "Молодежки". Это и многое другое уже долгие годы позволяет Молодежному театру иметь свою спартанскую армию преданных поклонников и делает его настоящей достопримечательностью
Петербурга.
Теперь о спектакле. Несмотря на то, что в золотой запас советской классики вошла экранизация пьесы Александра Володина "Пять вечеров" воплощенная в жизнь Никитой Михалковым, постановщикам удалось по своему, очень трогательно прикоснувшись к исходному материалу глубоко раскрыть ее смыслы, сделав актуальной даже в кардинально изменившемся социально-политическом постсоветском государстве.
История создания этой пьесы и ей подобных очень интересна.
В своей первой пьесе "Фабричная девчонка", как и в последующих, Володин, по словам театральных критиков того времени привёл на сцену новых героев — ничем не примечательных людей, которых в советское искусство «дальше передней тридцать лет не пускали»: им была отведена глухая периферия советской драмы, роль безликого хора, имеющего право лишь одобрять мудрость власти.
Но благодаря тому что пьеса нашла и немало сторонников у Александра Володина появилась уникальная возможность создания нового жанра «бытовой драмы».
«У него всегда, — пишет театровед А. Варламова, — наличествует принципиально важный для поэтики кинематографа лейтмотив „потока будней“, в который погружены, то вырываясь из его плена, то вновь оказываясь подхваченными его течением, володинские персонажи. Вернее, здесь не присутствуют „будни“ в тяжеловесном бытовом воплощении, а дана их лаконичная музыкальная, мелодическая формула». Как потрясающе сказано!
После постановки «Пяти вечеров» в БДТ у многих сложилось впечатление, будто главный герой пьесы Ильин вернулся в родной город из ГУЛага, — сам автор не обмолвился об этом ни словом: в пьесе его герой оказался вынужден покинуть институт, потому что надерзил декану, потом была война, что было дальше — неясно. Ильин «Пяти вечеров» — «не то бывший каторжник, не то бывалый фронтовик», по словам Вадима Гаевского, а может быть, просто «романтик», каковым он сам пытается себя представить.
Эта недосказанность вызвала немало нареканий; одни, приняв на веру слова Ильина о романтике дальних дорог, упрекали героя в том, что он сам исковеркал свою судьбу, другие видели в этом умолчании намёк на обстоятельства, ставшие общим достоянием после XX съезда, и хотели, чтобы драматург и театр говорили о них с большей откровенностью. Как считает С. Владимиров, драматург не прояснил до конца судьбу своего героя, потому что больше, чем скитания, его занимало возвращение Ильина: «Речь идет не просто о встрече потерявших друг друга людей, а о соединении, сближении времен, о возможности все-таки вернуть прошлое». Это обретение, скорее исключительное, похожее, по словам критика, на театральное чудо, было вместе с тем знамением времени.
Гениальность Спивака и режиссерский талант Ирины Зубжицкой позволили состоятся театральному чуду на малой сцене молодежного театра. Для Семёна Спивака театр всегда был и будет палатой интенсивной терапии для покорёженной жизненными невзгодами человеческой души. Он, конечно же, романтик. И понимает, что театр не может всех спасти и осчастливить. Но протянуть руку помощи – обязан. Особенно тому, кто с пути сбился, в тупик попал и сам выбраться из него не в состоянии. Потому как, по его искреннему убеждению, для того и был театр когда-то придуман.
Аутентичная атмосфера спектакля с первых минут растапливает сердце самого равнодушного зрителя. Очень много интересных деталей, усиливающих погружение во время (новостной дикторский текст, падающий снег, сценическая хореография, аккордеон и его обладатель, параллельное существование на сцене персонажей не участвующих в конкретной мизансцене). Все актерские работы не просто прожиты. В театре вообще надо не просто жить на сцене в своем персонаже, необходимо воплотить все режиссерские задачи и еще в пластике, вокале и многом другом. Из наиболее сильных впечатлений душераздирающее исполнение Владимиром Маслаковым песни "Не для меня" и финальный монолог Регины Щукиной. Роли второго плана полностью соответствовали своим партнерам . Отдельный "бис" Елене Радевич и Зое Буряк за очень колоритные и узнаваемые образы. Актуальность поведенческих мотивов главных героев формирующих послание современному зрителю с театральных подмостков для меня состоит в том надо быть самим собой в любой ситуации, не изменяя своим принципам. Жизнь без любви для них становится невыносима и драматург наделенный божественной силой дарить своим созданиям чудо, совершает этот заключительный акт под слезы и оглушительные аплодисменты благодарных зрителей!

13 августа 2021
7

"Пять вечеров".
Малая сцена. Ощущение таинства происходящего – уже с момента прохода в зал.
Первый ряд - действие происходит на расстоянии вытянутой руки. Сказать, что это было потрясение – не сказать ничего. Я перестала дышать самостоятельно – я дышала вместе с актёрами. Я не жила – я смотрела и слушала.. я проживала весь спектакль там, на сцене. Вся удивительная, прекрасная и очень нежная историю любви, в которую так хотят и вместе с тем так боятся поверить, прошла через меня. Я вместе с Тамарой и Ильиным выплёскивала из себя всю накопившуюся за годы разлуки боль и горечь ошибок.. понемногу отогревалась из ледяного одиночества, начиная верить и надеяться на счастье.. меня накрыло лавиной чувств, захлестнуло эмоциями. Я рыдала и абсолютно не стеснялась слёз – это моя горечь и боль выходили из меня одновременно с болью володинских персонажей.. Я не могу назвать это воздействием от игры актёров – это была жизнь. Ибо жизнь и подлинные чувства невозможно сыграть, их можно только прожить.
Я вышла оглушённая, ошеломленная, потерявшая дар речи – настолько переполненная чувствами что, казалось, их невозможно было выразить словами. Наверно, в тот вечер и моя частичка души, сомневавшаяся и боящаяся поверить в счастье, коловшаяся острой ледышкой, оттаяла..

5 марта 2018
9

Совершенно замечательный спектакль. Все в нем как в старые добрые времена: и чистая животрепещущая любовь, и отверженность, и сомнения. Мне кажется, что в Молодежном театре всегда умели и умеют создавать настроение, и зритель как будто попадает в страну жизненных чудес. Все до мельчайших деталей продумано: и снег, и аккордеон, и даже занавес создает настроение (он как будто снежный вихрь сменяет одну сцену за другой).
«Пять вечеров» — пьеса Александра Володина 1959 года. Конец 50-х годов. После длительного отсутствия главный герой Ильин возвращается в родной Ленинград . На Восстания, 22 кв. 2 Ильин когда-то давно (когда был студентом Технологического института) снимал комнату и любил девушку Тамару. Тамара живет все там же вместе со своим племянником Славиком (который учится также, как и когда-то Ильин в Технологическом институте). Ильин решает наведаться к возлюбленной своей ушедшей молодости.
Что было дальше, вы узнаете, если пойдете на спектакль. Желаю приятного просмотра.

3 апреля 2015
Все отзывы
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость