Драматический |
16+ |
Роман Козак |
24 февраля 2005 |
2 часа |
Константин Райкин и Роман Козак — К.Р. и Р.К. — поочередно, то в Пушкинском театре, которым руководит Козак, то в «Сатириконе» под руководством Райкина, играют историю… Не вдаваясь в подробноcти, можно просто сказать, что играют они ее блестяще. Козак — умница режиссер и замечательный партнер: студентам бы у него учиться, как играть, когда у тебя в пять раз меньше текста, чем у собеседника. Райкина и вовсе следовало бы занести в Палату мер и весов: зло и человеческие пороки в его исполнении могут служить эталоном зла и пороков. Он так часто и так значительно играет злодеев, словно взялся всю мерзость мира вывести на чистую воду. Между тем начинается история абсолютно буднично. Персонаж по имени Жером Ангюст (Козак) застрял в аэропорту Шарля де Голля. На заднем плане на фоне небесной голубизны завис астероид, отлитый в форму человеческого мозга. Ряд легких металлических кресел заняли манекены, над авансценой — аэровокзальные табло. Рейс откладывается, Ангюст собирается скоротать время за чтением, но тут к нему пристает с разговорами некий господин (Райкин), и он без малого два часа пытается избавиться от навязчивого собеседника, вынужденный выслушивать рассуждения о кошачьем корме, отбившем у рассказчика веру в Бога, о радикальной католической доктрине под названием янсенизм, о прогулках по парижским кладбищам. В конце концов незнакомец рассказывает Ангюсту о нем самом. Таким образом, начавшись с житейской ситуации, действие оборачивается детективом, а заканчивается и вовсе как мистический триллер.
Амели Нотомб, наверное, польстило бы сравнение ее романа с «Братьями Карамазовыми», где в числе прочего описана встреча Ивана с чертом. Отчего бы и не польстить, но правильней будет сравнить «Косметику врага» с триллером для старшеклассников «Сердце ангела», если вы помните такой. Нотомб лихо конструирует интригу, жестко нагнетает напряжение, описывает дикие кошмары — и остается при этом в рамках принятых в цивилизованном обществе норм и приличий. Если у нее возникает аллюзия, она дает пространные объяснения, чтобы публика, упаси боже, не почувствовала себя дурой; по той же причине, задавая вопросы, она торопится разжевать ответ. «Косметика врага» - слепок измученного психоанализом, загнанного в подполье европейского сознания, ищущего внутреннего врага в отсутствие внешнего. Ни выдающейся, ни даже сколько-нибудь значительной эту вещь не назовешь — даже из уважения к артистам, перелопатившим этот текст и выучившим его на память. Но видеть спектакль нужно — именно из-за них, из-за значительного Р.К. и выдающегося К.Р.
Активно коллекционирую постановки Москвы и заезжих лицедеев вот уже много лет. Намедни созерцал Очень Редкий (второй) случай: спектакль – черная жемчужина.
Первой жемчужиной 29.10.2002г., в ЦДА им. А.А.Яблочкиной была "Я… она… не я… и я" (План побега), - Александр Анатольевич Лыков читает пьесу Клима. Реж. А. Янковский (СПб),
Дамы и Господа, обременённые наличием интеллекта, очевидно, Вам более не нужны рекомендации
Потрясающая игра. Если вам нравится "12" Михалкова - Вам наверное понравится "Косметика врага". Два актера держат весь зал!
Глубиной восприятия и интригующим сюжетом "Косметика врага" напомнила "Человека-подушку" Серебрянникова.Но необходимо заметить,что "Косметику" держат всего 2 персонажа и получается у них это на ура.
Да,снова раскрываются человеческие пороки,все,то зло,что сидит в каждом из нас ,и персонаж Райкина напоминает нам,что от всего этого "космически" страдают прежде всего те,кого мы больше всего любим.А мы из-за собственного эгоизма или отстранённости боимся и не хотим это признать,потому что поняв это ощущаешь нагрузку несовместимую с жизнью.Наше мерзкое я всегда рядом и надо помнить об этом и запрятать его как можно дальше,иначе оно само возьмёт и выползет.Главное -беречь своих близких!)
Константин Аркадьевич и Роман Ефимович вытворятют на сцене настолько неожиданные вещи, что на самом деле раскрывается рот. Да так, что соседу приходится его прихлопывать обратно.
Этот спектакль ещё и урок. Урок того, как надо играть <<злодея>>. А ведь Райкин этим и славится. Урок того, как надо себя вести, когда текста у тебя в пять раз меньше, чем у сценического оппонента. Это уже мастерство Козака.
Действие идёт очень размеренно, очень понятно, но постепенно приводит зрителя к тому, что он перестаёт отличать реальное на сцене от мнимого. В некоторые моменты прямо-таки хочется разругаться, но потом всё это погружает в настолько глубокие раздумья, что начинаешь стряхивать с себя оцепенение.
То, что происходит на сцене имеет тысячи смыслов, и каждый зритель найдёт свой. В любом случае, <<Косметика врага>> не проймёт только самых невосприимчивых.