Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Дети Розенталя

Средняя оценка: 4.4 из 5

Голосов: 5

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Дети Розенталя

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Екатерина Бирюкова

364 рецензии · 275 оценок · 91 спасибо

«Я вам скажу честно, что у Российского государства нет денег на дублирование. Это — раз. И два: хватит, понимаешь, заниматься нам этой сталинской ерундой!» Вскоре после этого соображения, прозвучавшего из динамика от лица первого российского президента, заглавный герой оперы, старый ученый Алекс Розенталь, умирает, пятеро его творений — копии Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Вагнера — остаются круглыми сиротами, и наступает антракт. Во втором действии их ждет нищета,... Показать полностью

«Я вам скажу честно, что у Российского государства нет денег на дублирование. Это — раз. И два: хватит, понимаешь, заниматься нам этой сталинской ерундой!» Вскоре после этого соображения, прозвучавшего из динамика от лица первого российского президента, заглавный герой оперы, старый ученый Алекс Розенталь, умирает, пятеро его творений — копии Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Вагнера — остаются круглыми сиротами, и наступает антракт. Во втором действии их ждет нищета, попрошайничество и водка с подмешанным в нее крысиным ядом.

Новая, на всю страну расшумевшаяся постановка Большого театра, сделанная пестрой, но стойкой командой из композитора Леонида Десятникова, писателя Владимира Сорокина, режиссера Эймунтаса Някрошюса и дирижера Александра Ведерникова, разрушила сразу много местных стереотипов. И тот, что касается Сорокина, который, как выяснилось, разбирается не только, как считают «Идущие вместе», в фекалиях, но и как минимум в истории оперных стилей, — даже не самый главный. Гораздо важнее, что на заботливо оберегаемой от внешних ветров оперной сцене вдруг началось осмысление нашего совсем недавнего прошлого. Такого дурного, уютного, смешного и фантастического прошлого, где вместо реальной истории — свалка символов, где в секретных лабораториях выводят героев-стахановцев и композиторов-классиков, где вечно молодой Моцарт моложе утомленного жизнью Верди, а Петруша Чайковский, поплакавшись своей престарелой няне на манер Татьяны Лариной, запросто переходит на мотив песни Исаака Дунаевского. Гораздо жестче это в свое время, конечно, уже начал делать Альфред Шнитке в «Жизни с идиотом», но она все-таки была событием не для нас, а для них.

Наша оперная революция — намного более бархатная, щадящая и, что еще очень важно, приятная на слух. Она сделана доходчивым и эмоциональным языком Леонида Десятникова, в связи с которым тоскливое и почти ругательное для нашей публики выражение «современная музыка» даже и произнести-то сложно. В своей опере про пятерых композиторов изящный и ироничный питерский стилист деликатно прогуливается по творчеству своих предшественников, прямые аллюзии на них разбавляя собственными, весьма эффектными музыкальными ремарками. Оперу можно условно разделить на пять композиторских портретов. Первым делом Десятников нарисовал Вагнера, который у него скорее не Вагнер, а какая-то мнительная Эльза из вагнеровского «Лоэнгрина»: поет женским голосом, все мучается сновидениями про какого-то покойного чернокрылого лебедя. Кому-то вагнеровской перепрелости может в десятниковской партитуре и не хватить, зато уж слезливости появляющегося затем Чайковского там хоть отбавляй — к нему у автора явно особое отношение.

Оба классика — Вагнер и Чайковский — по сюжету волнуются в связи с появлением младшего братика Моцарта. Дело происходит в середине 70-х годов ХХ века. Третий портрет — Мусоргского — датирован уже началом 90-х. На дворе ельцинская разруха, голодный люд бомжует в районе трех вокзалов, беженец, заменивший у Десятникова хрестоматийного Юродивого из «Бориса Годунова», просит копеечку, проститутки распевно обещают всем желающим: «Приголубим бела лебедя, приласкаем ясна сокола! Очи черные, руки нежные, губы жаркие, ненасытные! На быстру любовь тороватые!»

Самая волнующая, на мой взгляд, стилистическая модуляция — переход от Мусоргского к Верди. Это происходит, когда между юным Моцартом и проституткой Таней с Украины, эдакой Виолеттой Валери, скрещенной с чужестранкой Аидой, вспыхивает глубокое чувство. Народная драма сменяется любовной. Парочка переходит на возвышенный стиль бессмысленных итальянских любовных дуэтов, а сочувствующий Верди, видимо, насмотревшись Тарантино, извлекает из каких-то своих весьма невинных недр (а вовсе не оттуда, откуда вы подумали) отцовские золотые часы и выкупает Таню у ее сутенера Келы. Все счастливы, следует свадьба, мечты о райской жизни на Таниной родине в Крыму, предательство, водка с ядом и, как водится у Верди, — полный всем кирдык, то есть в нашем случае — Институт имени Склифосовского. Выживает один Моцарт, его музыкальный портрет — последний. Даже скорее не портрет, а так, зарисовка.

Все эти музыкально-стилистические и сюжетные перипетии неплохо бы знать, прежде чем идти смотреть спектакль, сделанный Някрошюсом. Потому что он вообще про другое. К «Детям Розенталя» литовская знаменитость отнеслась безо всякой отеческой снисходительности, поселив их, и без того непростой биографией наделенных, в совсем уж странный, не имеющий никакого отношения к советско-российской действительности мир. Так что и Ельцин со всеми остальными нашими вождями (в опере имеются еще высказывания Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова и Горбачева) у него очень препарированные и условные, то и дело детскими голосами разговаривающие. И знамен красных не наблюдается, и проститутки на себя не похожи, и трех вокзалов тоже не найти. Всю соц-артовскую рефлексию Десятникова и Сорокина режиссер заслонил своим собственным сюрреалистическим театральным текстом, заселив сцену устрашающих размеров детскими колясками, детскими кроватками, напоминающими гробики, лукавыми детишками-бесенятами и ожившими игрушками, приходящими к главным героям в их смертный час. А самих главных героев сделал карикатурными, трогательными и инфантильными пугалами. Все они, такое ощущение, впали в детство, которое заканчивается только вместе с их жизнью.

Скрыть

Лучшая рецензия
Нет оценки
Спасибо! 1
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Отличная работа! Замечательный сюжет. Очень ровная и качественная музыка. Опера очень русская получилась, несмотря на численный перевес европейских дублей. По поводу музыки еще хотелось сказать, что мастерски стыкуются все разные по замыслу части, а музыкальные номера дублей нигде не сваливаются в стилизацию. Очень любопытное ощущение от музыкального полотна в целом – какое то новое звучание – органичная диффузия музыки 19 и 20 века (может это и есть музыкальное лицо 21 века?). Дети Розенталя... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
olga_

6 рецензий · 9 оценок · 0 спасибо

Сорокина никогда не читала. Он был несколько лет назад на выставке, которую я делала и по двухминутному диалогу (больше глазами), по его хитрым и умным глазам, поняла, что он далеко не дурак. НО при этом желание прочесть, к примеру, «Голубое сало», у меня желания не возникло.
В Большом была приятно удивлена его юмору, стёбу и сюру. И даже сделала сравнительный вывод: что диалог литовского оперного режиссёра с нашим писателем первому очень на пользу! /Как после ухода Горина... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
woodworld

9 рецензий · 16 оценок · 8 спасибо

Учитывая предшествующий премьере скандал, устроенный думцами прошлого созыва, "профессионально разбирающимися в искусстве", от оперы зритель ожидал неких откровений. И они были. Их было очень много, ими было заполнено музыкальное и сценическое полотно. Но откровения не того характера пошлости или грязи, которые многие тогда усмотрели, а жесткой исторической правды.
Первое действие в отрыве от второго обсуждать бессмысленно. Някрошус чрезвычайно изобретателен, поклонник театра... Читать полностью

Все рецензии 4

Новые рестораны Тако на Даниловском, винный бар от «Рюмочной в Зюзино» и «Жадина-говядина»

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...