Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Фальстаф

Средняя оценка: 0 из 5

Голосов: 0

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Екатерина Бирюкова

364 рецензии · 275 оценок · 91 спасибо

В Большом театре премьера. Главное имя на афишах этой премьеры — итальянский режиссер Джорджо Стрелер. Имя — легенда, эпоха, революция, точка отсчета и все, что хотите. Но вот только Джорджо Стрелер умер несколько лет назад. Спрашивается, как же он мог поставить оперу в нашем Большом? Отвечаем. В 1980 году Стрелер, уже немолодой и великий, выпустил оперу Верди «Фальстаф» в миланском Ла Скала, не преминув воспользоваться в своей работе приемами традиционной commedia dell’arte со... Показать полностью

В Большом театре премьера. Главное имя на афишах этой премьеры — итальянский режиссер Джорджо Стрелер. Имя — легенда, эпоха, революция, точка отсчета и все, что хотите. Но вот только Джорджо Стрелер умер несколько лет назад. Спрашивается, как же он мог поставить оперу в нашем Большом? Отвечаем. В 1980 году Стрелер, уже немолодой и великий, выпустил оперу Верди «Фальстаф» в миланском Ла Скала, не преминув воспользоваться в своей работе приемами традиционной commedia dell’arte со всеми ее арлекинами, пульчинеллами и маскарадной условностью. К тому моменту этот титан театра ХХ века уже не раз залезал на приграничную музыкальную территорию: например, впервые в Италии взялся за оперу Берга «Лулу» и впервые в мире — за оперу Прокофьева «Огненный ангел» (обе постановки он осуществил на фестивале в Венеции).

Харизматические театральные деятели в опере — это отдельная, не всегда убедительная, но всякий раз очень волнующая история. Подробнее на эту тему до премьеры говорить как-то неловко. Гораздо ловчее рассказать, что дороссийская жизнь стрелеровского «Фальстафа» вполне задалась: его несколько раз брали в аренду другие театры, его объявили оперным достоянием нашего времени. И вот теперь полным обладателем этого достояния является Большой. Поначалу он хотел взять спектакль напрокат, но потом ему все так понравилось, что он, как кот Матроскин со своей коровой Муркой, решил не мелочиться и взял насовсем.

Насовсем — это не значит, что купил декорации (их автор — вполне здравствующий итальянский классик Эцио Фриджерио) и делай с ними, что хочешь. Не тут-то было. Международный театральный этикет предполагает, что и мизансцены все будут самым бережным образом сохранены, и атмосфера не развеется, и смысл не растеряется. Для этого в нашем случае, например, имеется бывший ассистент Стрелера Марина Бьянки, которая, как предполагает все тот же международный театральный этикет, все помнит и ничего не упустит. Так что на нее тоже пришлось потратиться.

Большой театр в последнее время вообще полюбил пользоваться чужим опытом и, к ужасу своих патриотично настроенных поклонников, совершенно не брезгует всякого рода копродукциями, а еще того хуже — покупками и арендами. Тут надо объяснить следующее. В современном оперном мире есть, конечно, театры-пижоны, которые все спектакли делают сами, каждый раз изощряясь в концепциях, переманивая состоявшихся звезд и отыскивая или выдумывая еще несостоявшихся. Для этого нужно, во-первых, много денег — с ними у Большого вроде как раз нормально. Во-вторых, для этого нужен очень креативный человек под названием интендант — с этим хуже, потому что о такой профессии в нашей стране долгое время никто даже не подозревал. Ну и, в-третьих, новое придумывать хорошо, когда со старым все в порядке. А вот это совсем не наш случай. Если копнуть наши представления об оперном наследии — обнаруживаются одни сплошные дыры. Из оперных режиссеров мы знаем в основном Бориса Покровского, а из опер Верди — главным образом «Травиату». Так что по всему выходит, что пижоном нашему Большому пока быть не получается. Пока надо латать дыры. Всеми возможными способами.

Одна из таких латок — превосходная и очень популярная в мире опера «Фальстаф», последнее сценическое сочинение 80-летнего Верди, который на старости лет вдруг задумал поговорить на вполне привычную для себя тему любви в весьма непривычном для себя комическом жанре. Главный герой оперы, в основу либретто которой положены «Виндзорские насмешницы» и «Генрих IV» Шекспира, — разжиревший, опустившийся, обедневший, невесть что о себе возомнивший и все равно обаятельный престарелый повеса сэр Джон Фальстаф. По ходу действия его выкидывают в Темзу в корзине с грязным бельем и пугают в ночном Виндзорском парке целым полчищем гномов, леших и прочих довольно неожиданных даже для шекспировских времен существ. Но в финале все равно никто не заколется и не умрет от чахотки. Вопреки всем представлениям о вердиевском искусстве, вместо этого припасены две свадьбы и ни одних похорон.

На сцене Большого «Фальстафа» единственный раз ставили в 1962 году. Можно, конечно, вспомнить, что некоторое время назад именно этой оперой в геликоновской постановке Дмитрия Бертмана блестяще дебютировал в Москве дирижер Теодор Курентзис. А можно и не вспоминать (тем более что и сам Бертман из ревности к успеху дирижера предпочел об этом забыть) и согласиться с Большим театром и идейным вдохновителем постановки «Фальстафа» маэстро Александром Ведерниковым, что никто у нас толком не знает, как эту оперу петь и понимать. Так что в самый раз обратиться к проверенным шедеврам и зарубежным консультантам.

Скрыть

Отзывы пользователей

Нет оценки
mechant

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

В целом впечатление хорошее, но без особого восторга, наверное, все-таки потому что больше люблю женский вокал и трагические ноты в опере. Сама постановка интересная, декорации хороши, особенно во второй картине первого действия, где на сцене создается удивительно воздушное и светлое пространство. Некоторым в зале костюмы показались поблекшими, но дама в партере в зеленой кофточке со стразами и розовой пластмассовой заколкой на рыжих волосах произвела на меня более удручающее впечатление.... Читать полностью

Все рецензии 2

Москва на колесах Большой брат смотрит на нас, а мы — на него: как устроен Ситуационный центр ЦОДД

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Волшебные игры для всей семьи

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Косметика поднимает нам настроение яркими красками, но в эпоху медитативных раскрасок, спиннеров и...

Одним из триумфаторов премии «Просветитель» в этом году стал лингвист Александр Пиперски с книгой...

Премию «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки» получили Дарья Варламова и Антон...

Концерты Янга Лина, «Наади» и Ивана Дорна, фильм «Снеговик» с Фассбендером, ремейк мистического...