Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Изображая жертву

Постановка Театр-фестиваль «Балтийский дом»

5.7

Рецензия «Афиши» на спектакль

Зрителей рассаживают прямо на сцене — по квадрату, в четыре сектора, как на соревнованиях по боксу. Только в центре не ринг, а настил цвета бутылочно-зеленой школьной доски. Мелом на этой доске аккуратно очерчены контуры человеческих тел — будто бы отсюда только что увезли в мертвецкую четыре трупа. На самом деле, трупов в спектакле семь, причем один из них — живой: папа главного героя, юноши по имени Валя, еще и является сыну под видом призрака. Идти на этот спектакль стоит хотя бы ради того, чтобы познакомиться с уникальным драматургическим текстом, который трудно испортить. «Изображая жертву» Олега и Владимира Пресняковых — тридцатилетних персов из Екатеринбурга и самых востребованных в мире русских драматургов после Чехова — та самая пьеса, в связи с которой в табаковском МХТ чуть не ввели цензуру. В пьесе капитан милиции произносит смачный двадцатиминутный матерный монолог: «Тридцать лет меня наеб…ет наша сборная по футболу. Четыре года ждешь — и ни х…» (к слову — капитана-болельщика играет Константин Анисимов, главный диктор стадиона «Петровский»). В пьесе муж выталкивает из окна жену, любовник топит в бассейне сожительницу, один кореш мочит другого на встрече одноклассников. Упомянутый капитан милиции все эти преступления расследует, а юноша Валя изображает названных жертв на следственных экспериментах. А под конец, узнав от папаши-призрака, что на тот свет его отправили жена и брат, Валя еще и травит всю свою прогнившую семейку и собственную невесту в придачу.

Пресняковых — даром что молодые драматурги — мало интересует «правда жизни». Они ненавидят технику вербатим — когда драматургические тексты монтируются из прямой речи бомжей, уголовников и проституток. Сочинения уральских братьев — принципиальная неправда, вымысел. Пресняковы делают все, чтобы ненароком не угодить в список писателей-натуралистов: например, основной сюжет «Изображая жертву» демонстративно списан с «Гамлета». Так что бесполезно искать прототипа Вали среди сотрудников какого-нибудь убойного отдела. У Пресняковых все гораздо страшнее и смешнее, чем в жизни. Подробности убийств из их пьесы можно смаковать, как соленые огурчики под водочку. Когда кавказец ищет в бассейне подругу-изменницу, то главный опознавательный знак для него — крашеные зеленым лаком пальцы на ногах. В одной из квартир, где только что совершено убийство, Валя находит книгу «Человек не устает жить». Любовь Вали с его девушкой исчерпывается фразой: «Кончаем по-быстрому и разбегаемся мыться каждый по своим родителям».

Сквозь такую анекдотическую канву вдруг продергиваются реплики слишком настоящие, чтобы быть пустой выдумкой. Мать вдруг говорит сыну, который настойчиво намекает, что в курсе насчет убийства отца: будешь, мол, слишком доставать, я кому надо скажу, что ты наркоман, и будем мы с тобой встречаться раз в неделю по разные стороны решетки. Матерный монолог капитана, адресованный желторотым отморозкам-убийцам, -- из той же серии. Именно эти выбивающиеся тексты держат сюжет, и они же указывают на то, что у драматургов и их героя Вали одни и те же комплексы и страхи. Валя изображает смерть, чтобы победить страх смерти. А Пресняковы прививаются от нее же, сочиняя веселый текст в духе Гольдони, но в формате криминальной хроники.

7 апреля 2005

Лучшие отзывы о спектакле «Изображая жертву»

    • 3Когда попа не впечатляет


      Не очень понравилось. Именно из-за обилия мата. Ну не театр это, не то. Однако, хаить и ругать не хочется. Потому что советую посмотреть. Ради того, чтобы узнать, а какой это он, современный театр. Тут вам и телеса, и движения попой, и вертящиеся типаэтоавангардиоченьмодно телевизоров.
      Сама пьеса хороша тем, что даже при утрате своей казалось бы актуальности (и футболисты начали наши выигрывать, и с грузинами стало получше) очень современна. Она о нашей молодежи, о нашем поколении.
      Вопрос: публика после спектакля задумается ли про себя, попытается ли исправиться? Кажется, нет. Потому что за комедией, кажется, никто особо и не пытался увидеть трагикомедию. От постоянного гоготания в связи с несущимся матом и пошлыми движениями было неприятно больше, чем от этого мата и расхаживающих в трусах актеров. Единственное, что понравилось в костюмах - белые мундиры милиционеров. Смело и ирочнино.
      Сократил бы многие мизансцены. Убрал бы финальные потуги на драматургию (крик в пустоту главного героя, свет прожектора сверху) и песенку.
      Киноверсия получше. Не могу без сравнения.

      1 июня 2008
    • 9

      "буду краток" (с).

      мне 28, муж., обр. высшее, IQ 135, музыкант и мотоциклист, не-театрал.
      спектакль понравился. по моему дилетантскому мнению, актеры замечательные, обстановка специфическая и, простихспди, когнитивного диссонанса она не вызывает.

      да, матерный минутный монолог на сцене есть. в начале которого я даже вздрогнул от неожиданности, а после - сводило живот от смеха. капитан гениален.
      на этот спектакль пошел бы еще раз, именно из-за актеров. драйв и кураж они передали замечательно.

      1 февраля 2010
6 новых выставок декабря для всей семьи в Москве
6
новых выставок декабря для всей семьи в Москве
6 новых выставок декабря для всей семьи в Москве
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
Детские праздничные шоу
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость