Театральная афиша Москвы

Спектакль Двойник

6.7

Имперский Петербург сводит с ума забывшего свое место чиновника

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
569
7

Пять лет назад петербургскую Александринку посещали только гости города, которых свозили сюда автобусами, а местные просвещенные театралы цитировали Пушкина: «Всем хорош наш императорский театр, но только вот покровитель искусств Аполлон на своей квадриге скачет из него на всех парах». В 2003 году художественным руководителем и директором назначили москвича Валерия Фокина, и тут же было объявлено, что ровно через три года в интерьерах императорского театра и в присутствии президента пройдет празднование 250-летия государственной театральной политики в России (если считать от указа Елизаветы Петровны 1756 года о создании первой профессиональной актерской труппы). Тут уж принялись вспоминать Карлсона, который придумывал себе день рождения всякий раз, когда хотел заполучить от Малыша кулек карамелек. Президентская карамелька, впрочем, произвела впечатление — 950 млн рублей было выделено на капитальный ремонт театра, которого не делалось со времен Росси. И пока в золоченых орнаментах восстанавливались двуглавые орлы, а из вентиляционных труб выгребали вековой мусор (на конфетных фантиках, выставленных теперь в музее театра, значатся даты выпуска от 1870 года), актеры, лет тридцать не выезжавшие на гастроли дальше Севастополя, отправились с Фокиным в Финляндию, Польшу, Корею и за океан.

Возили единственный фокинский спектакль — «Ревизора», отмеченного Госпремией и двумя «Золотыми масками», в самом деле грандиозную комбинацию из мейерхольдовских цитат и трюков самого Фокина на тему приключений двух бритоголовых уголовников — Хлестакова и его якобы слуги Осипа — в российском болоте. Закованные в жесткую режиссерскую форму, как в корсет, актеры едва могли дышать. Зато наладилась необходимая связь времен, имперского прошлого с имперским настоящим. Но самое интересное началось после юбилея. Фокин, вместо того чтобы, блестяще исполнив задачу, вернуться в Москву, неожиданно продлил свой трехлетний контракт с министерством и превратился из прораба в художника. Все спектакли, собранные в гастрольной афише под грифом «Премьеры Александринского театра», возникли в этот период.

Для начала Фокин занялся ревизией труппы и обнаружил в закромах театра Марию Кузнецову, Николая Мартона, Виктора Смирнова, Семена Сытника, Игоря Волкова, которые постепенно заиграли в его спектаклях так, как можно работать только при полном единомыслии с режиссером. Если Фокин приглашает режиссера со стороны, то непременно «мичуринца» от режиссуры. Как поляк Кристиан Лупа, которого в начале карьеры, по его признанию, чуть не побили краковские артисты за то, что он своими тренингами «портил их лощеный стиль». Репетируя «Чайку», долговязый, совершенно уже седой Лупа ходил по сцене Александринки босиком и довольно скоро отказался от переводчика. Артистам он объяснил, что, работая над ролью, надо искать в себе «внутреннего идиота» (так Ларс фон Триер определяет иррациональную природу человека). И чуть не приплясывал, когда русские артисты приняли его условия работы. Результатом этих опытов оказалась «Чайка», где Мировая душа плавает в бассейне, половина действия происходит в сознании Нины Заречной и Кости Треплева, знаменитый писатель и известная актриса смотрятся почти карикатурами, и никакого выстрела в финале нет. Но главное, что в тысячном зале, впервые с мейерхольдовских времен, актеры разговаривают со зрителями запросто, точно те и другие сидят в уютной камерной гостиной.

Что до актеров, которые так порадовали польского мэтра, то про них разговор особый. В труппу Фокина поштучно собраны лучшие молодые силы города — причем многие взяты прямо из учебных аудиторий, тепленькими. И не только молодежи это касается. Вот, скажем, Марина Игнатова, которая пытала счастья и в захаровском «Ленкоме», и в петербургском БДТ, в новой Александринке так пригодилась со своей драматической буффонадой, что сложно теперь вообразить кого-то вместо нее в роли Аркадиной и Лизы Протасовой. С другой стороны, уход из жизни Виктора Гвоздицкого и увольнение Алексея Девотченко спровоцировали появление новых актерских имен и нового «Двойника». В прежнем спектакле жертвой номенклатурной имперской машины становится наполовину свихнувшийся эстет (таким выходил Голядкин у Гвоздицкого), в теперешнем — человек из толпы, в общем и целом вполне приспособленный к службе. Не влюбился бы в дочь начальника — сделал бы карьеру. Таким выходит Голядкин у молодого артиста Виталия Коваленко. Таким выглядит и Коваленко — Каренин в фокинском «Живом трупе»: идеальный гражданин, он свидетельствует против старого приятеля как миленький, потому что понимает, что не дело это трупу быть живым, и если стреляться, так стреляться. Каренин будто учел ошибки Голядкина — и карьера у него в кармане, и жена приятеля под боком.

Это не значит, что Валерий Фокин теперь, как Лев Додин, все свои сюжеты клещами вытаскивает из актерского нутра. Идея императорского театра Фокина не греет, зато греет идея национального — то есть театра, имеющего строгий рецепт прочтения классики. Формулу Фокина правильнее всего определить как маленькие отечественные трагедии. Маленькие — потому что герои все нелепые, неказистые, часто смешные, но уж какие есть. Их бунт против судьбы — из серии влюбиться в дочку начальника или вот, как у Феди Протасова, выйти из игры, никому не бросая вызова, потихоньку превратившись в бомжа. Ну а рок у Фокина — не метафизическая сила, а назойливый, очень конкретный чертенок. Уже в двух спектаклях — «Двойнике» и «Женитьбе» — эту роль виртуозно играет умница Дмитрий Лысенков.

Словом, за последнее время Александринка стала именно тем театром, куда можно вести гостей города и, не краснея, объяснять им, что это, мол, и есть наш добротный театральный мейнстрим. А в качестве надежного авангардиста-экспериментатора в этом театре трудится (впервые за всю жизнь на штатной должности) Андрей Могучий. Как Фокин неизменно опирается на красноречивую сценографию Александра Боровского, так Могучий — на столь же красноречивую, но еще и трансформирующуюся самым невероятным образом сценографию Александра Шишкина. Шишкин, к примеру, — это половина успеха спектакля «Иваны», номинированного нынче на «Золотую маску». В нем деревенский дом в натуральную величину рушится до основания, Иван Иванович и Иван Никифорович мечутся на разных этажах трехэтажной конструкции, пианино летит с колосников и вдребезги разбивается о сцену, настоящая лошадь везет через сцену покойника и все это — в двух шагах от зрителя, который сидит на сцене и видит, как в темноте зала мерцает барочная позолота. При этом месседж Могучего понятен с первых сцен: мельчайшая ссора имеет шанс обрести масштаб вселенской катастрофы, когда сон и реальность, жизнь и смерть, прошлая и нынешняя эпохи перепутаются так, что концов не найдешь.

Отзывы пользователей о спектакле «Двойник»

Фото Елена Самукова
отзывы:
213
оценок:
217
рейтинг:
281
5

Успела вскочить в уходящий поезд, увидела последний показ «Двойника». Как будто все тот же отточенный и безупречный стиль Валерия Фокина, выражающий очевидную мысль о низменности и испорченности бюрократии, яркая игра Дмитрия Лысенкова, создавшего запоминающийся фарсовый образ двойника Голядкина, который одновременно воспринимается как его alter ego. Несколько фрагментов действия вызвали ассоциации с собственным жизненным опытом. Но в целом сложилось впечатление, что спектаклю не хватало объемности для более глубокого и сильного восприятия, зацепок для игры воображения, дверей, дающих возможность выйти в более широкое пространство, как это обычно бывает в театре Фокина.
На следующий день после спектакля пошла в бывшее логово имперской бюрократии – Главный штаб, где до революции располагались Министерство финансов и Министерство иностранных дел, а теперь храм искусства Эрмитаж. Современная жизнь, дающая возможность убежать от нынешней бюрократии хотя бы на время, к счастью, богаче и разнообразнее повести Достоевского.

Фото love_piter
отзывы:
28
оценок:
30
рейтинг:
52
7

Спектакль классный! Поставить так Достоевского (при этом заметьте, что пьеса поставлена не по роману или повести, а по совсем небольшому рассказу), чтобы происходящее на сцене не показалось карикатурой написанного - безумно сложно. Но Фокину удалось. Мне кажется, иногда даже слишком. Излишняя "заметность" присутствия режиссёра - тоже не есть хорошо.
Отдельно хочется отметить актёров. "Двойники" играли по полной. Жили в роли. Были этой ролью.
Не советовала бы ходить на этот спектакль тем, кто слишком любит стандарты, прямолинейность и однозначность. В "Двойнике" этого нет. К счастью.

Фото Maria Ipatova
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Прошу прощения за офф-топ....
Katusha-La! первая строчка. цитирую тебя
"Я достаточно хорошо образованна, чтобы ходить в театр и судить о нем, ....."
слово "образоваНа" пишется в данном случае с одной Н !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
5

Александринский «Тройник» - Федор Францевич Фокин
Очень красивый в художественном смысле спектакль.
Пластичный и выразительный. Почти танец.
Очень удачный саундтрек с живыми трубами и трамбоном. Речитатив "Яков Петрович - душка" - почти опера.
Симпатичные актеры (особенно Дмитрий Лысенков)...

Но совсем небольшой недостаток - содержание где-то забыли. Если задача ставилась сделать театр из ничего и ни о чем - справились безупречно...
Интересно, что создалось такое впечатление, что Валерий Фокин решил прочитать Ф.М.Достоевского глазами Франца Кафки. Забавное упражнение, но бессмысленное.

Фото Оксана Васько
отзывы:
276
оценок:
447
рейтинг:
91
9


К глубочайшему сожалению петербургского зрителя "Двойника" на сцене Александринского театра показали в 126 и он же последний раз. Достоевский начал писать свою повесть еще в 1845 году и тогда уже зачитывал отдельные главы на кружке Белинского, вызывая явный восторг умов того времени - Тургенева и самого Белинского. Но с появлением полного текста, пришло и разочарование со стороны писательского сообщества , что подтолкнуло Достоевского полностью переработать текст в 1846 году.
В 2005 года знаковое произведение Федора Михайловича поставили на сцене Александринки, и с этого самого времени эта театральная постановка стала одной из визитных карточек театра. За это время роль Голядкина исполняли совершенно разные по силе и выразительности актеры, и с каждый разом спектакль рос в изобретательности и профессионализме.
И вот уже обновленный титулярный советник Яков Петрович Голядкин (прототипом Голядкина считается писатель Яков Петрович Бутков) бежит по городу, бессмысленно и опасливо оглядываясь на окружающую действительность. Фокин создает декорацию прямо из зрительного зала. А сам Голядкин (Виталий Коваленко) знакомит публику со своей персоной, затерявшись на одном из стульев среди зрителей в партере. "Если бы эта люстра сейчас упала (глядя на огромную люстру в зале Александринского театра) на общество, я бы пошел спасать Клару Олсуфьевну". И зрители невольно переглядываются между собой, опасливо глядя на огромное светило. Такими приемами режиссер активно вовлекает пришедших во внутренний мир своего героя. Сцена выложена вертикальными вращающимися зеркалами, в которой не так уж и сложно затеряться и почувствовать свою ничтожность и ненужность. А тут еще и двойник (Дмитрий Лысенков), у которого и имя, и фамилия, и должность такие же, как у Голядкина. И только вначале он вежлив и приветлив, а под конец готов со свету сжить "родного брата". От таких вестей не долго и помешаться, что и происходит с главным героем, которого в конце спектакля заключают в смирительную рубашку и уводят из приличного общества под похоронные венки. А на балконе уже возникает новый Голядкин, которого наскоро выдворяет из зала капельдинер.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить