Драматический |
Дмитрий Крымов |
Спектакль студентов второго курса факультета сценографии РАТИ (ГИТИС) |
Театральный художник Дмитрий Крымов продолжает свои занятия режиссурой. Три года назад он поставил «Гамлета» в Театре Станиславского, сейчас репетирует «Короля Лира» в «Школе драматического искусства». А между двумя шекспировскими постановками он выпустил маленький спектакль по русским народным сказкам из афанасьевского сборника, где играют его студенты-сценографы из ГИТИСа: своим первым ученикам Крымов дал возможность посмотреть на сцену глазами актера.
Конечно, они актеры-любители, но в этом-то и соль. Необработанные народные сказки больше напоминают пионерлагерные страшилки, им очень к лицу такая неумелая игра. Да сценографы и не притворяются актерами, они берутся за то, что им подвластно, — за предметы. Из черных-черных чемоданов разом вываливается на пол реквизит: косы, валенки, стрелы, тряпки, краски и мотки скотча. Переодевание-превращение происходит прямо на глазах у зрителя. Сценки-сюжеты разыгрываются внемую, «под тапера»: музыкант за сценой играет на всем подряд, от фортепиано до пилы. Предметы живут своей жизнью: обувь надевается носками назад, бумажный глаз Ивана-царевича сползает ко рту. Сказки заканчиваются несказочно: репка приводит к коллективному суициду, Красную Шапочку жадные дети (куклы, пришитые к штанам актеров) забивают насмерть, а Царевну-лягушку и вовсе поджаривают на примусе. Особенно жалко безвинно гибнущего в финале Змея Горыныча — трех девушек в потрепанно-изящных черных пальто и шляпках а-ля Погребничко: эстетскую и хрупкую рептилию хамски изводят на яичницу. Ну да, мир ужасен, но при всем при том «Недосказки» — чудесный спектакль. Если со времен «Золотого петушка» Камы Гинкаса, которого тоже придумали молодые сценографы, вам все время чего-то в театре не хватало, радуйтесь: «Недосказки» — это для вас.