Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Спектакль
Лес

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Хрестоматийная комедия Александра Островского в современном прочтении Кирилла Серебренникова: о цене свободы и любви в том самом — рублевом — эквиваленте.
  • Лес – афиша
  • Лес – афиша
Комедия
16+
22 декабря 2004
3 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
8 февраля 2005

Вот абсолютный фаворит сезона — да что там сезона, в последние несколько лет не появлялось спектакля, наделавшего столько шума. Легкий, но существенный, гомерически смешной и тревожный одновременно, дерзкий и в то же время ужасно трогательный, этот спектакль длится четыре часа, но смотрится на одном дыхании. В связи с ним говорят о европейского качества режиссуре отечественного производства, о возвращении в большое плавание крупной актрисы — Натальи Теняковой, сыгравшей главную роль. Все так, но я о другом. Для порядка напомню содержание пьесы. Итак, «Лес» Островского. Помещица Гурмыжская имеет виды на вчерашнего бедного гимназиста, которого поселила у себя и желает женить на бедной родственнице Аксинье, чтоб был поближе. А бедная девушка любит купеческого сына и замуж хочет за него. Но скандал в благородном семействе разразился не по этой причине, а потому, что великовозрастный племянник Гурмыжской, однажды заявившийся в дом с товарищем, на поверку оказался актером. И что же, вам представляется помещичий дом из пореформенной России? Как бы не так. Фотообои с изображением леса, бамбуковые занавески, радиола на длинных худых ножках, люстры из чешского стекла, сберкнижки вместо золота, пиджаки из кожзаменителя, танкетки, расшитые дубленки — Серебренников перенес действие на век вперед, в брежневские семидесятые. Казалось бы, тоже мне фокус — куда только не конвертировали классические пьесы, но на этот раз от перелета дух захватывает (не оттого ли, что это атрибуты детства?). Гурмыжская (Наталья Тенякова) стала постарше, теперь она вроде пожилой номенклатурной вдовы. Ее наперсница Улита (Евгения Добровольская), напротив, помолодела, а почтенные соседи переменили пол на женский. Бабье царство, одним словом. На первый взгляд, смысл у всех этих операций один — чтоб было смешно. Само собой, смешно, когда Счастливцев с Несчастливцевым (Авангард Леонтьев в забинтованных очках и огромный, громогласный Дмитрий Назаров) встречаются за пивом в вокзальном буфете и к концу попойки неоновой вывеской загорается над их головами «Не удавиться ли мне?». Восьмибратов (Александр Мохов), чтобы угодить Гурмыжской, заваливается к ней с детским хором: белый верх, черный низ, белые гольфы, «Заповедный мотив, заповедная даль…». Несчастливцев, явившись в дом, где много лет не был, читает с дрожью в голосе Бродского, а Петр ночью на детской площадке поет Аксюше под гитару Высоцкого. Каждая вторая сцена потянет на отдельный концертный номер — со времен Мейерхольда эту режиссерскую манеру называют «монтажом аттракционов». Но и не своей монтажной лихостью этот «Лес» хорош. Про спектакль Мейерхольда (1924) писали, что это сатира на прошлое и агитация за новое. Молодые, новые люди Аксюша с Петром взлетали над сценой на веревочных «гигантских шагах» — был такой ярмарочный аттракцион. У Серебренникова, посвятившего свой спектакль Мейерхольду и советскому театру, не то. У него Аксюша с Петром (Анастасия Скорик и Олег Мазуров) качаются на тесных детских качелях, и если смехотворное, стыдное, но по-человечески понятное вожделение пожилой тетки к молодому телу хоть как-то, хоть с натяжкой, но все же может сойти за любовь, то у этих новых нет ни полета, ни чувства, один копеечный расчет. Можно подумать, что властным старухам и унылой молодежи противостоит в его спектакле особое племя — безбашенные, широкой души народ, актеры. И то правда. Но к чему, собственно, клонит Серебренников, становится очевидно только в финале — и это уже чистый соц-арт.

На собственную свадьбу Гурмыжская является примадонной в белокуром парике и лакированных ботфортах выше колена. «Господа! — выступает на авансцену аккуратно причесанный малолетний хлыщ Буланов (Юрий Чурсин) и замирает в знакомой позе: смесь решимости и безволия, руки сцеплены в области паха — не то это сам гарант Конституции, не то пародист Галкин. — Хотя я и молод, но я очень близко к сердцу принимаю не только свои, но и общественные дела и желал бы служить обществу». Детский хор по новой затягивает «Беловежскую пущу». «Дети зубров твоих не хотят вымирать», — выводит крохотный лопоухий солист, принимая ту же, что у Буланова, позу. У растерянной, обмякшей невесты слезятся от счастья глаза.

За четыре часа Серебренников много чего нарассказывал: об актерской вольнице в контрактном мире, о первой любви новых людей, прохладной, как собачий нос, и о любви последней, слепой и беззастенчивой. Но в конечном счете все четыре часа он рассказывал и сокрушался о том, как же начудила эта пожилая, властная, истосковавшаяся по крепкой мужской руке баба — Россия.

16
0

Отзывы

5
Виталий Новоселов
5 отзывов, 35 оценок, рейтинг 13
10 июня 2011

Один из немногих спектаклей, после которого совсем не хотелось аплодировать. Вообще. Нисколько. Даже совсем неудачному спектаклю обычно все же хочется "отдать должное". Люди старались... У всех случаются неудачи... Но это...
Ничего кроме низкопробного стеба. Неужели это до сих пор считается остроумным, да пусть не остро, а вообще - хоть немного умным - тупо, по-петросяновски, как в самодеятельности на первом курсе, обыгрывать тексты классиков, выискивая там современное звучание? Неужели это так забавно - увидеть в героях Островского Пугачеву и Путина? Ах как смешно! Оборжаться!
Неужели это так свежо и оригинально - насытить классика Бродским и Высоцким - посмотрите, какой интересный режиссерский ход!
Скорик... Терпеть не могу ругать актеров, а тем более актрис, но тут не ругаться невозможно. Это, извините, абитуриентка, демонстрирующая тщательное произношение шипящих и свистящих. И все. Нина Заречная в "Чайке" - провал. Настасья в "Лесу" - провал номер два.
Назаров и Тенякова, как старые мудрые слоны, тащат на себе весь этот мертвый серебрянный лес. Жалко их. Даже гениальная игра двух актеров не спасает пустой и насквозь вторичный спектакль.
Не рекомендую. Ощущение такое, что шел на Жванецкого, а попал к Регине Дубовицкой.

10
2
5
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
16 февраля 2017

Если бы не игра Дмитрия Назарова, Авангарда Леонтьева и Евгении Добровольской - совсем было бы грустно. Кирилл Семенович не следит за постановкой: песни в исполнении Александра Молочникова - позор спектаклю (нет на слуха, ни голоса, ни ритма; исполняются речитативом). Не поняла, почему героиня Евгении Добровольской раздвигает ноги в первом акте и показывает свое нижнее белье. Вопрос к возрастному цензу +16: в спектакле принимает участие детский хор. Это дети младше 16 лет, при этом перед ними на сцене "Алексис" с обнаженным торсом располагается. Дети-актеры тоже дети.

5
1
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
28 июня 2014

Занимательная актуализация леса внутри себя. Разный лес внутри нас. Темный лес дремучести и ханжества. Заснеженный морозный лес, утопающий в высоких сугробах страха и отчуждения. Призванные на роль санитаров леса нищий трагик и комик слабые лучи света правды и подлинной свободы личности. К сожалению хищные обитатели леса ближе к власти и распределению ресурсов. Но остается пространство даже в глухом лесу для торжества любви.

4
0
7
Вера Шатунова
13 отзывов, 26 оценок, рейтинг 12
14 октября 2011

Совершенно случайно получилось попасть на спектакль "Лес" во МХАТе. Но я уже лет 5 гуляя по Камергерскому засматривалась на его афиши. Слышала очень много про него и все никак не покупала почему-то билеты. Наверное меня сдерживал еще тот фактор, что в РАМТе в театроведческой студии весьма негативно как-то обсуждались постановки Кирилла Семеновича Серебренникова. А тут билеты сами пришли ко мне в руки. "Ну, значит судьба!", - решила я и направилась к театру. С Вовой. Спасибо, кстати, Вова! так как на мой призыв и просьбу срочно ответить, кто хочет пойти во МХАТ, никто срочно точно не ответил.)
Так вот. Во МХАТе им. Чехова играли Островского. Играли "Лес". Но все-таки стоит абстрагироваться от того, что ты смотришь классику, если речь идет о Кирилле Серебренникове. Действие происходит... в 70е года 20вв. Весьма занимательные декорации, порадовало радио, такое же как у меня дома. старое такое, истинно советское. с музыкой прекрасной из него. одну мелодию, что играла в конце и в начале спектакля, я искала почти всю ночь. Нашла. в программке) Спасибо опять-таки же Вове. И естественно несколько дней мурлыкала под нос "Беловежскую пущу".
Прекрасные артисты радовали глаз. Во МХАТе не берут плохих актеров. Интересно было посмотреть на Юрия Чурсина, которого видела в фильме "Изображая жертву" того же самого Серебренникова. Фильм смотрела сначала сама, а потом нам его показывали еще в рамках семинара криминалистики)) Парнишка этот конечно на мой вкус страшноват, хотя многие девчонки просто слюни пускают) Но энергетика действительно прет! Очень уж достойно он играет. А сцена с монологом его последним. Да, речь серьезная))) Но некоторые невольные ассоциации со всем нам известным персонажем вызывали смех до слез. Что за персонаж - не скажу. Смотрите спектакль.
Костюмы в спектакле очень неплохие. Красивые. Вот то платье, что было на Аксюше в первой сцене я б сама с удовольствием надела. И всенепременно отобрала бы подтяжки у Буланова!
Ах да, какой же прекрасный хор детей пе на сцене. Я сама из хора в музыкалке ушла в свое время. И тут прямо-таки этим деткам завидовала! у них прекрасные голоса, и в таком юном возрасте они уже появляются на сцене МХАТа! просто какой-то набор моих не осуществившихся мечтаний.
Спектакль захватывает. уносит в водоворот чего-то просто потрясающего. А еще все артисты, находясь на сцене, играют постоянно. Приходится следить за происходящим и в правом угу сцены, и в левом, и успевать еще в центр смотреть)
В общем и целом спектакль принес мне миллиард положительных эмоций и запас хорошего настроения на долгое время. Читайте классику. Ходите в театр!)

4
0
9
Douboshin
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 4
1 марта 2010

Блестящий спектакль! Такие спектакли делают неуместными дилеммы типа "искусство должно учить, воспитывать или развлекать", "театр должен быть шоу, зрелищем или интеллектуальным и психологическим действом" или вопросы типа "может ли быть классика для современного зрителя быть нескучной". Прекрасная постановка. Великолепная игра актеров. Назаров в роли Несчастливцева - Браво!!! Куча интересных находок. Интерьеры как бы в стиле 70-х, извечность мысли " А не удавиться ли мне?", джазбенд с коннтрабасом, радиола с манхетеннскими шлягерами, детский хор, стилистика жестов и телодвижений. Удивительный эффект - это ласкающая слух красота и органичнось языка Островского на фоне несоответствия столетий.

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все