Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.1

Спектакль
Вечерний звон

Постановка - Театр на Трубной / Школа современной пьесы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Сергей Юрский
(2`00``, 1 антракт). 150-600 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
11 января 2005

На первом спектакле, в день 125-летия Сталина, случилось, рассказывают, вот что. По сюжету перед Сталиным, которого играет Сергей Юрский, пела молодая актриса. Пела так хорошо, что зрители всплеснули было руками, чтобы поаплодировать, но замерли: Сталин не хлопал.

В первом действии Юрский играет Сталина как есть — во френче, но без грима, и только характерные свойства его собственной дикции исполняют роль кавказского акцента. После антракта он выходит на сцену в парике и усах — но к уже созданному образу усталого, одинокого Сталина это мало что прибавляет. Эта роль сидит на Юрском как влитая: завороженность публики его игрой вполне описывается анекдотом про аплодисменты. Играет Юрский великолепно, но что конкретно играет и какую идею на счет Сталина высказывает 76-летний классик советской драматургии Ион Друцэ, даже пересказывать неловко.

Судите сами. На сталинскую дачу привозят молодую певицу (Татьяна Фасюра). Она поет Сталину итальянские арии, но не может выдавить из себя «Песню о Сталине» советского акына Джамбула Джабаева. Вождь искушает ее Сталинской премией — она лишь хрипит. Единственная выгода, которую извлекает неподкупный деятель искусства из визита к Сталину, — тайком припрятанный пирожок. Но всевидящее око не дремлет, и загробный голос сообщает девушке, чтобы не утаивала продукт. А после антракта, когда Юрский наконец выходит в гриме, выясняется, что Сталиных несколько и прежде с девушкой общался его двойник. Хотя и то вероятно, что Сталин попросту страдает раздвоением личности.

Можно подумать, что Друцэ написал притчу на тему власти и искусства, где Сталин предстает этаким многоликим Протеем (хотя традиция приписывает это свойство как раз артистам), а артист — напротив, цельное, тождественное себе самому существо. Черта лысого! Я уже рассказывала про загробные голоса, но еще не дошла до того, что Сталина мучает колокольный звон за окном и что певица-комсомолка украдкой крестится, а в лицо Сталину бросает: «Вся власть от Бога!» В один из моментов Сталин и вовсе требует соединить его по вертушке с давно почившей матушкой — мол, обрати внимание, девушка, власть моя распространяется на тот и этот свет. Вот тут-то и содержится главная идея драматурга: его «ужин со Сталиным» (таков подзаголовок пьесы) — это, представьте себе, тайная вечеря дьявола с ангелом, ни много ни мало — сцена борьбы добра со злом, где поле битвы — сталинская дача.

Оно-то правда, что российский театр мелкотравчат, опаслив и на сложные темы из отечественной истории замахивается редко. Но стоит деятелям с активной жизненной позицией взяться за Кремль, Ленина или Сталина, так непременно на сцене изобразят дикость, инфернальный карнавал и ряженых. Чем так, лучше б их и вовсе не трогали.

1
0

Отзывы

7
Fay Grim
83 отзыва, 475 оценок, рейтинг 154
30 ноября 2008
фантазия на тему дня из жизни Сталина. Относительная удача.

Посмотрела телеверсию спектакля. Его уже, кажется, сняли с репертура...

Оперная певица Надежда Блаженая (Фасюра) приезжает на дачу к Сталину (Юрский), чтобы исполнить пару произведений. Сталин пьет "Кинзмараули", закусывает, одобрительно шутит и всячески подбадривает артистку. Мрачнее он только при слабых звуках церковного колокола, которые доносятся откуда-то издалека.

Актер Сергей Юрский бесподобен, гениален и неповторим! Это старая аксиома. Давно поняла, что он вообще может просто сидеть на сцене в полной тишине. И зал будет сидеть все два часа, никто не встанет, уверена. (В подобный гипноз вводили, пожалуй, только часовые у Мавзолея. ) Я вообще долго вглядывалась в финальный кадр - Юрский в шинели высунулся из двери и указывает рукой. И только спустя пару минут поняла, что это стоп-кадр.
Диалоги наполнены прямо-таки потусторонним смыслом. И еще этот сталинский юмор:

Вождь - "Как метко пишут про вас газеты - "Восходящая звезда советской оперной сцены"..
Певица - "Где это они такое пишут? Я не видела".
Вождь - "Завтра прочтете".

Или:
Певица - "Я вам исполню арию идущей на костер.."
Вождь - "Надежда Ивановна, зачем так торопитесь на костер? Спойте что-нибудь другое".

Юрский, дрожащая Фасюра и местами текст - несомненная удача. Но вот остальное, при всем уважении к автору пьесы Иону Друце и постановщику Юрскому, не очень. "Вечерний звон" выглядит немного затянутым. Возможно, правда, после кучи пересмотренных антреприз я уже разучилась воспринимать серьезный театр.. Но ко второму акту "Звон" явно выдыхается, теряет нерв и начинает утомлять. Действие прокручивается как пластинка на сломанном патефоне. Сталин начинает повторять уже озвученное, певица все также дрожит, охрана все так же суетится. Юмор улетучивается, а зловещий или какой-то иной смысл так и не появляется. Остается простая как мир история про несчастного и одинокого политика. Звонящий вдалеке колокол, который раздражает Сталина, так и не снимут - машина НКВД застряла в снегу, посланные лыжники спились в местной деревне.
Однако как ни крути, в спектакле есть та самая метафизика, которая действует куда-то на подкорку. На следующее утро возникает ощущение, что вчера по поводу тебя звонили по спецсвязи и теперь ничего хорошего тебя не ждет.
Похожее действие на психику оказывают еще, пожалуй, фильмы Сокурова, да исторические книги Радзинского.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все