Начать с того, что спектакль этот называется мюзиклом, но на «Чикаго» или «Норд-Ост» он мало походит. В нем не поют, а кладут на музыку речитативы, хореография заключается в организации трех притопов, а главная сценографическая «находка», надувные пряничные домики, неохотно сдувающиеся в финале (читай: таким макаром тают иллюзии Дона Кихота), спорят по идиотичности с дубовым мостом, с адским скрежетом опускающимся из-под колосников на цепях (мол, с таким звуком приземляют возвышенные идеалы). Да и само либретто не стоило того, чтобы Юлий Гусман, выступивший в «Человеке из Ламанчи» режиссером-постановщиком, отрывался ради него от более важных дел. Вот что имеется в виду. «Дон Кихота», довольно ехидную сатиру на рыцарские романы, приправленную тоской по ушедшим временам, в двадцатом веке читали как страстную апологию благородства, притом что это качество вызывало в читателях сильнейшее недоверие. Мол, благородство — вещь хорошая, но труднопереносимая, как любая другая стариковская придурь, а главное — небезопасная для окружающих. «Человек из Ламанчи», где в Дон Кихота перевоплощается сам Сервантес, эти представления воплощает полнее прочих переделок. Так, Альдонсу, имевшую глупость поверить, что она прекрасная дама Дульсинея, погонщики мулов насилуют в спектакле с особой хореографической жестокостью. Но что мы все о плохом да о плохом. Давайте о хорошем. Так вот, видеть этот ужасный спектакль стоит. Потому что Дон Кихота играет Владимир Зельдин, легендарный учитель танцев из постановки 1946 года. Он не участвует в диких танцах (еще бы, как-никак девяносто лет) и не начитывает речитативы. Он поет, причем поет замечательно. Его подтянутая фигура, улыбка, горделивая осанка сами по себе символизируют благородство — благородство как проявление здравого рассудка и правильного образа жизни. Как вещь вполне реальную, не нуждающуюся ни в объяснениях, ни в доказательствах ее существования.
- Книга лучше6
Спектакль в жанре русского мюзикла, то есть действо, которое можно заменить просмотром клипа на песню «Как упоительны в России вечера» и заодно сэкономить время. Идти в театр стоило лишь из-за Владимира Зельдина – прекрасного артиста старой школы, игравшего Дон Кихота до ста лет.
18 августа 2022 - 7
Человек из Ламанчи – бродвейский мюзикл, как сообщила мне программка, и, казалось бы, на отечественных подмостках он должен бы был смотреться куцым. Но нет – такой важный элемент шоу, как декорации, удивил меня тем, что не уступит никакому Монте Кристо – тут вам и мрачные казематы, и пасторальные надувные домики, и звёздное небо, и, конечно же, мельница. Но не на красивую раму я пришла смотреть, а на то полотно, которое она обрамляла – на невероятно трогательную историю о поэте-налоговике Сервантесе, который, угодив в тюрьму, превращает заключённых в актёров и ставит другую историю – о рыцаре Печального образа, который, в свою очередь, превращает суровую и жестокую действительность в романтическую сказку, где постоялый двор – замок, а шлюха – прекрасная дама. В отличие от Сервантеса, которого мы знаем по школьным хрестоматиям, Сервантес сценический, находясь под угрозой страшной гибели от рук Инквизиции, создаёт для этой сказки счастливый конец: старый Алонсо Кихано умирает не в забытьи, окружённый жаждущей наследства роднёй, а перед смертью вспоминает свои подвиги благодаря верному Санчо и любящей Дульсинее. Итак, Алонсо Кихано умер, а Дон Кихот всё ещё жив, вместе со своей неистребимой верой в торжество правды, великодушия, добра и чести, и благодаря его мужеству и сам Сервантес бесстрашно идёт на суд. А воплотил на сцене образы как создателя Дон Кихота, так и его героя потрясающий актёр Владимир Зельдин, который в свои почти 95 (!) лет двигается и поёт так, что выглядит максимум на 65. Остальные актёры также были на высоте – запомнился каждый персонаж, вплоть до самого второстепенного, а мне, как вечному любителю «злодеев», из них особенно понравилась харизма «уголовника», противостоящего Дон Кихоту в роли доктора. Да, сюжет наивен, его так и хочется предложить для детского спектакля, да, текст либретто – не высокая поэзия, но хотя бы не примитивен, а арии из первого действия повторялись во втором, да, музыка не поражает, но её приятно слушать, да, хореография на высоком уровне, хоть от неё и не захватывает дух, в общем – это вам не Юнона и Авось, где всё идеально. И при всём при этом Человека из Ламанчи можно и нужно смотреть как спектакль красивый, искренний, играемый с такой самоотдачей и даже с упоением, что понимаешь – он не зря был отмечен королём Испании. Он цепляет, увлекает, заражает своей игрой – искать «жемчужины в навозной куче», он не позволяет смеяться над Дон Кихотом, как над обычным помешанным, а заставляет сопереживать ему, как настоящему рыцарю, и это здорово. Можно говорить ещё долго, но я всё-таки подведу итог: Человек из Ламанчи – не просто позитивное настроение, которое обеспечит вам любой хороший мюзикл, а ещё и полезное блюдо из ассортимента пищи для души, обречённое войти в историю русского театрального искусства.
11.01.2009
Комментировать рецензию19 августа 2009 - 9
Спектакль не понравился, но ставлю 5...
Неделю назад побывала на этом спектакле и вот впечатления окончательно созрели, чтобы ими поделиться. Сам по себе спектакль абсолютно нулевой, скучный, монотонный и очень затянутый. Стоит на минутку отвлечься, как ты полностью выпадаешь из сюжета!!! В антракте все обсуждают не действо, а только возраст главного героя. После перерыва на свои места возвращаются далеко не все. НО!!! Владимир Зельдин -единственный человек, который (уверена на все 100) собирает полный зал и делает этому спектаклю аншлаг!!! Только ради него стоит идти, платить и смотреть!!! Он отлично поет, неплохо двигается и полностью вживается в свою роль. Трудно поверить, что ему 95... Завидую, восхищаюсь, аплодирую стоя!!! Если хотите прикоснутся к истории, занимайте очередь в кассу!!!29 января 2010 - 3- Очень хорошая пьеса
, - оправдывались мы невесть перед кем, дезертируя в антракте.
Солисты поют мимо нот, хореография либо слишком сложна для моего понимания, либо попросту недоучена. И Владимир Зельдин спектакль уже не спасает. Из уважения к его опыту и таланту, не буду писать неискренние похвалы.
Впрочем, многие зрители всего перечисленного не замечали и были довольны.
28 ноября 2011 - 9
Зачем пересказывать сюжет,его и так все знают.Но это не просто спектакль,это Спектакль с большой буквы!Одно то,что Зельдин в свои 93 года 3 с лишним часа на ногах и не просто не присев,а танцует,поет(и как поет!),крутит над головой шест в 2,5метра длиной.И я полностью соглашусь с рецензентом,что ЗАЛ АПЛОДИРОВАЛ! У всех ладоши были отбиты,и это было само сабой,шло из сердца.Песня Дон Кихота неделю,не меньше,из головы вообще не выходила!После таких спектаклей многое в жизни переоцениваешь,на многое другими глазами смотришь.Жить хочется!!!Спасибо и низкий поклон!
8 июня 2008 - 9
Спектакль, очень понравился, добрый, красочный и мне кажется что для тех кто не читал Дон Кихота изложено довольно таки просто...
Декорации красивы, и их метаморфоза завораживает.
Конечно в буквальном смысле слова мюзиклом это не назовешь, скорее это вариация на тему мюзикла. но мне кажется что спектакль от этого только выиграл.5 ноября 2007 - 5
оценка 4, актерам 5, пьесе 3
Мне сегодня повезло, я попала на спектакль, он сегодня 80, а главное пела Т. Гвердцетели. Сам спектакль очень не понравился, какое-то нагромождение произведения с биографией Сервантеса,все не стыкуется. Пьеса по мотивам всего. Ушла бы, но игра всех актеров великолепна,костюмы замечательные.
Чистая актерская победа. Спасибо!!!11 мая 2008 - 7
Я видела этот замечательный музыкальный спектакль много раз, мне хочется сказать, что как бы ни были слабы декорации, дело совсем не в них. А дело в том, какой силой обладает этот спектакль, как завороженно зрители смотрят на действо, происходящее на сцене, как уже после первого акта в голове играет лейт-мотив. Этот спектакль вызывает восторг у зрителей всех возрастов и не только потому, что в главной роли великий актер и человек Владимир Зельдин (и не только потому, что Владимир Михайлович в свои 92 великолепно поет, помнит текст и держит зал в напряжении), как замечательно Дмитрий Ошеров -Санчо оттеняет Дон Кихота. Каждая роль - характер и характер запоминающийся.
Да, пусть это не шедевр театрально-декорационного и режиссерского искусства, но он достоин внимания, его хочется видеть снова и снова!4 ноября 2007 Одним словом, сказочно! (пишу, а сама напеваю заглавную тему)
Моё знакомство с этим произведением проходило в несколько этапов. Сначала увидела отрывки мюзикла ещё в детстве в каком-то сериале, потом (к своему стыду) прочитала 40 страниц из самого Сервантеса, и вот, посмотрела "Человек из Ламанчи".
Последняя попытка приблизиться к идеалам "рыцаря печального образа" оказалась самой удачной. Особенно поспособствовала этому нет, не Альдонса, так близкая к образу современной девушки женщина с постоялого двора (не обижайтесь милые дамы, я имела ввиду только её огрубелость от того, что происходит вокруг), а Дульсинея. Та, в которую каждая из нас может превратиться, если только встретит мечтателя, благородного, пусть не рыцаря, а просто того, кто увидит в тебе Дульсинею.
Когда говорят "зал аплодировал стоя", это обезличивает, в толпе может быть, впрочем... это не важно. Поэтому я скажу: каждый мог сказать: я аплодировал стоя, с распухшими от слёз глазами. Это было порывом, люди вставали не потому, что рядом кто-то встал, а потому что это было и правда чудом, то что происходило на сцене!
10 декабря 2005