Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Антигона

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 1

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Жанна Зарецкая

582 рецензии · 207 оценок · 567 спасибо

Четыре года назад режиссеру Андрею Прикотенко и трем вчерашним студентам Вениамина Фильштинского — Ксении Раппопорт, Игорю Ботвину и Тарасу Бибичу — удалось нечто весьма дерзкое. Компания эта сыграла шутку с самим Софоклом. Античному мэтру было отказано в звании трагика. С самого пролога и до финала зрителя не покидало ощущение, что талантливая молодежь ввалилась на сцену из ближайшего клуба, захватив с собой диски с приятной западной поп-музыкой. В центре танцпола находился гигантский... Показать полностью

Четыре года назад режиссеру Андрею Прикотенко и трем вчерашним студентам Вениамина Фильштинского — Ксении Раппопорт, Игорю Ботвину и Тарасу Бибичу — удалось нечто весьма дерзкое. Компания эта сыграла шутку с самим Софоклом. Античному мэтру было отказано в звании трагика. С самого пролога и до финала зрителя не покидало ощущение, что талантливая молодежь ввалилась на сцену из ближайшего клуба, захватив с собой диски с приятной западной поп-музыкой. В центре танцпола находился гигантский веревочный «эдипов фаллос», а тирады, которые по очереди произносили три актера, выглядели как лирические отступления диджеев-интеллектуалов. Единственный реверанс в сторону Софокла сделал художник Эмиль Капелюш, подвесив над сценой булыжники. Камни на длинных веревках, готовые рухнуть в любой момент на головы развеселых героев, — метафора рока, неминуемой и неумолимой судьбы. Если бы не этот самый рок, сочинения Софокла выглядели бы первыми в истории культуры мыльными операми: греческий молодчик сделал блестящую карьеру, охмурив красавицу-царицу, а она нежданно-негаданно оказалась его мамашей; Эдип слепнет, мать-жена кончает жизнь самоубийством…

Вторую серию — спектакль «Антигона» по двум пьесам Софокла — «Эдип в Колоне» и собственно «Антигона» — Прикотенко решил поставить всерьез. Клубная атмосфера исчезла начисто. Булыжники здесь валяются на земле, то есть рок как бы свершился, и о том, что он может свершиться еще раз, никто не задумывается.

Весь первый акт — нежнейшая и сладчайшая семейная хроника. Двух девчонок-тинейджеров распирает от радости. Во время бегства из Фив отец Эдип (о том, что он им еще и брат, тут вообще не очень-то помнят) наконец-то приблизил их к себе, а то во дворце он все общался с сыновьями-наследниками — Этеоклом и Полиником. Забавно, что образцовую по всем показателям героиню Антигону играет Мария Лобачева, а чаровница Ксения Раппопорт рядится дурнушкой-хромоножкой Исменой. Беглецов отыскивает Креонт (Бибич) — брат повесившейся с горя царицы, после самоубийства сестры вставший во главе Фив. Все семейство наконец собирается вместе и запевает по-гречески детскую песенку. На сцене появляются братишки, усаживаются тихонечко сбоку, начинают подпевать. Благолепие — прямо митьки какие-то. Идиллия рушится, как только начинается Софокл. Два эдиповых сына и Креонт теперь борются за престол, и Эдип им нужен исключительно как козырный туз. Так что последнему остается только умереть с горя — finita la commedia. Вместо занавеса — хвала Капелюшу — летят с высоты и сочно втыкаются в деревянный помост упругие стрелы. Это самый эффектный момент спектакля: «мыло» кончилось, начинается война, в которой брат пошел на брата. Этеокл выгнал из Фив Полиника, тот собрал войско и подступил к городу. В бою оба погибли.

Если бы второй акт был шуточным, не стоило бы так много писать о спектакле. Но в том-то и дело, что у второй части совершенно отдельный сюжет. Креонт посчитал Полиника предателем и приказал бросить его труп диким зверям. Антигона, вопреки приказу своего дяди Креонта и несмотря на уговоры своей сестры, хоронит погибшего брата, Антигону арестовывают за отказ подчиниться приказу. Короче говоря, каждый здесь так или иначе вынужден переступить через человека, а герои-то все — родная кровь. Так что ломает всех без исключения.

Ломки чисто нравственного свойства (тема для нынешней сцены редчайшая, тем более в молодежных компаниях) — самое ценное, что есть в спектакле. Крайне интересно наблюдать, как каждый из поколения детей отыскивает в себе «закон сильнее государственного». Сначала все выглядят школьниками, доказывающими у доски заданную на дом теорему: фразы о богах выговариваются напоказ — с чувством, толком, расстановкой, как учительница велела. В итоге приходят к тому же выводу, что и старик Кант, в качестве шестого доказательства существования бога выдумавший когда-то «нравственный закон в душе». Антигона, которую увозят, чтобы замуровать заживо, рыдает в голос, но бессознательно проклинает не жестокость дяди, а несправедливость богов. Состояние аффекта у Лобачевой выходит отменно, так что в позерстве героиню не заподозришь, боги в этот момент — ее самые реальные собеседники. Жених Антигоны — ее кузен, сын правителя Креонта (его играет пухленький молодой артист с обаятельными щечками), — узнав о приговоре, съеживается, берется за копье и целится в своего прежнего идола — отца, на глазах теряя рассудок. Тарас Бибич и вовсе переживает актерский триумф: его Креонт держится до последнего, хотя внутреннее напряжение прорывается то в истерическом смехе, то в непроизвольном пошатывании. Финальное же пророчество о смерти сына (того, что со щечками) вызывает у Креонта мгновенную и жуткую реакцию — нечто вроде размягчения мозгов. Приказ о помиловании — который, естественно, опаздывает — правитель отдает уже в состоянии болезненного безволия. В эпилоге Креонт на обломках царства Фиванского под скрип сломанных ворот так произносит «уведите меня, нет, убейте меня», что видится за этим чистый Гоголь. Конкретно — «Записки сумасшедшего».

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...