Театральная афиша Москвы

Спектакль Шинель
Постановка Современник

8.1

Марина Неелова играет старика Башмачкина в перформансе Валерия Фокина

Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

На экране идет снег. Снег падает, его словно засасывает в воронку, и двухметровая шинель, громоздящаяся посреди площадки, кажется этой самой воронкой. Снег медленный и подрагивающий, как в норштейновских мультфильмах. Вдруг из-за воротника шинели вылупляется, покачиваясь на тонкой шее, голова — плешивая старческая макушка с парой серых перышек. Кукольные стеклянные глаза обводят взглядом пустую сцену, и голова исчезает в недрах шинели. Через некоторое время внизу, между полами, как в проеме занавеса, появляется сам старичок, выписывает круги на полусогнутых: «Кхе-хе-хе». Усаживается на канцелярскую скамеечку, вынимает из-за пазухи перо, причесывает им волоски на голове. Выводит на бумаге, настраивается: «Ми-ми-ми… Ми-ла-стивый гас-падин…»

Марина Неелова играет Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле по гоголевской «Шинели». Почти год назад этой «Шинелью» открылся новый, по сути, театр — Другая сцена московского «Современника», выстроенная для новаций. Первым новатором пригласили Валерия Фокина, чей Мейерхольдовский центр такими экспериментами и занимается. Идея дать Нееловой сыграть Башмачкина принадлежит ее другу Юрию Росту, и это отличная идея — о ней было известно давно, и спектакля ждали.

Дар Нееловой к травестии — комический по природе дар — поддерживается ее трагедийным строгим темпераментом: редкостное сочетание качеств. Она ни на секунду не впадает в раж, ни в одном жесте не перебирает, играя не свой возраст, — стоит вспомнить обе ее роли в «Сладкоголосой птице юности», стареющей кинодивы и усохшей до срока невесты. Башмачкин в исполнении Нееловой — грандиозный аттракцион. Узнать большую актрису в крохотном старике, что бережет силы для каждого движения, невозможно, между ней и ролью нет ни одной щели.

Дар Фокина, в свою очередь, заключается в умении заворожить, заморочить зрителя мистическим маревом вздохов, заполошных вскрикиваний, мелькающими по стенам тенями. «Шинель», видать, тянули за полы в разные стороны. Нееловой очень хочется сыграть саму историю несчастного Башмачкина, прожить ее до соснового гроба, но Фокин в вопросе психологии и человеческих историй не профессор. В его сочинении, как обычно, темные фигуры бродят по галереям над головами зрителей, мечутся по экрану тени, голосят артисты ансамбля «Сирин» Андрея Котова и чудит со звуками и шумами Александр Бакши. Старая рыжая шинель, служившая в начале Башмачкину домом, оборачивается у Фокина в финале гробом. Но по-настоящему фокинская (и гоголевская) тема должна бы начинаться там, где заканчивается спектакль, — за гробом, когда у Калинкина моста появляется мертвец, хватая прохожих за воротники. К консенсусу стороны могли бы прийти, когда б остановили спектакль на двадцатой минуте — тогда о нем, как о «Шинели» Норштейна, можно было бы продолжать мечтать, рассказывая знакомым: «Гениальное начало!»

3

Отзывы пользователей о спектакле «Шинель»

Фото Organic
отзывы:
26
оценок:
70
рейтинг:
150
9

"Милостивый государь" - от текста бессмертной повести Гоголя режиссёр спектакля Валерий Фокин оставил одну лишь эту фразу, погрузив зрителей в мир эмоций "маленького человека". Тут и пронизывающий холод Петербурга, и воплощённые тенями и звуками страхи главного героя, и спасительный домик-шинель. Спектакль понравится тем, кто готов воспринимать не текст, а образы и настроение. Если вы ещё не видели спектакля, то приготовьтесь отключить мозг и включить чувства: не нужно понимать почему сейчас падает снег, а сейчас поют песни - плывите вслед за действием и изнутри вы почувствуете, что такое "Театр Фокина", кстати, начинавшего свою карьеру в 1970 году именно в "Современнике".

Многие критики и зрители отмечают великолепную актёрскую игру Марины Неёловой, но если быть честным на 100%, то половина её успеха - это талантливая и кропотливая работа гримёра "Современника". Вот что пишет сам Гоголь о Башмачкине: "чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным". И на сцене мы видим точь-в-точь такого же Башмачкина. И несмотря на то, что Марина Мстиславовна (кстати, урождённая петербурженка как и её герой) является центром притяжения всего внимания зрителей, от взгляда не ускользают детали, говорящие о большой работе других людей, готовящих и обслуживающих этот спектакль, за что им огромное спасибо!

4
Фото egortut
отзывы:
200
оценок:
267
рейтинг:
331
9

Гениальная постановка, вмеру веселый и вмеру грустный. В спектакле много новаторских идей, например, теневые декорации и актеры. Хотябы из-за этого уже можно поставить отлично и непременно посмотреть вживую. Минус только в том что очень малая продолжительность и хочется смотреть еще и еще.

3
Фото jeanix
отзывы:
115
оценок:
1103
рейтинг:
58
9

Шинельчек

В.Фокин в «Шинели» предлагает взглянуть на традиционного героя русской литературы и театра, на маленького человека, не с традиционной точки обзора, используемой традиционным психологическим театром, а через специальную «оптику», через «театральный мелкоскоп», который приближает к зрителю наблюдаемый объект и одновременно замедляет его движение, позволяя тем самым пристально его рассмотреть. В мелкоскопной оптике маленький человек превращается даже не в малюсенького человечка, а в … крохотную «улиточку», в «червячка», в шинельчека, обитающего в раковинке-шинели-норке-домике. В фокинской «оптике» можно увидеть, что шинельчек совсем крохотен и абсолютно беспомощен, как червячок на асфальте. Фокинская оптика беспощадна, как беспощаден скальпель хирурга, рассекающий куски ткани, чтобы добраться до главного – до больного органа, режиссёр-исследователь настолько «уменьшает» маленького человечка, что в этом малюсеньком существе даже исчезают половые признаки – кто это? Мужчина? Женщина? Исчезло несущественное – пол, но выпукло увеличилось главное – малость, крохотность. Это – червячок, шинельчек, но – ЧЕЛОВЕК! Маленький человечек.
Вслед за другим харизматичным русским героем - И.И.Обломовым, фокинский Башмачкин мог бы воскликнуть, если бы мог говорить, а не бормотать: «Я – в Домике!» Лишившись своего домика этот шинельчек, как улиточка без ракушечки, как червячок без норки – очень быстро засыхает, задыхается, умирает. Фамилия гоголевского персонажа становится говорящей (Николай Васильевич любил этот приём) – шинельчек «раздавлен», как червячок башмачком на асфальте – походя-шутя сняли-отняли скорлупку-домик у червяка, и никто внимание на эту малость не обратил – кто заметит раздавленного червяка на тротуаре у супермаркета?

0
Фото Andrey Khandozhko
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
25
9

Притчу Гоголя о маленьком человеке, знакомую каждому из нас со школы, "Современник" пересказывает как кошмарный сон воспаленного от беспросветного ничтожества сознания, в котором границы между иллюзорным и реальным стерты. Крошечный Башмачкин - жалок до такой степени, что в его повадках уж не остается почти ничего человеческого, и чем ближе развязка, тем сильнее напоминает суетливый старичок заводную игрушку, в недрах которой вот-вот лопнет неисправная пружина.

0
Фото subbotin
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Спектакль выполнен в модной менере инсталляции. Предметы на сцене и их перемещение - в центре внимания зрителя. Очень удачное решение шинели, она же - дом Акакия Акаиевича, она же - все что у него есть в этой жизни. Он живет в ней, он живет с ней и умирает в ней.

Но хотелось бы увидеть нечто большее, чем простую инсталляцию. Речь не об актерах - Неелова как всегда супер. Но работа режиссера мягко говоря слабовата. Я и в Александринке уснул на Фокине, и тут бы вздремнул, если бы спектакль так быстро не закончился. И даже в часовое представленние Фокин умудрился впаять тянучие паузы, растягивая как резинку простой по сути сюжет. Не хватает плотности подачи материала. Количество эмоций в единицу времени надо увеличивать в разы. Не говоря уже о мелких недоработках - таких как швейная машинга Зингер, на которой шьют шинель Акакию Акакиевичу: Гоголь сильно бы удивился такому повороту, ведь фирма была основана только через десять лет после написания повести, а в России Singer появился еще лет через 10. Мелочь? Безусловно. Но в искусстве мелочей не бывает...

Отдельно отмечу как всегда превосходную работу Маши и Славы, отвечавших за "теневую" поддержку спектакля. Всем, кто еще не сходил на их "Сказку, которая не была написана" - категорически рекомендую. Это самое лучшее, что вы можете показать своему ребенку и увидеть сами.

В общем и целом, "Шинель" понравилась. Новая сцена - тоже. Рекомендую.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить