Драматический |
Сергей Кутасов |
100-400 р. |
Историческая справедливость требует признать, что самая первая «новая драма» начиналась не с Сары Кейн, а именно с Генрика Ибсена. Сто лет назад он был очень актуальным автором и в пьесах своих освещал только злободневные вопросы: положение женщины в семье и обществе, судьбу честного человека в мире наживы и капитала, конфликт совести и выгоды в душе дельца… Все это сопровождалось внебрачными детьми, бедными родственниками, скелетами в шкафу, плохой наследственностью и невероятным сплетением обстоятельств. Сверхзакрученную интригу для своей психологической драмы Ибсен позаимствовал у самых «презренных» жанров бульварного театра — водевиля и мелодрамы. Сегодня «Столпы общества», поставленные в Театре имени Рубена Симонова, знаменуют триумфальное возвращение старой «новой драмы» в бульварный театр.
Ибсена сейчас перестали играть всерьез — слишком уж пафосный; обычно его разбавляют легким стебом и превращают в трагифарс. Сергей Кутасов решил, что этого мало, и подпустил в свой фарс и символизма, и современных аллюзий. Смешались в кучу приемы и штампы всех стилей. Тут и городские олигархи а-ля «Однажды в Америке», и маленькая черная сцена, за которой шумит океан, и занавес из пленки, которую разрывают в знак нарушения заговора молчания… И рядом персонажи, сыгранные в две краски: все положительные — положительны до голубизны, все глупые — глупы до идиотизма. А чего стоит сцена, когда главному, но сомневающемуся злодею, коммерсанту Бернику (А.Фролов), является в клубах красного и зеленого дыма местный священник!.. И это не игра в штампы, а самая посконная игра на штампах, которая, тем не менее, дает невероятный драйв. Временами кажется: еще бы немного вкуса — и получился бы тонкий и интересный спектакль; а так уж и не знаешь, возмутиться ли этой наглой и напористой театральщине или просто посмеяться над ней.