Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена

8.3
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Майя Одина
Фото Майя Одина
отзывы: 40
оценки: 1
рейтинг: 48

В «Мастерской Петра Фоменко» все премьеры — долгожданные. Бесспорным рекордсменом по терзанию зрительских чувств был спектакль «Война и мир»: его собирали лет пять, сочинив об этом периоде красивую историю про то, как много месяцев подряд всей труппой читали роман вслух. Нынешних «Трех сестер» ждать пришлось меньше, года два, но любопытство мучило как никогда: Фоменко пообещал занять в спектакле весь первый состав «Мастерской», а главное — представить Чехова, автора, который до сих пор ни разу не стоял в репертуаре самого любимого театра московской публики.

Первыми «Трех сестер» дождались французы. Премьеру, на полвесны исчезнув из московской афиши, «Мастерская» сыграла в Гавре. Французы гордо подчеркивали на афишах, что «премьера раньше, чем в Москве», именовали Фоменко «неоспоримым мэтром русского театра», а в рецензиях восхищались, что он «смог проникнуть внутрь головы Чехова».

В Москве «Трех сестер», собрав полный зал филиала Малого театра и очередь за лишним билетиком от Серпуховской площади до Большой Ордынки, «фоменки» дали только в сентябре. А через день опять уехали. На БИТЕФ в Загреб, потом в Белград: гастрольный график расписан на осень и зиму. «В Москву, в Москву!» — впору начинать страдать и публике: жизнь московского репертуарного театра у «фоменок» не получается. «Легкость» и «летучесть» — слова, которые употребляются рецензентами в каждом тексте о них, — оказались не только литературными эпитетами. В них — суть самой «Мастерской». Как были «фоменки» странниками, так и остались. Зрители записываются в листы ожидания билетов, как на прием к знатной особе, и надежды для них немного. В те редкие периоды, когда «Мастерская» играет в Москве, в театре сетуют на маленькие залы бывшего кинотеатра «Киев» и перевозят спектакли на арендованные большие сцены. «Три сестры» — чего в «Мастерской» не было со времен студенчества — сразу сочинялись с расчетом на вместительный зрительный зал с партером, амфитеатром и ярусами. Вопрос: стоило ли ставить в чужом театре?

«Если испортите третий акт, — заявляет из оркестровой ямы человек в пенсне, — пьеса пропала». Нудный человек в пенсне придуман самим Фоменко. Все четыре часа действия (четыре!) человек не сходит со сцены, сверяясь с бумажками, читая по ним ремарки и вскрикивая: «Пауза!»; чуть что — актеры поворачивают головы в его сторону. Не находит Ирина слов на прощание Тузенбаху — кидается к сочинителю: «Где текст?» Тот пожимает плечами. Когда Ольга стонет: «В Москву, в Москву!», дело доходит до рукоприкладства. Кто виноват, что жизнь проходит? Само собою — автор.

Что касается третьего акта, то обладатель пенсне беспокоился зря. После пожара три сестры, вымотанная Ольга — Галина Тюнина, только что успокоившаяся после слез Ирина — Ксения Кутепова и окрыленная любовью Маша — Полина Кутепова, сидят на сундуке, укутавшись одним одеялом, — секретничают. Так они делали в детстве, и от этого полусонного девчачьего ритуала веет таким щемящим семейным счастьем, воссоздать которое способны, кажется, только актеры Фоменко. Да и вообще, трудно остановиться, перечисляя, — столько в «Трех сестрах» прелестного. Скажем, костюмы Марии Даниловой: обычно героев наряжают, как для фотосессии в стиле ретро, а тут с иголочки одета только Наташа — у остальных настоящее, трудновоспроизводимое в театре повседневное платье. А какова сама Наташа — Мадлен Джабраилова! Тихо, но уверенно разрушает она прозоровский дом, при этом едва не плача, что ее не любят, и страстно желает быть похожей на сестер. Как чудно Чебутыкин — Юрий Степанов кормит Ирину конфетами, как все играют в догонялки, как расцветает Ольга при одном слове «ряженые», как Ирина, разыскивая Машу, бежит по саду, то и дело заворачивая к нянюшке за ложкой сметаны. Спектакль состоит из отменных фрагментов. На премьере в Гавре он назывался «Если бы знать», и жанр его был определен как «этюды на пути к пьесе». В Москве название заменили на «Три сестры», жанр тоже вернули авторский — «драма в четырех действиях». Но цельного спектакля не вышло, и чеховского настроения Фоменко не создал.

Причина этой неудачи проста: не их это пьеса, не фоменковская. «Три сестры» — это пронзительный текст о разрушении любимого дома, а у «фоменок» за всю их пятнадцатилетнюю совместную жизнь так и не сформировалось чувство оседлости, они свой дом пока только строят. С Чеховым они не сошлись характерами.

2
0
...
21 сентября 2004
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов
отзывы: 925
оценки: 1069
рейтинг: 656
5
Реквием по мечте

Абслютно непозитивная, затянутая, какая-то безысходная история гонки трёх сестёр за эфемерным женским счастьем, происходящая в провинциальном северном городе с рекой. Несмотря на красивые режиссёрские выдумки и находки (типа легкомысленных натягиваний носков на ноги или одновременно двух плащей на плечи) и замечательную игру актёров спектакль распадается на 4 действия и, соответственно, 2 антракт-возможности уйти пораньше, которыми многие пользуются.

Что мы имеем? Философствования о труде, счастье и будущем на фоне отчаянной, бесперспективной и душной тоске по Москве. Основной глагол - уехать! При этом все герои суетятся, и никому нет дела до выдерживания чеховской "паузы". Так что автор в пенсне вынужден периодически сам появляться на сцене, чтобы контролировать ход своей пьесы.

1
0
...
27 октября 2010
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 742
оценки: 1108
рейтинг: 544
1

Смотрела по тв по "Культуре" еще вроде со Степановым - выдержала максимум минут 10 - редкое занудство, ужасный пафос и наигрыш..

1
0
...
5 сентября 2010
Фото Walter  Klemmer
Фото Walter  Klemmer
отзывы: 96
оценки: 208
рейтинг: 456
9

Да, пускай здесь какие-то сцены прихрамывают от излишней приверженности тексту, и кое-где стоило бы и повольничать, подсократить, переиначить, но в конце концов всё измеряется тем, что горько, ох горько за этих девушек, и больно смотреть на них в финале, и на всех нас тоже. Работать! Рабо-о-отать!

1
0
...
26 декабря 2008
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 406
9

Думаете, четыре часа сложно высидеть? Ничуть. Утомил меня с непривычки только первый акт, до первого антракта, а потом я уже с интересом следила за развитием событий. Да, у Чехова, конечно, событий немного, а всё больше разговоров, и актёрам театра Фоменко, чтобы потерять в постановке минимум от текста оригинала, приходилось читать свои монологи очень быстро, теряя при этом немало психологизма, но при этом, странное дело, его всё равно оставалось достаточно, чтобы проникнуться классической Чеховской философией смысла бытия. Наверное, потому, что при всех стесняющих обстоятельствах играли эти самые актёры, как всегда, искренно, с максимальной самоотдачей, да и потому, что, как это ни банально, классика хороша в любой интерпретации, а интерпретация Фоменко вполне аппетитна – ни чересчур академична, ни чрезмерно современна. Люблю я у этого театра ненавязчиво вплетающиеся в канву повествования «фишки» - сегодня в качестве таковой выступал персонаж, обозначенный как «человек в пенсне» и обозначавший ни много ни мало, а автора пьесы, который и озвучивал, соответственно, текст от автора, что для пьес вообще нехарактерно. По сюжету, автор присутствовал на репетиции, но создавалось впечатление, что он не за актёрами наблюдал, а за вполне реальными людьми, которые могли его слушаться, могли не слушаться, но, как правило, они его не замечали, а он в их жизнь не вмешивался. А ещё люблю у этого театра безупречные, почти кинематографические декорации в сочетании со световыми эффектами – тут тебе и романтика тёмных комнат, и суета близкого пожара, и багровое зарево беды над усыпанной осенними листьями аллее. Плюс хорошая музыка, щепотка уместного юмора, довольно-таки симпатичный барон Тузенбах (Кирилл Пирогов) – и в сумме получаем пять баллов из шести (при том что шестерку у меня получают только безусловные, безоговорочные шедевры, обилием коих может похвастаться разве что Покровка). А значит, смотреть разрешается и приветствуется – как-никак, школьная программа, а пьесы, как известно, созданы не для того, чтобы их читали, а для того, чтобы их ставили и смотрели.

09.01.2009
Комментировать рецензию

2
0
...
19 августа 2009
Фото Паршивого Бабца
Фото Паршивого Бабца
отзывы: 322
оценки: 1355
рейтинг: 347
7

И снова Чехову 5 с плюсом. А Фоменкам крепкое 4. Очень, очень трудно играть Чехова! Зато я теперь опять его перечитаю - читал перед Спектаклем, но то, что я увидел, меня поразило! Я в тексте многого не заметил - такого очевидного, как оказалось... И даже фигура "Чехова" , занятая в спектакле, мне стала доступна - да, она, эта фигура, должна была присутствовать, это автор и его "незримое" участие в жизни его пьесы. И его, Чехова, заметки о своей пищущейся пьесе - они же так ценны! хорошо, что режиссёр сумел воспользоваться тким материалом. Исполняет фигуру, конечно, достаточный лопушок... но кто-ж его, Чехова, видел?! А вот отношение актёров, то есть, персонажей (или всё-таки актёров, потому что это подаётся в начале постановки как репетиция в присутствии автора) к фигуре автора - ещё один плюс режиссёру, который сумел этим штришком показать глубину замысла Чехова, глубину, недостижимую даже и актёрам, "специально учившимся, обладающим богатым и разнообразным опытом", я уж не говорю про зрителя - зрителю тоже нужны подсказки.
Я могу только порекомендовать, по возможности, гражданам нашей необъятной Отчизны зайти на данный спектакль упомянутого творческого коллектива! Поистине богатые ощущения и переживания Вам будут гарантированы.

2
0
...
9 декабря 2009
Фото Юлия Бедретдинова
Фото Юлия Бедретдинова
отзывы: 57
оценки: 115
рейтинг: 45
9

Я просто поражена.
В очередной раз Петр Наумович заставляет меня выходить из зала в эмоциональном шоке, с чувством невероятной тоски на душе.
Сестры Кутеповы невероятно органично (что не удивительно) смотрятся в ролях Ирины и Марьи.
Барон - несравненный Пирогов с фирменным смехом - восхищал, заставлял улыбнуться, а в третьем акте в безумно трогательной сцене с невестой Ириной - сделал все, чтобы мой взгляд помутнел от проступивших слез.
Доктор - Юрий Степанов - его последняя роль в жизни. Он сыграл ее изумительно - такое тепло шло от него. Веришь безоговорочно, что эти девочки - сестры - дочери некогда его любимой женщины, чужой жены - они - все, что есть у него на этом свете. Просто не могу поверить, что его больше нет...
Мадлен Джабраилова так искусно играет блудливую и двуличную невестку - что проникаешься неприязнью к ней на полном серьезе.
Муж Маши - всем довольный, добрый и всепрощающий - сколько эмоций он вызывает! Смесь жалости, восхищения и презрения.
Шикарно, скажу я вам. Каждая роль - такая харАктерная, такая выразительная. О каждом хочется написать отдельно, каждого хочется поблагодарить за 3 ч 50 мин. созданного для нас целого мира.
Спасибо и браво!

1
0
...
3 марта 2010
Фото InnaP
Фото InnaP
отзывы: 28
оценки: 118
рейтинг: 40
9

Не знаю, позволительно ли здесь сравнивать, но если вы сомневаетесь, пойти ли в "Современник" на "Три сестры", или к Фоменко - отбросьте сомнения и идите к Фоменко. Да, спекталь идет почти 4 часа. Но "сидятся" они нормально, интересно и просто. Персонажи живые, каждый - индивидуален, с "изюминкой". Ирина, Барон Тузенбах, доктор, Маша, Ольга... да все, абсолютно все. Единственно, мне не хватило какой-то девичей легкости в рассуждениях Ирины, слишком уж она умудренная для своих 20 лет.
Но - именно после такого спектакля я прихожу домой и ищу в интернете сведения об актерах, потому что хочу знать больше о таких талантах, и хочу смотреть на их игру в других спектаклях.

1
0
...
5 декабря 2009
Фото Анна
Фото Анна
отзывы: 75
оценки: 87
рейтинг: 33
9

Превосходно, глубоко, трогательно, в меру, по-чеховски, иронично о самом главном.
Потрясающе воссоздана атмосфера чеховской дореволюционной России, отличные декорации. Отличная игра всех актёров, особенно сестёр Кутеповых, которые идеально подходят на роли чеховских сестёр.

В общем, всем любителям Чехова РЕКОМЕНДУЮ!
Не пожалеете ни об одной минуте. Невероятно добрая, милая обстановка, игра убедительна на 100% и трогает до глубины души.

0
0
...
15 апреля 2016
Фото Nina P
Фото Nina P
отзывы: 58
оценки: 56
рейтинг: 30
7

Зазвездились!
Не очень-то это красиво - не играть на сцене, а жить. Ксения Кутепова улыбается не персонажу, а актеру. Оступается, шалит - по-настоящему.
Все-таки театр - это искусство, а не капустник!
Постановщик тоже любовался собой, а не думал о впечатлениях зрителей. А зрители выходят в полном унынии. Вряд ли Чехов этого добивался. И даже если у Чехова все плохо, зачем этот мрак в нашу жизнь переносить?
И чтение пьесы, и постановки других режиссеров не создают такое ощущение безысходности!
А фраза "работать, работать" вообще не освоена режиссером. Она кажется искусственной, не из той оперы. Все-таки надо как-то осовременивать классику, как, например, Карбаускис Островского.

0
0
...
19 марта 2012
Фото Andrey Stepenkov
Фото Andrey Stepenkov
отзывы: 33
оценки: 36
рейтинг: 29
7

Непозитивно? Безисходно? Да, как в реальной жизни многих провинциальных (и не очень) городков. Поэтому и "в Москву" и неудовлетворённость и бесконечные компромиссы... Три пути(варианта) жизни и один и тот же мрачный итог: ни-че-го, пустота в будущем, да и в прошлом. Страшная комедия театрального Гения А. П. Чехова. При всём при том полная самоиронии, легкая, иногда смешная. Ну, да кому интересно, уже давно сами прочитали.
Постановка.
Сразу оговорюсь: считаю наследие А.П. настолько глубоким и многогранным, что идеальных решений(постановок) наверное и быть не может...
Это был мой первый спектакль от Фоменко. Однако достаточно скупая сценография, выход действия за рампу, явно "режиссёрская" подача и даже атмосфера в зале живо напомнили мне Питерский театр Европы(где имел удовольствие бывать многократно). Может только у Додина сексуальности/чувственности побольше. Короче современный театр, в котором актеры не столь важны - режиссёрский посыл и так к креслу прибивает на все 3 часа. А актеры прекрасные. В первом акте просто блистает Тюнина, далее вступают удивительные сестры Кутеповы, очень силён и мужской состав. Отлично, выше всяких похвал! Да, публика здесь явно помоложе, чем в МДТ(Питер) и это радует. Так что на головах не стоят, попу не показывают, особо не оригинальничают а спектакль очень и очень хороший.

0
0
...
29 февраля 2012
Фото olga ogs.ru
Фото olga ogs.ru
отзывы: 24
оценки: 23
рейтинг: 29
3

Сегодня была удивлена. Неожиданное впечатление....
Унылый, невнятный бубнеж. Задремала. Открыла глаза - я не одна дремлю - в обозримой темноте человек десять, это те,. кого я только могу видеть. В антракте в гардеробе выстроилась небольшая очередь забирать пальто (((((
Актеры отличные, но это не спасает. Смотрела месяц назад "Волки и Овцы" почти в этом же составе - шикарно. Не понимаю.....

1
0
...
29 ноября 2010
Фото DN AF
Фото DN AF
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 28
3

Поразительно бездарный, нелепый и ГЛУПЫЙ спектакль.
Режиссер этого фарса не просто не понимает того, с чем пытается работать, но еще и имеет наглость и безумие вывести автора пьесы на сцену в роли дебиловатой карикатуры на русского писателя.
Вот он, волшебный русский классик - такой интеллигентный, такой тихий. В шляпе, в очках. Одним словом, в футляре. Зачем-то постоянно повторяет "пауза" - видимо, чтобы оправдать свое присутствие в помещении. Говорит что-то о необходимости присутствия на репетициях (особенно комично, кстати, сопоставление контекста исходной фразы и интонации, с которой она подана Мастером Культуры).

Сам спектакль - какое-то бесконечное дурное кривляние и ломание. Типа "театр сегодня", "постмодернизьм" с кукишем в кармане и с невидимыми миру хи-хи и ха-ха.
То есть, просто скотство. Несколько блядей (я имею в виду тип сценического поведения) бродят по сцене, несут дурными голосами какую-то ахинею, и смеют полагать (и полагают!) что творчески перерабатывают культурное наследие русской классической литературы. Адаптируют нафталинового Чехова к современным реалиям. Оказывают старичку услугу - и, снисходя до него, делают ему честь.
Не смотрел "Войны и мира" - но ни секунды не сомневаюсь, что и там то же.

К искусству весь этот "театр", разумеется, никакого отношения не имеет.
Хм, спросите вы, неужели таков знаменитый Петр Фоменко?
Да расслабьтесь, право: зачем вообще маститому "театральному деятелю" какое-то там искусство? Есть дела поважнее: переоформить на родственников здание "новой сцены", выбить фонды под "русскую классику", встречаться и общаться с нужными людьми.
А ребята-актеры там сам сами разберутся - зря я их, что ли, из говна поднял.

Вот они и разбираются, разбредаясь по сцене тупым капустником. Хи-хи, ха-ха. Гы-гы.
"Прикалываемся над Чеховым".

Что ж, ребята, вы себя показали. Это уже даже не "обезьяны в библиотеке" (ладно бы просто ничего не поняли в Чехове и попытались поставить в меру своего разумения), это СВИНСТВО. А вы - свиньи.

4
0
...
24 августа 2009
Фото Анна Игоревна
Фото Анна Игоревна
отзывы: 18
оценки: 25
рейтинг: 22
9

Всё чудесно, понятно, безвыходно, просто просто. Планчики, люди, мечты и тоска тоска, каждый несчастлив по-своему и трагичен. Всё грандиозно, изящно, лавинно и глубоко. Неторопливо, разрывно, деталечно и прелестно. Платья с кармашками, шторочки, пианино.. Сыгранно, лётно, душевно и атмосферно .. А захлебывающийся хохоток Пирогова ну просто прекрасно прекрасно нелеп, и трагичен, совсем безупречен. И сёстры.. уж как хороши здесь!.. Что там, вся постановка - сплошное четырёхчасовое удовольствие.

2
0
...
23 января 2008
Фото Таня Климова
Фото Таня Климова
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 11
7
Работать, работать!

Красивый спектакль. Очень красивый спектакль. Прекрасные актеры, замечательные сценографы, великолепный режиссер. Атмосфера на сцене и в зале соответствует атмосфере чеховской пьесы и настроению Чехова, доживающего дни в солнечной Ялте, вместо желанной Москвы.
Ах, да, кстати! Чехов! Он путешествует из сцены в сцену, держит свечку во время событий в доме мечтающих сестер, кричит: "Пауза!", когда Маша влюбляется, жаждет остановить уставшую, заработавшуюся Ирину. Персонажам не нравится вмешательство их создателя, сестры колотят драматурга его же текстом, просят убрать стул или сделать фотографию. Антон Павлович покорно исполняет.
А вокруг все кричит: "В Москву, в Москву! Работать, работать!" А кончается люльками, детьми и вздохами "Эх, если бы знать"...
"В следующий раз я напишу комедию", - обещает Фоменковский Чехов, а нам лишь остается грустить по не произнесенной "та-ра-ра-бумбии" и лелеять то щемящее чувство, подаренное нам прекрасным режиссером и гениальным драматургом.

1
0
...
23 сентября 2011
Фото Степан Караваев
Фото Степан Караваев
отзывы: 7
оценки: 33
рейтинг: 9
9

Наверное, это вообще мой самый любимый спектакль. На мой взгляд, это идеальная постановка чеховской пьесы и просто идеальный спектакль. Антракты вызывают досаду, потому что приходится прерываться, выходить из спектакля, в то время как хочется продолжать и продолжать слушать этих актеров. Все до одного очень интересны, действие не прекращается ни на секунду. Актерская и режиссерская работа на самом высшем уровне. Смотреть обязательно всем.

1
0
...
16 октября 2010
Фото Анна Дежурко
Фото Анна Дежурко
отзывы: 6
оценки: 10
рейтинг: 8
9

В первом действии на стол поставили пирог с капустой. Запах разнесся по залу и ударил в нос первым рядам зрителей. Запах пирога во время спектакля это неожиданно и очень приятно. Запахи пирога, духов, папирос, цветов погружали в действие все глубже и глубже. Ну конечно не одни только запахи, и даже совсем не запахи, но вот что именно, если не они – понять сложно. Это такой спектакль, в котором зритель в результате растворяется полностью. Полностью – значит полностью. Ближе к концу, я уже перестала ощущать себя самостоятельной единицей. Я не понимала, как автор в углу сцены может быть таким жестоким? Ну зачем, зачем он мучает своих героев? Я забыла, что это актер. Я правда забыла, это не образное выражение.
Очень сильно меня волновал вопрос «в чем секрет», это Фоменко такой хороший режиссер, или актеры просто волшебные, а, может, чем черт не шутит, просто Чехов написал настолько хорошую пьесу, что совершенно не хочется, чтобы действие на сцене заканчивалось? Почти полностью классическая постановка, все по тексту, все костюмы и декорации по тексту. Единственное крупное отступление – присутствие автора на сцене. Пытаюсь найти ответ и не могу. В чем секрет?
Спектакль длится 4 часа. Перед началом это пугает, потом хочется, чтобы он не заканчивался. И больше нечего сказать. Можно смотреть этот спектакль, приходить домой, перечитывать пьесу, опять идти в театр, опять перечитывать. Прекрасно :)

2
0
...
22 января 2011
Фото Leo Becker
Фото Leo Becker
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 8
9

Глубокоуважаемые дамы и господа. Моя рецензия , в данном случае, будет напоминать известную форму мнений советских граждан , которые печатались в газете «Правда» соответствующего исторического периода, а именно «я книгу Солженицына не читал, но имею мнение…». Я не видел спектакль «Три сестры» в театре Фоменко, но имею мнение…
На протяжении всей своей длинной жизни я был и остаюсь заядлым театралом, и я всегда ходил на постановки спектаклей по пьесам Антона Павловича Чехова. И никогда я не видел ни единой театральной постановки пьес Чехова после первого действия, которой мне не хотелось, покинуть театр и уйти восвояси. Включая знаменитый спектакль «Вишневый сад» в театре «Современник» где замечательно играли Татьяна Лаврова, Марина Неёлова и где сыграл возможно одну из лучших своих ролей в театре Андрей Мягков (Петя Трофимов) . И всё равно было скучно. Больше того, в записных книжках самого Чехова можно прочитать, что сам он при жизни никогда не был доволен ни одной постановкой своих пьес, включая «Художественный театр», который носит ныне его имя. Чехову понравилась только игра одного, тогда еще очень молодого актера. Этим Актером был Всеволод Мейерхольд. С другой стороны, несомненно, удачными были экранизации – «Дядя Ваня» с Иннокентием Смоктуновским и блестящий фильм Никиты Сергеевича Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам пьесы Чехова «Платонов».
Вместе с тем, несмотря на бесчисленное количество неудач , пьесы Чехова ставили, ставят и будут ставить все лучшие театры мира и лучшие режиссеры и актеры будут пытаться реализовать замысел автора, потому что чтение пьес Чехова несомненно является захватывающим явлением для любого обычного человека, уже не говоря о режиссерах и драматических актерах.
Не скрою, что одна из прочитанных мною здесь рецензий вызвала во мне живой интерес, я постараюсь как можно скорее посетить этот спектакль в театре Фоменко, именно потому, что актеры там, как сказал рецензент, шатаются по сцене и что то бубнят и, всё это похоже на балаган и капустник. Возможно, это и есть именно тот спектакль, который в действительности и был задуман автором и реализован режиссером.
В заключении хочу заметить, что за свою жизнь театрального зрителя мне пришлось видеть на сцене настоящие шедевры как то – «Отелло» в театре на «Малой Бронной» в феерическом исполнении роли Яго артистом Дуровым, «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова со Станиславом Любшиным в главной роли и с ним же «Тартюфа» во «МХАТ» , «Гамлет» на Таганке с Владимиром Высоцким в главной роли и многие, многие другие достойные постановки в различных театрах и с разными выдающимися актерами и актрисами в главных ролях. Я видел с моей точки зрения лучший спектакль за всю историю моей зрительской карьеры, постановку пьесы Ростана «Сирано де Бержерак» с Сергеем Каюмовичем Шакуровым в роли Сирано, когда зритель терял ощущение барьера, который отделяет театральную рампу от зрительного зала и хотелось выйти на сцену и протянуть руку раздираемому страстями пошлой жизни умнице, таланту и храбрецу Сирано.
Возможно, что постановкам пьес Чехова всегда не хватало той самозабвенной страсти с который актеры разыгрывают на сцене Шекспира, Ростана, Мольера, Гоголя, Булгакова и Вампилова и возможно страсти этой им не хватало и не хватает потому, что нет её в пьесах Антона Павловича Чехова, или режиссеры и актеры не могут эту страсть из текста пьес вынуть на свет театральной сцены.
Над настоящей высокой драматургией не властно время, о чем говорит изумительная, испепеляющая душу игра Максима Суханова в неожиданной и очень современной постановке «Ревизора». Мне приходилось видеть разных актеров в роли Хлестакова в разные годы и в разных театрах, но, то, что получилось у Максима Суханова, я думаю, вызвало бы одобрение самого Великого Автора.

3
0
...
16 марта 2010
Фото Дарья
Фото Дарья
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 6
9

Потрясающий спектакль! Собственно как всё у Фоменок.
Есть разные постановки: есть классическая в Малом, с классическими декорациями, классическими героями. С героями такими как хотел автор. Будто читаешь книгу и поднимаешь глаза, чтобы посмотреть картинки.
Есть постановка у Джигарханяна, для современного зрителя, с героями для нас, для нынешних. Полина Кутепова в "Ночном полете" советовала посмотреть этот вариант «Трех Сестер».
А есть Фоменки.

Вроде бы классическая постановка, с декорациями подходящими ко времени, но всё же сидишь в зале и не смотришь, а находишься в непокое. От всего что они делают, от всего что говорят. Хотя вроде текст знаешь со школьных времен, но вдруг кажется, что они читают совсем другое произведение.
Кутеповы и Тюнина - реальные три сестры, как одно целое и не разорвать, а если и разорвать, то вот оно оказывается что произойдет, сколько горя и бед случилось.
Какая прелестная Ирина - Ксения Кутепова. Какая легкая и светлая.
Какая божественная Маша - Полина Кутепова. От этой копны волос не оторваться на сцене.
Какая замечательная Ольга - Галина Тюнина. Именно такой она и должна быть. Я знаю, какой бы надо быть учительнице!
Андрей - Андрей Казаков, такой как мне виделось. Обнять и пожалеть, прогнать Наташу и составить его счастье. И он и сестры будто созданы для непокоя и душевных горестей. Их четверых хочется как кукол Ирины Бачуриной собрать, спрятать в чемодан и охранять от бед.
Мадлен Джабраилова - такая Наташа, какую я себе и представляла, такую как хотел бы Чехов, как мне кажется. Хотя та Наташа, которую показали у Джигарханяна, конечно производит бОльшее впечатление.
Тузенбах - Кирилл Пирогов, нервно-тонко-аристократичный. (В Малом эта роль отдана Подгородинскому, который играет Чацкого в "Горе от Ума". И кажется, что можно провести параллель между этими героями. Каким бы был Пирогов - Чацкий?) И гениальность момента расставания Ирины и Тузенбаха, когда он поет арию Ленского. Как же у Фоменок умеют потрясающе подбирать музыкальный ряд!!!
Карэн Бадалов - интересный Солёный. Высушенный кажется страстью, переживаниями. В Малом его играет Низовой, и там кажется, что он всё сметет на своем пути, просто своей силой. А Соленый-Бадалова кажется выжидает нужный момент, когда нужна не сила, а уже просто один укол, и нет ничего ему мешающего.
Чебутыкин - Иван Верховых, герой - оправа для остальной компании. "дирижер" на сцене среди "музыкантов", режиссер, заменивший ушедшего актера.
Кулыгин - Тагир Рахимов, будто из другой пьесы, не с той женщиной, не в том месте.
Хочется их всех на сцене перемешать и собрать в пары подходящие друг -другу. Но жизнь оказывается сложнее и Создатель распорядился совсем по-другому. И не быть Кулыгину с Ольгой, Вершинину с Машей, Ирине с Тузенбахом, Чебутыкину с их матерью, Андрею с той, для которой он тот самый единственный (да и нет её среди героев пьесы)

После спектакля, хочется подойти к Человеку в пенсне и спросить наконец, раз уж он и есть Чехов, чего же ты тут напридумывал! Зачем такие трудности, нельзя ли было бы попроще, но поспокойнее. Да ему и самому кажется не в радость то, что на сцене, и он уж и сам упустил из своих рук происходящее, и сами герои творят черт знает что, но получается жизнь, такая жизнь как она есть.

0
0
...
21 сентября 2014
Фото Natasha She
Фото Natasha She
отзывы: 12
оценки: 22
рейтинг: 6
9

На протяжении нескольких лет спорила со своей подругой по поводу пьес Чехова как таковых. Да простят меня любители, моя позиция сводилась к тому, что все они суть первостатейное занудство, тяжело переносимое как для читателя, так и для зрителя. Апофеозом этого спора стали 2 билета на "Три сестры" в Фоменко в качестве подарка на мой день рождения. После просмотра этого спектакля, я с радостью безоговорочно капитулировала и готова признать, что я просто не умею читать Чехова. А вот Фоменко умеет, и фоменки его великолепно сыграли, душевно, тонко, трогательно! Сестры Кутеповы замечательные, 3 ч. 50 мин. на одном дыхании, завораживает, отличная постановка, которая открыла для меня Чехова

1
0
...
25 декабря 2012
Фото Ирина И.
Фото Ирина И.
отзывы: 3
оценки: 13
рейтинг: 5
9

Моя любимая книга, мой любимый театр и мои любимые сестры Кутеповы в главных ролях. Что еще надо заядлому театралу для счастья? Этот спектакль хочется пересматривать несколько раз, чтобы как следует насладиться. Очень качественная, профессиональная и интересная постановка! Спасибо всем, кто к ней причастен!

1
0
...
9 ноября 2015
Фото Елена Сылова
Фото Елена Сылова
отзывы: 11
оценки: 11
рейтинг: 4
9

Мечтать легко!
Три сестры. Театральная мастерская П. Н. Фоменко. Реж. П.Н.Фоменко. 2004 г.

В этом спектакле его создателями применён сознательный ход остранения. Артисты, харизматичные, энергетически наполненные, едва делают попытку погрузиться т у д а, зажить т о й жизнью, опьянеть от чеховской атмосферы, как раздается отрезвляющее: "Пауза". Это человек в пенсне (О.Любимов) нарочно выплескивает свои "ремарки", точно стакан воды в лицо, и чересчур забывшемуся, захмелевшему Чеховым артисту, и излишнее увлеченному, околдованному фоменками зрителю.
Огромные полупрозрачные полотна скрывают дом трех сестер в первом акте. То тут, то там виднеется мебель, колонны – все темное, серое, мрачное. Эти занавеси как туман, а сёстры сквозь них как видение, как воспоминание какое-то. Вершинин в буквальном смысле разгоняет эти тучи – с его приходом туман превращается в обычные занавески, обернутые вокруг колонн. Так он привносит с собой ту частичку вожделенного московского уюта, о котором грезят сестры. Хотя сам по себе отнюдь не харизматичная фигура…
Сестры Фоменко полны любовью друг к другу. Старшая Ольга (Г. Тюнина) в 1 акте носит отцовскую шинель, сразу видно, кто в доме хозяин. Твердая, с низким голосом, она тянет на себе дом, просто идет как вол, которого запрягли в борону, вперед, идет, закрывая на все глаза, потому что надо идти, потому что еще не остановка. И идти надо дальше и не жаловаться, а терпеть. Этому она и вас научит, дорогой зритель. Маша (утонченная П.Кутепова, здесь явно старшая из близнецов)) – кошка, которая гуляет сама по себе. Недопускает до себя этого доброго, но ужасно скучного мужа. Зато нашла себе кота Вершинина со сказками и песнями. (Но этот "кот" из неудавшихся…какой-то больно жалкий…). Она более других сестер склонна к "мерлехлюндии", почти носит "траур по жизни", носит шляпу на глаза, чтоб не видеть этого мира. Но опустошающего отчаяния у нее не будет даже в финале. П.Кутепова произносит фразу: "Неудачная жизнь…ничего мне теперь больше не нужно…" С иронией и, может быть, даже с любовью, тем самым, давая понять, что и она принимает все-превсё. Ирина же (хрупкая К. Кутепова) больше похоже на канарейку в золотой клетке, которая завидует синичкам, самостоятельно собирающим корм. Поет, порхает, мечтает. А потом постепенно превращается в вола, идет вслед за Ольгой. Потом поймёт, куда впряглась, захочет что-то изменить, да поймет, что не в силах – можно только занавески в комнате сорвать - но за ними та же беспросветная тьма, она же жизнь…
А вместе сестры – три маленьких пушистых котенка, ласкающие друг друга, мурлыкающие, забавные, нежные, словом, вместе они совершенные девочки. Кстати, пока они втроём, частичка их абсолютной гармонии, того счастья, которое они так хотели обрести в Москве, на родине, - все это с ними. Ощущение детства, абсолютной защищенности. Это в спектакле П.Фоменко очень важно и, главное, ощутимо.
Такой же мягкой и уютной (!) пытается быть и Наташа (харизматичная М.Джарбаилова, венчающая женский квартет Мастерской). Создатели спектакля хотели уйти от стереотипного образа припадочной мещанки и истерички, но этот путь увел их, думается, слишком далеко, завел их узкой тропкой мудрствования да в лес крайностей. Оправдывать Наташу при помощи вилки в коляске можно было бы, если б не было текста Чехова (характеристик героев, а именно недовольства сестер, Кулыгина, Андрея и т.д.). Да и няню она, выходит, сгоняет, потому что ей самой просто не хватило места. Как бы то ни было, а текст пьесы сопротивляется такой трактовке образа, который в этом спектакле, что вилка в коляске – не по делу.
И все же некоторые нюансы – наташина манера говорить - спокойная, рассудительная, с утвердительной и убедительной интонацией – это верно найденный акцент. В первом акте она такая стеснительная, ранимая, прячется за одеждой в прихожей, а её гнездо из шинелей потихоньку разоряют уходящие военные. Так и она впоследствии разорит семейное гнездо Прозоровых, которое уже никто и не охраняет (оно стало не особо нужно, надо ведь в Москву и там уют создавать)
Андрей (А.Казаков) тут самое слабое звено. Съесть сердце непутевого брата – такого обычая у папуасов не было, а вполне стоило бы изобрести. Ходит увальнем, крайне жалок. И молчаливое сожаление он вызывает у сестер. Особенно примечателен эпизод, когда Маша заглядывает в коляску на ребенка, потом переводит взгляд на Андрея, а на её лице написано, кто отец Софочки.
Кулыгин (Т.Рахимов) в этом спектакле скорее неприятен. Он здесь явно недоволен жизнью и плохо делает вид, что его всё устраивает. Разве что без усов ему лучше, чем с ними. А все ему врут.
Чебутыкин (в исп.покойного Ю.Степанова. Царствие Небесное) этакий колючий ёж: так и сыплет колкостями, но бесконечно любит сестёр, особенно младшую, подкармливает ее конфетами, ласкает, совсем как дочку. У него тоже жизнь не удалась и ему даже рассчитывать ни на что не приходится. Лишь на тихую старость подле трёх сестёр.
Р.Юскаев решил образ Вершинина обобщающее. Все философствования он произносит скороговоркой, как бы между делом, их вовсе не воспринимаешь. Подполковник здесь окончательно предстаёт не от мира сего, неухоженный, заросший щетиной, он увлекается утонченной Машей. Они дают волю чувствам во 2 акте, в гостиной. Динамика отношения нарастает: от резкого отдергивания Машей пальцев от губ Вершинина (хотел согреть её руки) к объятьям и сплетенью рук, когда никто не смотрит. И этот танец страсти руками красноречивей всего. Но впечатления искреннего чувства между этими двумя людьми не возникает. Любви все возрасты покорны и трамтамтам они пропевают от лица кукол – просто играют в любовь. Как-то все поверхностно. И не веришь даже Маше, которая сёстрам рассказывает о том, как полюбила, потому что уже тогда даже она сама знает, что это безнадежно и что она сама не позволит ничему случиться.
Второй любовный дуэт более лиричен. Тузенбах (К.Пирогов) носится с Ириной, что курица с яйцом и гогочет, точно гусак. Это удачно найденная деталь облика героя – одна из многих изящных деталей-находок этого спектакля. Он помогает раздеться Ирине, пришедшей с работы, целует ее ноги. Потом они дурачатся – они всё время дурачатся как дети – он надевает ей на ноги перчатки и они вместе загибают перчаточные пальцы и считают, сколько месяцев осталось до отъезда в Москву. В финале, если б не было этой фразы, которую Ирина пропевает (видно столько раз уже говорила её), можно было бы подумать, что они оба влюблены. Так душевно у них получается играть в серсо руками и шляпами. Видно, что это их любимая забава. Тузенбах Пирогова знает, что не вернётся. И может, в глубине души он рад этому, потому что он уверен, что ключ от рояля не суждено ему найти. На смерть идет как на праздник, размахивая одеждой, как крыльями. Этот гадкий утёнок, преобразившийся в лебедя перед смертью.
Ни осиротевший без военных город, ни смерть Тузенбаха, ни привычное смирение…все это не затрагивает душу, не выхолаживает её. В этом спектакле всё очень рассудочно при феноменальной его душевности, уютности (недаром получили премию Чайка за лучший ансамбль). Все это, думается, нарочно. Здесь нет привычного пафоса смирения перед жизнью. Да, грустно, да приходится жить так, но будем жить так полушутя, полуиграя. Даже Соленый уж так смешно встал на колени перед Ириной, что не верится, что он всерьез смертельно оскорблен. И вообще в итоге создаётся впечатление, что текст со спектаклем местами, увы, диссонируют. Так же, как нейдёт зеленый пояс к Наташиному платью.

0
0
...
15 мая 2013
Фото AlexejM M
Фото AlexejM M
отзывы: 5
оценки: 7
рейтинг: 4
9

Много читал я рецензий на этот спектакль. Все они разные: кто-то хвалит, кто-то ругает. Но общая черта - рецензенты вязнут в фоменковской режиссуре, пытаясь разобрать её на детали. Все хотят увидеть за сценками и мелочами какой-то конкретный сиюминутный смысл. Рецензенты привыкли вскрывать логику режиссёров, решения которых идут от искусственного ума, а не от сердца и вкуса.
Меня никогда не вдохновляло, что я, к примеру, понял, зачем актёр читает монолог, стоя на голове. А многих хлебом не корми, дай увидеть за этим некий символ, скрытый смысл.
Фоменко строит свои спектакли умом не рациональным (синоним искусственности), а художественным. Ему важен общий эффект, настроение, атмосфера, а не логический смысл отдельной фразы или сценки. Поэтому, кстати, у него нет трюкачества, которого полно у Додина, Гинкаса, не говоря о молодых.
Но с логикой у Петра Наумовича всё в порядке. Только это не мелочная логика отдельных приёмов, а цельная логика всего спектакля. Всеми этими мелочами в итоге отлично прорисованы характеры, лёгкость первого акта сменяется грустью последнего - всё по Чехову.
Многие пишут, что это несерьёзная трактовка, детская игра. Кто-то называет это глупостью и насмешкой над серьёзным Чеховым. Я так не думаю.
Дело в том, что в великом советском театре много ставили Чехова. Ставили по-разному, но стиль постановок очень близок: тишина и серьёзность на сцене, мерное прочитывание реплик и монологов, многозначительность. И всё это оправдывалось, когда на сцене были самостоятельные сложные артисты - Смоктуновский, Лавров, Ефремов и т.д.
Сейчас таких артистов нет или мало. Фоменковские артисты - другого типа. Это в сущности характерные артисты, из которых надо собирать спектакль, как мозаику из разноцветных стёкол. Фоменко это понимает. Сценическое пространство не терпит пустоты. Смоктуновский мог наполнить его одним своим присутствием. Сегодня актёры меньшего масштаба. Для них надо до мелочей придумывать образ, поведение. Поэтому Фоменко своими небольшими придумками, сценками, эффектами заполняет это простанство. И из лоскутов создаёт лёгкий, высокий спектакль.
Кроме того, сам Чехов был первый враг многозначительности. И не только он.
Как-то Станиславского спросили, как в четырёх словах надо ставить спектакли.
-Выше, проще, легче, веселее! - ответил он.
Этим заветам Фоменко следует в полной мере. Этот спектакль первым вырвался из того шаблона, который невольно создали прежние великие постановщики Чехова.
Думаю, что спектакль прекрасно передал именно чеховский смысл - беспомощность русской интеллигенции перед натиском мещанства. Форма спектакля лирическая, смысл - драматичен. У меня он вызвал сильнейшее сочувствие сёстрам, Андрею, доктору, барону. А сочувствие может быть основано только на симпатии. Эти герои симпатичны , что редкость в современных трактовках пьесы.

0
0
...
15 июня 2011
Фото Den
Фото Den
отзывы: 3
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Уже больше трех лет нету Петра Фоменко. И у театра от этого заметно есть проблемы, к сожалению. Как же приятно, что есть постановки, которые увековечивают память и помогают и зрителям и артистам. Три сестры - это один из редких спектаклей, которые я видел уже несколько раз и все равно хочу еще!

0
0
...
20 октября 2015
Фото Кристина
Фото Кристина
отзывы: 7
оценки: 10
рейтинг: 2
9

Блестящая Галина Тюнина!!
Пошла из-за нее, а попала еще и на замечательный спектакль.
Благодарю - в сердце осталось!

0
0
...
9 ноября 2009
Загрузить еще