Театральная афиша Москвы

Спектакль Он был титулярный советник..., Москва

7.8
оценить
Расписание и билеты
Театр: Он был титулярный советник..., Москва

Моноспектакль Анатолия Горячева по «Запискам сумасшедшего» Гоголя

Создатели

Место проведения

Мастерская Петра Фоменко

Мастерская Петра Фоменко

8.5
Классический театр, каким он должен быть
В 1988 году Петр Фоменко, будучи уже умудренным опытом режиссером, набрал курс в ГИТИСе: Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. С этого года принято вести историю «Мастерской». Авторский театр Петра Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса — явление уникальное, это самый настоящий театр-дом. Шестидесятники по своей природе, в 90-е «фоменки» умудрялись создавать самый современный театр, с виду совершенно не отличавшийся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с легкостью Вахтангова, а актеры играют по каким-то только им известным правилам, и только им известно, как читать стихи. С уходом из жизни учителя руководство принял ближайший последователь — Евгений Каменькович.
касса +7 (499) 249 19 21
адрес
подробнее

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Павел Руднев
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
18

На премьере в зале были те, кто «Записок сумасшедшего» — литературную основу спектакля «Он был титулярный советник…» — не читал. Когда Поприщин сказал: «Пойду пройдусь на Невский», одна дама, висевшая на плече у спутника, меланхолично заметила: «Невский… Значит, дело в Питере». Можно было и раньше догадаться — декорация здесь того же свойства, что и в прошлогоднем спектакле «фоменок» «Белые ночи»: серая тюремная гамма, сырость, укутанный в шинель Поприщин поглядывает в зарешеченное окно, где нет никакого солнца, в лучшем случае — тротуар с лужами.

Моноспектакль Анатолия Горячева, бывшего актера «Эрмитажа», не так давно принятого в труппу «Мастерской П.Фоменко», сделан в жанре литературной композиции. Вообще-то, Анатолий Горячев — мастер эксцентрики, пародии, абсурда, но на этот раз он ввязался в самостоятельную работу в реалистической манере, где для успеха ему не хватило режиссуры. Он картинно, словно умирающий партизан, страдает от ударов охранников, натурально выплевывает зубы после мощного нокаута, а затем трогательно шепелявит и сюсюкает, напоминая скорее мультипликационного героя, нежели человека, которому имеет смысл сострадать. Этот Поприщин выдержит все ради своей миражной любви, в которой нет ни грамма мужественности. Есть в спектакле эротический аттракцион, когда Поприщин на своей собственной ноге демонстрирует, как надевает батистовый чулочек его возлюбленная. Нежность, с которой все это делается, наводит на мысль о нарциссизме Поприщина — да он буквально утопает в любви, похожей на самолюбование. При этом Поприщин мурлыкает городской романс, первая строчка которого дала название спектаклю: «Он был титулярный советник,/Она — генеральская дочь./ Он скромно в любви объяснился,/Она прогнала его прочь». В сущности, к этой песенке смысл спектакля и свелся. В этих «Записках» Горячев, пожалуй, слишком много сказал о неразделенной любви и ничтожно мало о том, что еще мучило писателя: об унижении, бесправии и нищете. Спектакли «Мастерской П.Фоменко» всегда страдали благодушием — здесь благодушие разлито в каждой строчке.

3
0
...
22 сентября 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Он был титулярный советник...»

Фото Назар Вовченко
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

После спектакля вышел, что называется, в измененном состоянии. Мне кажется, этот спектакль по произведению Гоголя затрагивает самые сокровенные, экзистенциальные проблемы сущности человека, его самоидентификации в социуме, которые никогда не потеряют актуальность. Именно поэтому сила воздействия оказалась для меня настолько велика.
Отдельно о Петре Горячеве - хочется ловить каждое слово, каждый жест этого великолепного актера! Его энергетика настолько сильна, что в какие-то моменты начинаешь отождествлять себя с его героем, чувствовать то же и так же глубоко. Некоторые его переживания настолько интимны, что у зрителя возникает естественная защитная реакция - быть может равнодушие, быть может смех, но смех нервный и несколько стыдливый. В какой-то момент эффект отторжения происходящего наступает и усиливается благодаря какому-либо отсутствию дистанции между актером и зрителем - на наших глазах, близко как на ладони обнажается душа маленького, неудовлетворенного миропорядком человека, который живет в каждом из нас, и от этого понимания становится неуютно..
Но вселенская драма одного единственного человека в итоге поглощает полностью!
Последние минуты спектакля встают комом в горле и слезы наворачиваются на глаза.
А уже после, по выходу из театра, приходит чувство некоего очищения - очищения через подлинные страдания актера, будто взвалившего на себя все страдания человечества в эти мимолетные и незабываемые полтора часа.
Гениальная игра, гениальная режиссура.

2
0
...
29 сентября 2012
Фото сергей коновалов
отзывы:
872
оценок:
1016
рейтинг:
649
5

Переиндексация бюджетника

Гоголевскую историю карьерного помешательства и неразделённой межклассовой любви пожилого чиновника к генеральской дочери режиссёр Фоменко передаёт легко, эффективно и безантрактно - за 1,5 часа и при помощи всего одного актёра (браво!). На сцене – символическая карьерная лестница, перед которой висят статусные парики и шляпки, которые главный герой время от времени вынужден примерять. Кроме того, в ходе своей миграции - из казенного кабинета в казенный дом - он производит манипуляции с чайником, подсвечником, огнём и газетами. Собственно, в этих занятных манипуляциях и заключается основной шарм спектакля – гоголевский материал сам по себе не очень драйвовый, а о жизни современных чиновников гораздо более содержательно и интересно может рассказать какой-нибудь майор дымковский. А вот что бы стало с Россией, если бы швейцарские часы вдруг заговорили или – не дай бог! - стали бы сочинять пьесы?

Чиновники, как и карьероориентированные бизнесмены, уже не один век сходят с ума. Так что роспись «Фердинанд XVIII» в углу свежеподписанного указа Президента РФ лично я не воспринимаю, как нечто фантастическое - вроде игры на саксофоне, поедания в прямом эфире галстука или самозакупоривания в самолёте во время дипломатического визита. Гоголю трудно угнаться за прогрессирующем во власти маразмом.

2
0
...
1 февраля 2010
Фото Лариса Николаевна Никулина
отзывы:
97
оценок:
151
рейтинг:
257
9

Анатолий Горячев гениален! Плакать и смеяться. Замирать. Полтора часа стопроцентного удовольствия. Страшно, но прекрасно.

1
0
...
5 февраля 2013
Фото Александра
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
2
9

Рекомендую.
Перед тем как идти на это спектакль, я зашла почитать рецензии. Расстроилась после прочтения рецензии г-жи shemiakina. И вот что явам сажу после просмотра спектакля: если вам нравятся такие вещи как "слишком женатый таксист " или "школа злословия", то, конечно, не стоит идти на этот спектакль. Но если ваш кругозор шире "Аншлага" -- сходите обязательно. Во-первых отличная игра актера, во-вторых за все полтора часа моноспектакля (!) у меня не возникло желания , как это часто бывает, посмотреть на часы. Да и вообще, уже прошла неделя, а я все еще под впечатлением. Побольше бы таких качественных постановок и прекрасных актеров!

1
0
...
12 сентября 2012
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
405
7

Для того, чтобы прочитать практически весь текст классика, актёру пришлось как бы одновременно играть и автора, и его персонажа – Гоголя и Поприщина в одном лице; а играл Горячёв несомненно мастерски, убедительно, и пусть спектакль не вызывает особо никаких эмоций, не цепляет то бишь, его приятно смотреть и интересно анализировать как качественную подачу материала, многими неверно понимаемого при прочтении. Для этих многих «Записки сумасшедшего» - история чиновника, сошедшего с ума от несчастной любви, тогда как на самом деле это история чиновника, сумасшедшего изначально (ну кому ещё, как ни психу, говорящие собачки примерещатся?), чьё сумасшествие прогрессирует благодаря самому факту его государственной службы: хочется человеку, всю жизнь очинявшему перья, подняться выше, да не можется, вот и воображает он себя сначала генералом, а потом и вовсе испанским королём. Но благодаря тому, что все второстепенные персонажи, десять гротескных типажей, включающих и разумных мосек, и Великого Инквизитора, «на сцене не появляются» (цитирую программку, дотошно их перечисляющую), а являются нашему герою в виде голосов, зачитываемая Горячёвым история болезни становится не только очередным камнем в колёсики бюрократического аппарата, которыми так любил кидаться Гоголь, но ещё и фантасмагорией не хуже булгаковской, стирающей грани между реальным и воображаемым. Из-за этого рождается предположение первое: может, только снятся Поприщину и собачки, и генеральская дочь, и испанские послы, и его мучения в инквизиторских застенках, а потом он проснётся и снова пойдёт в свой департамент? И второе: а может, он свои записки придумал так же, как Гоголь придумал его самого, и на самом деле он, пребывая в трезвом рассудке, готов посмеяться над нами, если мы поверим во весь этот бред?.. В любом случае, тяжёлого впечатления сегодняшняя интерпретация «Записок» после себя не оставила: уж больно живо представляешь себе «благоговейную тишину», повисшую в департаменте, когда простой титулярный советник, не встав перед генералом директором, на поданной ему бумаге на самом видном месте расписался: «Фердинанд XVIII». Понимаешь: в отличие от находившегося в том же чине Акакия Акакиевича, измусоленного школьными сочинениями, Аксентий Иванович бунтует против системы не после смерти, а уже при жизни – и это ли не пример для подражания?)

14.07.2009
Комментировать рецензию

1
0
...
21 августа 2009
Главная фотография: Афиша