Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.4

Спектакль
Он был титулярный советник...

Постановка - Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
История маленького человека с большими амбициями начинающаяся в маленькой петербургской комнатенке, а заканчивающаяся в сумасшедшем доме, поначалу звучит с добродушной насмешкой, легко, чуть иронично и немного лирично. Но постепенно интонация спектакля обретает густые, мрачные черты, вызывая в памяти гротесковые пьесы Сухово-Кобылина. Медленное угасание человеческого разума проживается актером, исполняющим роль Поприщина, с устрашающей убедительностью, точностью и подробностью…
Драматический, Моноспектакль
16+
Петр Фоменко
11 сентября 2004
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Павел Руднев
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 17
22 сентября 2004

На премьере в зале были те, кто «Записок сумасшедшего» — литературную основу спектакля «Он был титулярный советник…» — не читал. Когда Поприщин сказал: «Пойду пройдусь на Невский», одна дама, висевшая на плече у спутника, меланхолично заметила: «Невский… Значит, дело в Питере». Можно было и раньше догадаться — декорация здесь того же свойства, что и в прошлогоднем спектакле «фоменок» «Белые ночи»: серая тюремная гамма, сырость, укутанный в шинель Поприщин поглядывает в зарешеченное окно, где нет никакого солнца, в лучшем случае — тротуар с лужами.

Моноспектакль Анатолия Горячева, бывшего актера «Эрмитажа», не так давно принятого в труппу «Мастерской П.Фоменко», сделан в жанре литературной композиции. Вообще-то, Анатолий Горячев — мастер эксцентрики, пародии, абсурда, но на этот раз он ввязался в самостоятельную работу в реалистической манере, где для успеха ему не хватило режиссуры. Он картинно, словно умирающий партизан, страдает от ударов охранников, натурально выплевывает зубы после мощного нокаута, а затем трогательно шепелявит и сюсюкает, напоминая скорее мультипликационного героя, нежели человека, которому имеет смысл сострадать. Этот Поприщин выдержит все ради своей миражной любви, в которой нет ни грамма мужественности. Есть в спектакле эротический аттракцион, когда Поприщин на своей собственной ноге демонстрирует, как надевает батистовый чулочек его возлюбленная. Нежность, с которой все это делается, наводит на мысль о нарциссизме Поприщина — да он буквально утопает в любви, похожей на самолюбование. При этом Поприщин мурлыкает городской романс, первая строчка которого дала название спектаклю: «Он был титулярный советник,/Она — генеральская дочь./ Он скромно в любви объяснился,/Она прогнала его прочь». В сущности, к этой песенке смысл спектакля и свелся. В этих «Записках» Горячев, пожалуй, слишком много сказал о неразделенной любви и ничтожно мало о том, что еще мучило писателя: об унижении, бесправии и нищете. Спектакли «Мастерской П.Фоменко» всегда страдали благодушием — здесь благодушие разлито в каждой строчке.

3
0

Отзывы

9
shemiakina
17 отзывов, 24 оценки, рейтинг 13
29 апреля 2008

Вот казалось бы: на сцене один актер, полтора часа, только ты и он. Казалось бы ты должен переживать как-то весь спектакль вместе с этим титулярным советником. Когда читаешь историю Греции, болеешь за греков. Когда читаешь историю Персии, болеешь за персов. Но вот самое удивительное в этом спектакле - это то, что этого не происходит. Вот ему смешно, а тебе нет. Вот он вроде страдает, а тебе его как-то не жалко совсем. Вот ему радостно, а ты наоборот смотришь на сцену с каменным лицом. Вот знаете ощущение, что человек этот из какой-то закрытой трехлитровой (а то и литровой) банки кричит вам что-то, а вы смотрите на него в упор, но ничего не слышите. Ну собственно на то они и записки сумасшедшего. Но ощущение жутковатое. Такой спектакль в спектакле: человек на сцене + люди в зале. По-моему, получилось в этом смысле очень тонко.

5
0
9
Назар Вовченко
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
29 сентября 2012

После спектакля вышел, что называется, в измененном состоянии. Мне кажется, этот спектакль по произведению Гоголя затрагивает самые сокровенные, экзистенциальные проблемы сущности человека, его самоидентификации в социуме, которые никогда не потеряют актуальность. Именно поэтому сила воздействия оказалась для меня настолько велика.
Отдельно о Петре Горячеве - хочется ловить каждое слово, каждый жест этого великолепного актера! Его энергетика настолько сильна, что в какие-то моменты начинаешь отождествлять себя с его героем, чувствовать то же и так же глубоко. Некоторые его переживания настолько интимны, что у зрителя возникает естественная защитная реакция - быть может равнодушие, быть может смех, но смех нервный и несколько стыдливый. В какой-то момент эффект отторжения происходящего наступает и усиливается благодаря какому-либо отсутствию дистанции между актером и зрителем - на наших глазах, близко как на ладони обнажается душа маленького, неудовлетворенного миропорядком человека, который живет в каждом из нас, и от этого понимания становится неуютно..
Но вселенская драма одного единственного человека в итоге поглощает полностью!
Последние минуты спектакля встают комом в горле и слезы наворачиваются на глаза.
А уже после, по выходу из театра, приходит чувство некоего очищения - очищения через подлинные страдания актера, будто взвалившего на себя все страдания человечества в эти мимолетные и незабываемые полтора часа.
Гениальная игра, гениальная режиссура.

2
0
5
сергей коновалов
1020 отзывов, 1319 оценок, рейтинг 669
1 февраля 2010
Переиндексация бюджетника

Гоголевскую историю карьерного помешательства и неразделённой межклассовой любви пожилого чиновника к генеральской дочери режиссёр Фоменко передаёт легко, эффективно и безантрактно - за 1,5 часа и при помощи всего одного актёра (браво!). На сцене – символическая карьерная лестница, перед которой висят статусные парики и шляпки, которые главный герой время от времени вынужден примерять. Кроме того, в ходе своей миграции - из казенного кабинета в казенный дом - он производит манипуляции с чайником, подсвечником, огнём и газетами. Собственно, в этих занятных манипуляциях и заключается основной шарм спектакля – гоголевский материал сам по себе не очень драйвовый, а о жизни современных чиновников гораздо более содержательно и интересно может рассказать какой-нибудь майор дымковский. А вот что бы стало с Россией, если бы швейцарские часы вдруг заговорили или – не дай бог! - стали бы сочинять пьесы?

Чиновники, как и карьероориентированные бизнесмены, уже не один век сходят с ума. Так что роспись «Фердинанд XVIII» в углу свежеподписанного указа Президента РФ лично я не воспринимаю, как нечто фантастическое - вроде игры на саксофоне, поедания в прямом эфире галстука или самозакупоривания в самолёте во время дипломатического визита. Гоголю трудно угнаться за прогрессирующем во власти маразмом.

2
0
9
Лариса Николаевна Никулина
97 отзывов, 251 оценка, рейтинг 268
5 февраля 2013

Анатолий Горячев гениален! Плакать и смеяться. Замирать. Полтора часа стопроцентного удовольствия. Страшно, но прекрасно.

1
0
9
Александра
3 отзыва, 6 оценок, рейтинг 1
12 сентября 2012

Рекомендую.
Перед тем как идти на это спектакль, я зашла почитать рецензии. Расстроилась после прочтения рецензии г-жи shemiakina. И вот что явам сажу после просмотра спектакля: если вам нравятся такие вещи как "слишком женатый таксист " или "школа злословия", то, конечно, не стоит идти на этот спектакль. Но если ваш кругозор шире "Аншлага" -- сходите обязательно. Во-первых отличная игра актера, во-вторых за все полтора часа моноспектакля (!) у меня не возникло желания , как это часто бывает, посмотреть на часы. Да и вообще, уже прошла неделя, а я все еще под впечатлением. Побольше бы таких качественных постановок и прекрасных актеров!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все