Театральная афиша Москвы

Спектакль Летучий голландец
Постановка Большой театр

5.7
Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Екатерина Бирюкова
отзывы:
370
оценок:
275
рейтинг:
92

Впервые за много лет в Большом театре (правда, не на основной сцене, а на новой, за которой закреплен статус экспериментальной) поставили Вагнера. И сразу — в соответствии с самыми радикальными европейскими модами. Намеренно скромный, заретушированный под старину оркестр, возглавляемый Александром Ведерниковым, как и положено, строго придерживается законов аутентизма. На сцене, тоже как положено, показывают язвы современного общества. Оно и неудивительно: за этим самым успешным московским оперным проектом прошлого сезона стоит режиссер Петер Конвичный — левак и бунтарь с гэдээровским прошлым. Его стараниями хор норвежских прях, которым открывается вторая, самая запоминающаяся картина оперы, навсегда срастется в сознании не искушенного Вагнером московского зрителя с издевательской картиной фитнес-центра, забитого крутящимися в такт музыке велотренажерами. Фитнес-центр, по мнению Конвичного, — гадость. Театральные штампы вроде нарисованных на холсте моря и утеса, с которого проложено бросаться покинутой девушке, — гадость. Человеческие слабости, мешающие двум главным героям оперы (угрюмому моряку-скитальцу в шляпе с перьями и истеричной Сенте в тренировочных штанах и кроссовках) понять друг друга, — тоже гадость. Со всеми этими гадостями режиссер борется безо всяких экивоков: бочку с порохом — на пол, горящую свечу — Сенте в руки, и вот вам всем большой теракт. На последних тактах оперы участники спектакля в полном составе отправляются на небеса, а музыку доигрывает магнитофон. Только не надо перед спектаклем читать либретто, где написано, что Сента на самом деле никого не взрывала, а просто в одиночестве бросилась с того самого, нарисованного на холсте утеса.

Отзывы пользователей о спектакле «Летучий голландец»

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
7

Ура! В Москве теперь свой Вагнер! Большая радость! Очень приятно, что для нас старался маэстро Петер Конвичный. Почетно быть реципиентами мирового творческого эксперимента. Очень хорошо понимаю П.Конвичного, которому ну никак не хотелось работать с прялками. И, кажется, такая замечательная идея - заменить прялки спортивным тренажером! Отлично, проблема только – как выходить из этой замечательной ситуации? Как остановить велосипеды или куда на них въезжать? Попытка логично выкрутиться из этого положения не увенчалась успехом. Отсюда, по-моему, этот откровенно провальный финал. Особенно огорчила фонограмма. Бочка Сенты вышибла смысл всей оперы. Замысел темноты и «фанеры» мне раскрыть не удалось (простите).
Если серьезно, то все эти изобретения Петера Конвичного хороши для зрителя, который «объелся» Вагнером и помнит наизусть Голландца. Одно дело играть в Москве с Чайкой Чехова (кукольного спектакля по Чайке разве что нет), другое делать премьеру (и не забудем, реабилитацию в России) Вагнера...
Интересно, однако, что уничтожение пафоса в Голландце не убило ОПЕРУ, и музыка все-таки победила! Как, впрочем, и всегда!
Отдельный респект Ведерникову и его музыкантам.

Фото Григорий Борисов
отзывы:
8
оценок:
11
рейтинг:
9
3

И Москву не миновал международный кризис вагнеровских голосов. "Летучий голландец" главного проповедника немецкой оперной режиссуры Петера Конвичного столкнулся с обычными проблемами всех возобновлений, но в этом случае они перешли все границы: о каких-то режиссерских идеях и говорить нечего - вся концепция спектакля была погребена под неуклюжестью артистов, ворвавшихся в прямом смысле - не в свою оперу.

Дирижер Синайский выпустил совершенно сырой спектакль: помимо довольно незначительных расхождений хора с оркестром, медные духовые звучита очень грубо, а оркестр в целом неоправданно резковат и не интересен.

За Летучего голландца старался нелетучий канадец - Натан Берг. Неуверенному пришельцу из барочной и камерной музыки явно не хватало ни дыхания, ни харизмы. Вероятно после мадридского "Парсифаля", где камерные голоса звучали и выглядели более чем уверенно, пойдёт опасная мода на легковесность в Вагнере.

Сенту, ещё менее успешно, изображала совсем легкое сопрано Марди Байерс, спасенная только подзвучкой (или наоборот не спасенная?) певица просто не знала, что ей делать на сцене, глубокое не понимание происходящего убило весь второй акт, где в качестве насмешки над современным мещанством (которое не так уж и современно - оно вечно) Конвичный помещает фитнес-клуб и приполноватенькие хористки под ритмичный хор ткачих и стук колесиков вынуждены крутить педали из последних сил. Обладательница крупных форм - Байерс в трико выглядит просто смешно и явно стесняется нового образа, изображает скорее не никем отвергнутого аутсайдера, а похитителя дешевых репродукций Рубенса. Никакого сострадания и душевного ответа такая Сента не вызывает и вызвать не может.

А вот второстепенные персонажи выглядели более уверенно, например, летящий тенор Виктор Антипенко в роли Эрика и прижимистый бас Александр Телига в партии Даланда скорее более удачное приобретение Большого, чем заезжие солисты из Нового Света.


Остается надеяться, что спектакль будет "дозревать" и ждать своих Голландца и Сенту, а вообще на самом деле важно не то какой спектакль, а то где и с кем ты проводишь время после него.

Фото Семён Йож
отзывы:
19
оценок:
26
рейтинг:
14
7

Летучий голландец в оказался занятной интерпретацией давно всем известной легенды о корабле-призраке, наводящим ужас на просторах океана.
Честно скажу, постановка не совсем удачная для Московской аудитории. Многие зрители просто сидели и зевали в зале. Второй момент, спектакль шел без антракта, что для нашей "богемной" публики сродни казни. Как же не пожрать и не напится в буфете Большого театра? Музыка спасла весь спектакль, Вагнер отчетливо и очень ярко показывает тему моря, неспокойного, бурного. Это захватывало дух.
Огромное впечатление на меня произвел чудесный певец из Канады - Натан Берг. Образ, игра, эмоции все что он делал вводило в дрож. Прекрасный голос и произношение, техника вокала и уменее подать свой талант. Браво! Роль Голландца ему крайне идет!

Так же хорошо себя показали и наши мужички- Марат Гали (наконец распелся, последний раз был мягко говоря не очень), Александр Телига отлично играл, но вот с дикцией проблемы.
Слегка расстроил оркестр, особого луча гнева заслуживает группа медных, как в Вагнере можно без медных духовых?
Обидно и позорно
Несколько не вписалась в роль тетушка Марди Байерс. Было ощущение не девушки безумно влюбленной в образ, а тетки из столовки.

А Московской публике жующей бутерброды, желаю научится слушать, а не делать вид что вы любите оперу. Стыдно же перед иностранцами и перед самим собой.

Фото Kriemhild
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
26
5

Бедный Вагнер... В Большом я была в последний раз лет десять назад, и "Ромео и Джульетта" в постановке Деклана Донеллана напрочь отбили у меня желание приходить еще. Но против Вагнера я не устояла. "Летучий голландец" - великолепная опера. Ее необыкновенно приятно слушать. И было бы еще приятнее... если бы все исполнители вытягивали свои партии. Петь Вагнера заведомо трудно, и из исполнителей с этим справляются далеко не все. Если бы на сцене постоянно что-то не падало, не звякало и не грохотало, мешая главному, зачем люди туда приходят, - музыке. Это же не концептуальный спектакль, это ОПЕРА! Впрочем, чего я ожидала, это же Большой.
В Большом до сих пор считают, что все обязательно надо модернизировать. И плевать на Вагнера, который полагал, что в его операх все должно быть взаимосвязано, и если сказано - прялка, то должна быть прялка, а не велотренажер. Вагнер был какой-то водевильный дурень, а Петер Конвичны лучше знает, как все должно быть у Вагнера. Но в 90% случаев модернизация не работает. Хотя бы потому, что текст не имеет смысла на фоне нового действия. (Кстати, текст на экранах в зале и текст в пухлой брошюрке с либретто расходятся до полной противоположности.) Потому что Летучий Голландец с фанерным чемоданчиком - это дико глупо. И еще множество "потому что".
А концовка... вот представьте, берете вы в руки "Преступление и наказание", а там Раскольников укоцал старушку и зажил припеваючи, потому что современному редактору показалось, что это больше соответствует духу эпохи. Или Татьяна взяла и ушла от мужа к Онегину, потому что это так современно. Ну и так далее. Вагнер писал о спасительной верности, а Большой поставил оперу про обиженную дуру, которая педальки на велотренажере не докрутила. А уж про магнитофонную запись в конце я даже и не знаю, что сказать. "Фанера" в Большом, пусть даже на минуту, пусть даже из художественных соображений - это уже за гранью добра и зла. По-моему, кто-то не совсем понял, где работает и что ставит.
Зато Вагнер. Роскошная музыка (до магнитофона). Правильное либретто, напечатанное в брошюрке. И еще раз музыка, ради которой можно вытерпеть даже велотренажер.

Фото woodworld
отзывы:
9
оценок:
16
рейтинг:
8
9

Отличное выученное исполнение (БТ давным давно не исполнял Вагнера), первый авторский вариант, без антракта.
Продуманная и крепкая сценография, интересная и понятная режиссура.
В общем, приятная работа и волшебная музыка.
Не хотелось бы думать, что в репертуаре БТ этот спектакль больше не появится.
Аналогичная опера в Мариинке - тихий ужас.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить