Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Записки сумасшедшего

Записки сумасшедшего – афиша
© Юлия Губина/театр им. Вахтангова
«Возьмите «Записки сумасшедшего», этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание». В.Г.Белинский «О русской повести и повестях Гоголя». Под занавес 2009 года, объявленного ЮНЕСКО годом Н.В.Гоголя, Вахтанговский театр выпускает премьеру спектакля «Записки сумасшедшего». Пять лет назад театр уже обращался к этому мистическому произведению. Постоянные творческие искания исполнителя роли Поприщина Юрия Краскова, поддержанные художественным руководителем театра Римасом Туминасом, привели к созданию новой версии человеческой истории гоголевского титулярного советника.
Возраст16+
Дата премьеры19 декабря 2009
Продолжительность1 час, без антракта
Участники
  2
Специальные предложения
Плати частямиПодписаться на email рассылкуПушкинская карта
Место проведения
9

Я собирался на «Записки сумасшедшего» с большим интересом – как можно инсценировать литературное произведение, рассказанное полностью от первого лица, даже почти в жанре «потока сознания». Тем более, было любопытно увидеть, как его поставит такой необычный режиссёр, как Римас Туминас, чью постановку Дяди Вани я посмотрел и до сих пор не могу понять – то ли он гениально раскрыл пьесу Чехова, то ли просто изуродовал её.
Но самое запоминающееся из этого спектакля не режиссёрское новаторство – а исполнение Юрием Красковым роли Поприщина. Перед нашими глазами, он не только оживляет героя, но и тех невидимых персонажей вокруг него, включая даже собачонок, чьи разговоры и переписки он «подслушивает». Беготня глаз и судороги на лице Краскова создают ощущение целого живого мира вокруг него. Он настолько энергичен, что к концу пьесы, когда весь вспотевший артист начинает раздеваться, я почти ждал, что даже его тело станет расчленяться, как в фильме ужаса – и как в другой работе украинского мастера. Не сомневаюсь, что если режиссёр потребует этого, Красков сбросит свою руку на пол, и она там будет самостоятельно ползти как отрубленная рука «вещь» в фильме «Семейка Аддамса».
Вот ещё само помещение принесло свой вклад в создание театральной «иллюзии». Спектакль идёт в малом зале на третьем этаже театр Вахтангова. Было душно и жарко (посмотрел 6-го апреля, когда весна уже давала о себе знать). Словно мы все сидели в каморке безумца, который задыхается и потеет от тесноты. Запланированное это или нет, но было какое-то эхо – небольшая металлическая вибрация – сопровождающее его слова, повторяющее стук его пальцев на крышке пианино. Это – шумевший реквизит для другого спектакля или хитрый, эффектный режиссёрский ход? Не важно – срабатывает.
Как в Дяди Вани, сцена простая, сырая. В начале спектакля, между нами и Поприщиным стоит стеклянная стена, которая бывает то прозрачной, то смутной и расцарапанной, в зависимости от освещения. Потом Поприщин выходит из-за неё, как будто решил откровенничать с нами. Что за перегородок? Какая-то граница, разделение в его душе? Не знаю. Но может быть, именно и поэтому я считаю это смутное стекло удачным режиссёрским решением. А портрет Наполеона наоборот – это довольно избитый символ мании величества. Смотрится слишком конкретно, среди абстракции остального, спартанского реквизита. А если нужен «ярлык» на сцене как символ мании величия, почему бы не поставить огромную отломанную ногу Императора Константина из музея Капитолина в Риме или другой, более «гоголевский» символ величия?

10 мая 2010
9

Юрий Красков великолепен. Я не театралка, но после подобной сильной игры, легко стать заядлой поклонницей.
В течение часа он был один на сцене и держал зал в напряжении.
Поприщин (герой Гоголя) сходил с ума на наших глазах, перебираясь из одной стадии шизофренизма в следующую.
Порой было жутковато от его игры.
Для меня непостижимо, как можно преображаться в совсем другого человека с такой силой воплощения?
Какие сны снятся актеру? Какие душеные терзания он испытывает, когда безумными красными глазами зыркает в зал и брызжа слюной доказывает ничтожность окружающего мира.
Впервые увидела преображение своими глазами. Такие спектакли не имеют ничего общего с яркими, шумными мюзиклами, которые я так люблю.

21 февраля 2011

Год 2004, сентября, 11 числа

Сегодняшний день – есть день величайшего торжества! В России есть Поприщин. Это Юрий Красков. Именно сегодня об этом узнал я, посмотрев «Записки сумасшедшего».

С первых шагов, с первых слов начинаешь завороженно следить за этим странным человеком на сцене. Да, парень явно не в себе, один только взгляд чего стоит! И обувается чудн?, чтобы ни одной ноге не было обидно, если левой – тапок не достался, то пусть ей будет два носка! Ну, точно, сумасшедший! А, так он, оказывается, еще в детстве бедную кису утопил, и собачки у него письма пишут. Ну, понятно! Мы-то, слава Богу, тут все нормальные…

А потом происходит что-то… В какой-то момент перестаешь наблюдать несчастного безумца, и слезы неудержимо льются, и судорожно ищешь платок. О Боже, это же я, Я! Это меня не ценят, это моя любимая не знает, какой я на самом деле славный, и смеется надо мною! Это мои такие разумные мысли и внезапные озарения никому не нужны и не интересны! Они не внемлют, не видят, не слушают меня! Матушка, пожалей о своем бедном дитятке!..

И рыдания душат, и неловко перед девушкой в соседнем кресле. Неловко – пока не увидишь, что она тоже плачет…
А потом – зал взрывается, и аплодирует, и кричит «браво!». А совсем потом – едешь домой и тело болит, будто это тебя побили палкою… А дома снова и снова перечитываешь, и вспоминаешь, и хочешь еще раз посмотреть, чтобы уже окончательно что-то понять. И бежишь в кассы театра, а билетов на следующий спектакль уже нет! А когда будет еще? А никогда! Был Поприщин – и нет Поприщина! Нако-ся, выкуси! Идите, вон, к Фоменко, там каждый день ваш сумасшедший. Там и балдейте! Да вот беда-то: Федот, да не тот!

Воистину, найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою…
Люди! Ау! Верните Поприщина!

30 сентября 2004
10Потрясающая актерская работа Юрия Краскова!

Сам формат моноспектакля подойдет не всем. Здесь не будет много действия, шума, шуток и т.п. Будет очень четкий баланс звука (прекрасное сопровождение на фортепиано), звука и текста и прекрасной, отточенной и погружающей внутрь актерской игры. 2 часа пролетели незаметно.

20 декабря 2019
1

Попали на спектакль на сцене Студии при театре Вахтангова из-за замены. Если коротко - это классические тексты в классическом исполнении. Однако, в целом несовременное произведение в несовременном исполнении очень мешали смотреть резко концептуальные декорации в виде мутных от побелки стекол, загораживающие актера и пианистку с физикой поломанной куклы. Иногда в стеклах можно было увидеть свое собственное отражение и , видимо, задуматься " о том как это все на самом деле актуально и касается лично меня". Так вот нет - не касается и очень раздражает.

6 ноября 2015
Все отзывы
«День театра» на «Афише»: куда купить билеты со скидкой
«День театра» на «Афише»: куда купить билеты со скидкой
«День театра» на «Афише»: куда купить билеты со скидкой
Где провести ∞ в Москве или хотя бы 8 марта?
Где провести ∞ в Москве или хотя бы 8 марта?
Где провести ∞ в Москве или хотя бы 8 марта?
Спектакли Москвы, поставленные женщинами
Спектакли Москвы, поставленные женщинами
Спектакли Москвы, поставленные женщинами
10 театров по Пушкинской карте в Питере
10
театров по Пушкинской карте в Питере
10 театров по Пушкинской карте в Питере
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость