Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Некоторые подробности конца света

Постановка - Театр им. Ленсовета
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
Тимур Насиров
(1`20``, без антракта).

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
20 мая 2004

Пьеса написана по специальному заказу худрука Театра им. Ленсовета Владислава Пази. Тому нужно было решить традиционную для петербургских театров проблему — хоть чем-то занять четырех отличных актрис старшего поколения: Елену Маркину, Ларису Леонову, Ирину Балай и Ирину Замотину. Вместо того, чтобы поставить, скажем, Островского, у которого кумушки, тетушки и свахи буквально наступают друг другу на пятки, режиссер отыскал молодого драматурга Серегина, автора произведения «Восемь покемонов». Результат работы Серегина неутешителен: «Водолей» плох настолько, что уж лучше было бы ставить телефонную книгу — там хоть нет претензий на метафизику.

Содержание пьесы следующее. В одной провинциальной квартире собираются четыре бабушки, три из которых ни с того ни с сего превращаются в богинь гнева эриний — тех, что когда-то преследовали Эдипа, а теперь пришли искать козла отпущения наших дней. Жертву они нашли без проблем. Согласно трафаретной логике сюжета, грешник этот поначалу выглядит плюгавеньким, а потом, по мере осознания пороков своих, добровольно отправляется на плаху, таким образом оказавшись чуть ли не современным Эдипом. Впрочем, начинающий режиссер Тимур Насиров, судя по репетициям, пока не видит в герое ничего, кроме пэтэушного хамства, глупости и тупой животной озлобленности на всех женщин, которые «всем давали, а ему нет».

А жаль. Потому что актер на роль плюгавого грешника назначен как раз очень подходящий. Александр Новиков едва ли не единственный артист в городе, который обладает не просто положительным обаянием, но обаянием Карлсона (кстати, эту роль он и по сей день играет на ленсоветовской сцене). Так же, как и в меру упитанному человеку с пропеллером заведомо прощается взорванная паровая машина и предательское исчезновение в ответственный момент, так и герой Новикова из нового спектакля не становится «мерзеньким», даже когда признает, что вскрывал в армии чужие посылки, закладывал товарищей и отрывал мухам крылышки. И героиня в новом спектакле что надо. Надежда Федотова — одна из тех немногих тридцатилетних, с которыми с ходу можно ставить хоть Достоевского, хоть Платонова, хоть лидеров драматургии «новой волны» братьев Пресняковых.

Эти персонажи, даже оставленные режиссером, выглядят слишком живыми для музейно-бытовой сценографии. Да и актриса Елена Маркина — прекрасная Полли Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, поставленной Игорем Владимировым в 60-х годах — совсем не похожа на «экспонат». Только она, пожалуй, уловила единственный приемлемый для всей этой выморочной истории стиль — трагикомический бурлеск. Неделю назад, пролетев через несколько ступенек по дороге в театральный буфет, актриса отказалась от больницы и продолжает репетировать «эту чуму». Но даже загипсованные кисти рук работают, что называется, на образ эринии с самым известным из имен — Мегера.

Есть ли у всех этих актеров хоть один шанс, что публика сможет оценить их достоинства при очевидном отсутствии режиссуры? Минимальный, но есть. В театрах есть такая практика: когда приглашенный постановщик не справляется со спектаклем, художественный руководитель театра может взять на себя руководство постановкой. Владислав Пази на поверку оказывается как раз великолепным редактором проблемных спектаклей в собственном театре: именно им были спасены в последний момент «Дама-призрак» и «Фро».

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все