Театральная афиша Москвы

Спектакль Диагноз: Эдит Пиаф
Постановка Театр Луны

7.6

Отзывы пользователей о спектакле «Диагноз: Эдит Пиаф»

Фото Turchanka
отзывы:
11
оценок:
39
рейтинг:
40
7

Лунный сюр на вечные темы

Вот и посмотрела я «Диагноз: Эдит Пиаф», не дотерпев до пятилетнего юбилея постановки (премьера 8 мая 2004-го). Выбор спектакля отнюдь не случаен: хотелось перекрыть впечатления от неуспеха Соколова-кинорежиссёра его театрально-актёрской работой, да и, если честно, интересно посетить театр, который либо неистово ненавидят, либо фанатично ему преданы. Позвольте мне, посетившей «лунный дом» единожды, не причислять себя ни к тем, ни к другим.

В последние годы (а может, кстати, и на протяжении всех пяти лет) «Диагноз» идёт в Театре Луны раз в месяц. Этого достаточно: 100 мест шести рядов малого зрительного зала вмещают в себя и давнишних поклонников, знающих постановку наизусть, и новых зрителей, коим являлась в данном случае я, и завсегдатаев-друзей-родственников, для которых стоят специальные стульчики с пометкой «сл». Устроившись в середине первого ряда и изучением буклета как-то сгладив технические моменты в виде «ротации» зрителей, я начала проникаться атмосферой, как только зал погрузился во тьму. И понеслась…

Сюр на театральных подмостках – явление не только не редкое, но и избитое. Эффект нереальности происходящего, чувство, что этого не может быть, но это таки происходит эксплуатируется всеми, кто хочет создать на сцене оттенок совершенной, несомненной реальности при совершенной нереальности самой сути происходящего. Но то, что мы видим в «Диагнозе» не просто сюр, это сюрреалистический бурлеск (бурлеск - именно этот жанр заявлен в программке) в прямом – близком к сюру как к таковому по стилистическому содержанию – смысле, но и шоу-смесь мюзикла, кабаре и водевиля, где визуальная стороны действа намного превосходит его содержание. Что до последнего, то не менее востребована тема двойников и сумасшедших домов – практически вечная, плодотворная тема в литературе, театре и кино. Как ни странно, Сергей Проханов как сценарист и режиссёр сумел из штампов создать нечто выразительное и цепляющее.

Некий режиссёр и актёр Ларри Лозовски (Андрей Соколов) собирается снять биографический фильм об Эдит Пиаф к 100-летнему юбилею дивы. Пребывающий в творческом кризисе и уставший от неудач в поиске актрисы на роль Пиаф (плюс рядом с женой, среднестатистической актриской с навязчивой идеей стать второй Марлен Дитрих (Анастасия Терехова)), Лари потихоньку сходит с ума. Благо на помощь приходит доктор Тиссо (Олег Марусев), в психиатрической клинике которого что ни пациент – то знаменитость. Как раз на днях ему привезли девочку, найденную в мусорном баке с мёртвым ребёнком на руках, которая может стать отличным «материалом» для Тиссо и органичной Пиаф для Ларри. Тут-то и начинается самый настоящий сюр. Действие балансирует на грани реального мира сумасшедшего дома (настолько, насколько он может быть вообще реальным) и биографии Эдит Пиаф, которая… тоже, впрочем, реальна, потому что в жизни французской певицы всё так и было. В чём же тогда ирреальность происходящего?

А в том, что Проханов переворачивает всё с ног на голову, выворачивает всё наизнанку. Реальные сумасшедшие меняются ролями с реальными персонажами истории (Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Сальвадор Дали, Ив Монтан, Коко Шанель), которых играют же все вместе: и сумасшедшие, и приближающиеся к ним потенциальные пациенты доктора Тиссо (тот же Ларри и его жёнушка), да и сам Тиссо к финалу всё явственней мнит себя (и не только мнит, но и представляется зрителям) Жаном Габеном, что о многом говорит… Все эти перевоплощения сопровождаются феерическими переодеваниями и зажигательными танцевальными номерами в контексте говорящей и играющей сценографии Константина Розанова, где каждая реквизитная пылинка на своём месте. Причём действо настолько динамично, что ты не успеваешь следить за всеми передвижениями на сцене, боясь упустить какой-то важный пластичный этюд вообще или поворот головы в частности; с каждым эпизодом происходящее на сцене захватывает тебя в клубок калейдоскопичных картинок-слайдов и разных эмоций, танцев и музыки. Ну, конечно же, музыки. Это же чуть ли не главный персонаж всего этого увлекательного сумасшествия.

По мне так это главная удача постановки – музыкальная концепция Асафа Фараджева. Помимо классических вещей Пиаф, блестяще исполненных «живой» Ириной Зайцевой (сумасшедшие вокальные данные этой актрисы просто потрясают!) и других классических перепевок в оригинальном исполнении и в фонограммном, для меня стало откровением использование композиции Паоло Конте – это совершено гениальная вещь. И она настолько органична в этом театре абсурда, что даже не представляешь себе по-другому. Не слышишь по-другому. Она добавляет сумасшедшинки – хотя куда ещё? Всё и так на грани сознательного и бессознательного, особенно когда соло превращается в хаотический хор. Придя домой, я сразу же села за компьютер и скачала композицию «It’s wonderful», которая цепляет мгновенно и которую хочется услышать ещё и ещё. Плюс «Love me, love me», плюс ряд песен самой незабвенной Пиаф…

В качестве лирического отступления, плавно переходя к взятию следующего лунно-театрального барьера и заключения этого опуса. Вообще-то Театр Луны, точнее одно из «детищ» Луны, я открыла для себя четыре года назад: смотрела на сцене ростовского драмтеатра им. Горького «Таис сияющую», правда, в антрепризном её варианте, но тем не менее. Вот такие мысли были выплеснуты мной в тогдашней прессе:
«Антрепризная «Таис», поставленная в 1998-м и ставшая «хитовой» в родных стенах, добралась-таки в Ростов спустя семь лет. И было ростовским зрителям счастье. Последнее не закавычиваю, ибо зрители не хотят знать всех бед русского театра, они «ходят на знаменитостей». И на этот раз почти полный зал – люди пришли на дочку несравненной Маргариты Тереховой и на Андрея Соколова, без этого харизматичного красавца сегодня не обходится ни один русский сериал на телевидении. Казалось бы, составляющие успеха очевидны: скандальный московский театр, экспериментатор Сергей Проханов, постановки которого всегда вызывают споры, спектакль на «тему Александра Македонского», якобы по мотивам известного романа Ивана Ефремова «Таис Афинская», «звёздные» артисты и прочее. Всё бы ничего, да только то, что простому зрителю – хорошо, настоящему театралу – смерть…
…нельзя так с актёрами обращаться, даже если ни беспредельно талантливы. В этом Соколов был, к сожалению, одинок. Анна Терехова в роли Таис показала, что всё-таки отдыхает природа на детях знаменитостей. Другие актёрские работы яркими тоже не назовёшь – может, только Аристотель (Евгений Герчаков), и то с рядом оговорок. Хотя, наверно, все остались довольны: и артисты, и зрители. Первые сильно не перенапряглись, вторые удовлетворили свою естественную потребность: посмотрели на любимых артистов и подарили замороженные букеты. А что до трагических судеб Александра и Таис, Дария и Аристотеля – ну, были такие герои в мировой истории. И хорошо, что были. «Оно, конечно, Александр Македонский – герой, ну зачем же стулья ломать?» В театре Проханова «стулья» не ломали, там их просто не оказалось – господин режиссёр сделал всё, чтобы очередная импровизация на тему Македонского получилась бессмысленной»
(см. подробнее на http://www.afisha.ru/personalpage/351150/review/270826/)

Думаю, «Таис» в родных стенах произвела бы (да и, собственно, произведёт) на меня не столь удручающее впечатление, ведь, что греха таить, все мы знаем, что такое антреприза и как её играют. Режиссёр Иосиф Райхельгауз как-то заметил, что «проблема антрепризы – катастрофа для российского театра», артистам нужно зарабатывать деньги и, участвуя в антрепризе, артист, прежде всего, продаёт своё имя – и только. Что до «Диагноза» – просто не представляю его «выездным». Бывают такие постановки, которые вне родных подмостков просто невозможны. «Чайка» или «Гамлет» в ростовском РАМТе, например. Но постановка Проханова в этом смысле привязана к площадке не потому, что используются сложные декорации, которые невозможно смонтировать на другой сцене, нет. И телефонную трубку, и ухо, и часы и даже лампу-инкубатор можно было бы подвесить где угодно, навешать плёнок с окошками по бокам тоже можно и импровизированный самолёт на втором сценарном этаже – тоже не проблема, но… Просто этот бурлеск сделан именно в лунном зале для лунного зрителя. Камерная площадка малого зала будто бы создана для сумасшедшего дома, который во всех смыслах от первой до последней минуты происходит в замкнутом ирреальном пространстве. И что бы там ни говорили скептические театральные критики и привередливые зрители, кусочек ирреальности в отдельно взятом «здесь и сейчас» – не самое плохое времяпрепровождение театрала-обывателя в обычный вторничный вечер середины марта.

1
Фото natapani
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
3
1

Спектакль мне не понравился. Сюжет — полный бред, актеры — не произвели никакого впечатления. Женщина рядом просто уснула. Не спали только поклонницы Андрея Соколова, постаревшего, раздобревшего и, видимо, очень уставшего.

1
Фото Elena Shmyreva
отзывы:
45
оценок:
45
рейтинг:
7
7

12.12 Театр Луны устраивал прощание со спектаклем "Диагноз: Эдит Пиаф". Меньше недели назад была у них на "Ночь нежна", действие начинается и понимаю, что речь опять про психические расстройства. Думаю, вот влипла. Но как-то по другому были расставлены акценты и совершенно иное общее впечатление. Вроде, про непростую жизнь Пиаф, но горечи не было. Моментами легкая грусть, но в основном искрящаяся легкость и чудесная сумасшедшинка. Огромный бонус - пение главной героини, этим вечером ее исполняла Мария Пьянова. Жаль, что в первом отделении музыки было маловато. И жаль, что это был заключительный показ.

0
Фото Татьяна
отзывы:
92
оценок:
92
рейтинг:
14
9

Спектакль довольно специфический. Но мне очень понравился!
Я шла, прежде всего из-за сюжета. Доктор психиатрической больницы не "лечит" пациентов своих, а помогает им стать теми, кем, как они верят, они и являются. Даёт шанс прожить жизнь в шкуре того человека. Правда, эта теория по ходу спектакля у меня несколько не склеилась, ибо Марлен Дитрих он сотворил по заказу клиентки. мол, не считаю, что я Дитрих, а сделайте из меня Дитрих. Имея же "настоящую" Эдит Пиаф режиссёр может и целый фильм снять о ней. Удобно! И режиссёр доволен, и доктор свою методику проверил. Ну, а про пациентку вообще никто и вспоминать-то не будет. Сестра, да и та из этого же инкубатора (опять же - Симона Синьоре под заказ).
Короче, теория в спектакле всё ж хромает.
Но мне безмерно понравилась атмосфера и как ассоциативно была выстроена жизнь (в кино) Пиаф. Есть вероятность, что если бы я не просто знала всех персонажей этого спектакля - известных, из жизни Пиаф, а именно любила, то возможно, не в таком бы очаровании пребывала от спектакля.
Шикарнейшее музыкальное оформление. Начиная с "феллиневской" музыки (из "Дороги"?).
Сама Эдит Пиаф прекрасна! И самый выстроенный (и думаю, приближённый к прототипу) персонаж. Её играла Мария Пьянова. Трагично, эмоционально!
Так же особенно понравились Максим Щёголев, Олег Марусев и Ив Монтан - Александр Гундарев.

0
Фото Анюта Леонова
отзывы:
18
оценок:
18
рейтинг:
1
9

Диагноз : Эдит Пиаф. Режиссер Сергей Проханов.
Прочитав название спектакля задумываешься о том почему именно диагноз? но понимаешь что в любом случае этот спектакль об Эдит Пиаф и приходишь посмотреть.
Так я пришла на этот спектакль когда-то из любопытства, а сейчас хожу от любви к этому спектаклю.
Прекрасная, талантливая и лучшая на мой взгляд актриса, точно подобранная на свою героиню Ирина Зайцева просто невероятная Эдит Пиаф. Как же мне нравится ее игра... Она просто великолепная, а какой шикарный вокал... Просто умница, я в восторге от нее!! Ирина - вы супер!!
Так же прекрасно играет роль Симоны - Дарья Цыпляева! Яркая, веселая и запоминаюшая героиня в ее исполнении. Дашка просто шик!
Так же не могу не отметить Михаила Клюшкина, Максима Щеголева, Елену Лазурину и Олега Марусева, а так же Анастасию Терехову, Ивана Складчикова и Ростислава Королькевича. Спасибо всем за прекрасный спектакль и положительные эмоции.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить