Опера |
12+ |
Юрий Александров |
10 апреля 2004 |
2 часа 25 минут, 1 антракт |
Фантасмагорическая постановка 2004 года в Мариинке не показывалась года с 2009-го. Первая опера Шостаковича образца конца 1920-х в трактовке нулевых — бесконечная суета, безумие и кошмар, сломанные пространства, преувеличения, дым, видео. Гротескный спектакль, что гоголевский кошмар наяву, — страх и смех со слезами, все друг с другом сросшееся и неотделимое. С небольшим привкусом избыточности — но здесь она нисколько не вредит общему делу (избыточным можно было бы назвать и число действующих лиц — 69) и, главное, нисколько не оттеняет главного — потрясающей музыки Шостаковича.
Пошла на этот спектакль из чистого любопытства: в голове не укладывалось, как можно соединить «надрывную» музыку Шостаковича с сатирой Гоголя.
Могу сказать, что опера «Нос» прочно утвердила во мне веру в гениальность этого композитора: если бы сам Гоголь мог перевести свою повесть на музыкальный язык, получилась бы точь-в-точь опера Шостаковича.
Почему эту оперу надо слушать именно в Мариинском театре? Помимо всем нам известных причин, которыми можно обосновать приоритет любого другого спектакля МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, в отношении конкретно этого спектакля, могу смело заявить, что постановка оперы – самая стильная постановка, когда-либо виденная мною.