Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Опера
Нос

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Оперу-фантасмагорию Шостаковича ставили в России только в Ленинградском Малом оперном театре в 1930 году (то была мировая премьера) и в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в Москве в 1974-м. В отличие от предшественников Юрий Александров не рассматривал «Нос» как сатиру на царский режим или мещанство – его спектакль в Мариинском получил подзаголовок «Страсти по Ковалёву». Впрочем, настоящим героем спектакля оказался не Ковалёв, а именно Нос, который явился публике сразу во множестве обличий: бутафорский носик в натуральную величину, резиновое полотно в форме носа, зашитый в эластичный белый мешок танцовщик и, наконец, Нос-тенор, восстающий из гроба в виде Наполеона. Александров признавался: «Пьеса Гоголя, великого мистификатора и в то же время великого русского страдальца, достаточно запутана. Я запутал ее еще больше». Здесь цирк, «Окна РОСТА», полицмейстер в гоголевской шинели размером с трехэтажный дом и сирин с алконостом, парящие над библейского вида толпой в Казанском соборе. Режиссер использовал тот же метод, что и в мариинском «Семене Котко» пятью годами ранее: острый гротеск, создание гипертрофированного и подчас перечащего либретто сценического действия. В сочетании с дробно-монтажной, поминутно извивающейся и искрящей партитурой Шостаковича это дало несколько избыточный результат. Стержнем столь пестрого, калейдоскопического зрелища стала сценография Зиновия Марголина – опрокинутый петербургский двор-колодец. В ключевые моменты оперы раскрывается видеозадник и действие затягивает в ошеломляющий металлический тоннель – «смесь упавшей на бок башни Татлина с урбанистическими катакомбами, населяющими американские триллеры». Богдан Королёк.
  • Нос – афиша
  • Нос – афиша
  • Нос – афиша
  • Нос – афиша
  • Нос – афиша
Опера
12+
Юрий Александров
10 апреля 2004
2 часа 25 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Александр Рябин
18 отзывов, 3 оценки, рейтинг 10
24 апреля 2013
Опера Шостаковича в постановке Зиновия Марголина и Юрия Александрова всплывает со дна

Фантасмагорическая постановка 2004 года в Мариинке не показывалась года с 2009-го. Первая опера Шостаковича образца конца 1920-х в трактовке нулевых — бесконечная суета, безумие и кошмар, сломанные пространства, преувеличения, дым, видео. Гротескный спектакль, что гоголевский кошмар наяву, — страх и смех со слезами, все друг с другом сросшееся и неотделимое. С небольшим привкусом избыточности — но здесь она нисколько не вредит общему делу (избыточным можно было бы назвать и число действующих лиц — 69) и, главное, нисколько не оттеняет главного — потрясающей музыки Шостаковича.

0
0

Отзывы

9
kruzhevniza
6 отзывов, 13 оценок, рейтинг 7
6 апреля 2009

Пошла на этот спектакль из чистого любопытства: в голове не укладывалось, как можно соединить «надрывную» музыку Шостаковича с сатирой Гоголя.
Могу сказать, что опера «Нос» прочно утвердила во мне веру в гениальность этого композитора: если бы сам Гоголь мог перевести свою повесть на музыкальный язык, получилась бы точь-в-точь опера Шостаковича.
Почему эту оперу надо слушать именно в Мариинском театре? Помимо всем нам известных причин, которыми можно обосновать приоритет любого другого спектакля МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, в отношении конкретно этого спектакля, могу смело заявить, что постановка оперы – самая стильная постановка, когда-либо виденная мною.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все