Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.3

Спектакль
Бесы

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
Драматический
Анджей Вайда

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
24 марта 2004

Сцена похожа на раскрытую посередине книгу. На заднике нарисовано сумрачное небо, крутой наклонный планшет абсолютно пуст. По фактуре он напоминает деревенское бездорожье, в спектакле Анджея Вайды это бездорожье месят ногами почти три десятка артистов. Персонажи одеты как современники Достоевского, бесы — этакие слуги просцениума, что выносят на сцену мебель, ширмы и выносят со сцены трупы, — наряжены босховскими крестьянами. Бесы, так сказать, перелистывают страницы книги, и этому процессу аккомпанируют хлюпанье, вой и стоны в динамиках. Страха эти бесы не вызывают, напротив, довольно часто в зале звучит смех. Смеются, когда капитан Лебядкин (Сергей Гармаш), выкаблучиваясь — не то ему до ветра не терпится, не то попросту пьян, — читает басню «Таракан». Когда заседает тайное общество, тоже смеются («Верховенский, вы не имеете ничего заявить?» — «Ровно ничего, я желал бы рюмку коньяку». — «Ставрогин, вы не желаете?» — «Благодарю, я не пью»). Когда Сергей Юшкевич — Рассказчик говорит: «Не стану описывать картину пожара, ибо кто у нас на Руси ее не знает», — в зале тоже смеются. В другой раз смеются, когда Петруша Верховенский (Александр Хованский) обещает разрушить старую Россию к маю. Смешон потрепанный жизнью вольтерьянец — старший Верховенский, которого играет Игорь Кваша. Публика радуется на «Бесах» в двух случаях — на репризах любимых артистов и на политических аллюзиях, свидетельствующих, что недаром же роман был не рекомендован к чтению в советской стране и недаром на телевидении вот только что, перед выборами, не пропустили ток-шоу Гордона по мотивам «Бесов». Смеха в публике много, но не инфернальности, не бесовщины, не проклятых вопросов. Нет и загадки: что это за человек господин Ставрогин, который всех околдовал? Владислав Ветров (рост, благородная осанка, высокое бледное чело) уже в первой сцене объяснил про себя, что он не чувствует ни добра, ни зла, и с тех пор ему остается вышагивать по сцене таким перезрелым Чайльд Гарольдом; но за что любит его безумная Лебядкина (Елена Яковлева), что в нем нашла порывистая Даша (Елена Корикова), из чего Лиза (Ольга Дроздова) сделала вывод, что это унылое существо может любить, — решительно непонятно. И уж тем более непонятно, как он мог соблазнить своими идеями Шатова и Кириллова, и ослеп, что ли, Петруша Верховенский, когда думал выдать его за нового самозванца Ивана-царевича. Непонятно и то, почему Ставрогин покончил с собой. Дело тут не только в артисте Ветрове. Вопрос: может, дело в режиссере Вайде?

Всякая инсценировка, в особенности если инсценируют толстенный роман, напоминает книжку-раскладушку, аттракцион, трехмерные картинки с подписями. В редких случаях театр берет книгу и живет с ней несколько лет. Трилогия Женовача по «Идиоту» менее всего была инсценировкой; Петр Фоменко, читая с актерами «Войну и мир» несколько лет, полноценный, увесистый спектакль сделал лишь по первым главам. Лев Додин играет своих «Бесов» в три вечера. Анджей Вайда тоже давно живет с этой книгой — еще в начале семидесятых он хотел ставить роман в «Современнике», но поставил в Кракове, позже снял кино. Вайда жил с книгой давно, но театр, причем чужой театр, чужие актеры — должны были освоить ее за те несколько недель, что прожил с ними Вайда. Они и освоили — как сумели. А то, почему из книжки вышла пусть увесистая, пусть монументальная, но раскладушка — не вопрос. Так ведь почти всегда бывает.

1
0

Отзывы

9
laim
9 отзывов, 14 оценок, рейтинг 15
5 февраля 2009

Постановка в целом понравилась: получилось из огромного романа с несколькими сюжетными линиями выхватить самую суть и передать смысл романа. Конечно, тяжело будет воспринимать зрителю, который не читал "Бесов".
Мое представление Николая Всеволодовича Ставрогина разошлось с внешностью Ветрова, я представляла себе Ставрогина более молодого. Хорошо сыграл Кваша роль бесхребетного Степана Трофимовича. Взаимоотношения генеральши Ставрогиной и Верховенского старшего были показаны просто потрясающе.

3
0
9
Elena-estetka
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 12
28 мая 2010

Трудно что-то писать про спектакль тебя поразивший, оставивший неизгладимое впечатление и сгусток эмоций, которые так непросто облечь в слова…
Потрясающе. Как удалось настолько гениально поставить «Бесов» на сцене, наверное, останется для меня загадкой. Это тот спектакль, который нужно пересматривать, во всяком случае, мне (собственно, как и перечитывать роман). И при повторном просмотре обязательно находится что-то новое, что выпало из поля внимания в предыдущий раз. Потому что глубина невероятная! Сложный спектакль. Если можно так выразиться, многоуровневый, с двойным или даже тройным дном – и в этой глубине хочется тонуть (и тонешь ведь!). А о спектакле хочется постоянно размышлять.
Что-то невероятное происходит, когда слышишь эту нагнетающую тревогу музыку, видишь на сцене этих существ (людей или нет?...), одетых в черное, этих ужасных призраков. Это приковывает взгляд, внимание, чувства. Это завораживает… Как завораживают страшные и одновременно грустные глаза Ставрогина, бесовская «деловитость» Петра Верховенского, терзания и сомнения Шатова, безумие и мудрость Марьи Лебядкиной, разговоры Кириллова о смерти, которые он ведет с ужасающим спокойствием, пронзительные слова Рассказчика... Изумительные актерские работы, точные и правдивые образы. На сцене люди, за которыми по-настоящему интересно наблюдать, которых жалеешь, ненавидишь, которых боишься и за которых боишься…
Низкий поклон Классику за вечное... и низкий поклон Современнику за возможность еще раз к нему прикоснуться!...

2
0
9
Анастасия Мальцева
7 отзывов, 16 оценок, рейтинг 10
4 февраля 2009

Интересная и смелая постановка. Между сценами настолько резкая и эмоциональная музыка, что вжимаешь в кресло; на сцене настолько все по "достоевски", что не можешь оторвать взгляд. Спектакль держит зрителя с первого аккорда на сцене до поклона актером в конце. Действительно не все там ясно и понятно, но чувствуется глубина мысли и веры.
Посмотреть обязательно стоит тем, кто любит прийти в театр и погрузиться в совершенно новую атмосферу и прожить в ней маленький эпизод жизни.

2
0
7
Корней Брусков
40 отзывов, 40 оценок, рейтинг 53
24 декабря 2007

Безумная игра мысли и жизни... Всё петлями, всё повторяется.В момент выхода этого литературного произведения в свет, актуальна была революция, я даже встретил в театре женщину преклонного возраста, которая рассказывала мне про Сталина, сейчас же революции происходят в наших головах, по крайней мере в моей. Мне было интересно посмотреть на те битвы, которые я уже выиграл, и на те, которые мне только предстоит... Мучат вопросы, на которые нет ответов? посмотри, может, быть, поможет,)

2
0
9
SheKnew Shankova
48 отзывов, 208 оценок, рейтинг 126
29 апреля 2010

оооооочень понравилось. ходила с любимой бабушкой - и она тоже в восторге, она-то Бесов читала, это её любимое произведение. И режиссёр Анджей Вайда не подвёл её ожиданий, что о многом говорит.

Разочарованная Современником после Джентльмена (неделю назад ходила), я ожидала от постановки всего, только не того, что увидела. Это гениально.

Актёры играли замечательно. Центрального персонажа, Ставоргина, играл Владислав Ветров, он создал потрясающий образ. Было очень интересно наблюдать за ним. Тем более, что конец я не знала. И это потрясающе как он, вроде ничего особо не предпринимая, притягивает гнусности и подлости на свой счёт. Действительно, как будто бы вокруг него вьётся рой бесов. Но больше всех запомнилась Мария Тимофеевна Лебядкина в исполнении Елены Плаксиной. Совершенно безумные глаза даже в 16 ряду видно. Конечно, Степан Трофимович Верховенский в исполнении Игоря Кваши не мог не произвести впечатление.

Несмотря на сложную тематику (политика, как никак) спектакль смотрелся на одном дыхании.
Музыка Зигмунта Конечны заслуживает вообще отдельного внимания. Это непередаваемо жутко. Между разными сценами смена декораций происходит с помощью жутких людей в тёмном под эту самую музыку. Казалось бы, всего лишь стол - стул выносят, но как же жутко.
Декорации тоже отличные: всё происходит на фоне очень мрачного неба, а с потолка свешиваются горящие люстры - вот это сочетание! Свет роскошных люстр на фоне бури. Прекрасная аллегория получилась. Всё (игра актёров, декорации, свет) выдержано в.. колорите. Том неповторимом колорите Достоевского. Браво.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все