Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

LIVE Постановка МТЮЗ

8.1
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

«Даму с собачкой» Камы Гинкаса играли на балконе. На балконе сидели зрители, у края балкона играли актеры, ныряя иногда вниз, в зал, как в море. Перед ногами зрителей лежала вверх брюхом лодка, две другие маячили где-то на горизонте, что в театре называют задником сцены. «Черного монаха» Камы Гинкаса тоже играли на балконе. На краю балкона балансировал, рискуя свалиться в темный зал, Сергей Маковецкий; потом оттуда, из темноты, выныривал Черный монах — Игорь Ясулович. В конце концов герой Маковецкого так-таки погружался в эту тьму целиком, всем своим помутившимся сознанием. «Скрипка Ротшильда» — последняя часть чеховской трилогии; в этой части Гинкас спустился с небес туда, где, по идее, у него царит беспросветная тьма, — на сцену. В углу лежит все та же, что и в «Даме с собачкой», лодка; вокруг — гробы, гробы, гробы. Гробы стоят торчком, гробы похожи на дома, вместе они — вроде как уездный город. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Полвека назад он и сам женился, но заметил собственную жену (Арина Нестерова), только когда она слегла. Еще живую, он меряет ее аршином и мастерит ей гроб, подсчитывая убытки. Но, похоронив, и сам помирает — оказалось, он не умеет жить без нее. Валерий Баринов играет, будто снимает стружку со своего мордастого гробовщика, добираясь за два часа изматывающего рассказа до самой его сердцевины. К финалу из тьмы его дундучьего сознания выныривают и кудрявый младенец, о котором он напрочь забыл, будто его и не было, и речка, где они когда-то пели с женою песни, и лодки, которые можно было бы водить по этой речке. Но лодка, как было сказано, лежит на сцене брюхом вверх и никогда уже не поплывет. Последним в его сознании всплывает бесплотный, как дух из того, старого спектакля, Игорь Ясулович — здесь он скрипач, которого обидел Яков («проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» — говорится о нем). Вместо скрипки Ясулович водит смычком по пиле — выходит действительно жалобно. Но главный в этом ансамбле скрипачей — сам Кама Гинкас. Это он водит смычком по самым болезненным струнам своей публики, это он самое веселое играет так жалобно, что после каждой его премьеры хочется выть. Вот и «Скрипка Ротшильда» — ее можно смотреть отдельно от всей трилогии, можно, если сердце выдержит, пройти все круги этого безупречно слаженного, прекраснейшего ада.

3
0
...
24 марта 2004
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Натали Дунаевская
Фото Натали Дунаевская
отзывы: 87
оценки: 99
рейтинг: 121
7

Хороший спектакль, но... не взяло(... Причем конкретной причины не могу найти - почему не взяло...Все вроде бы на высоте... Актерская игра великолепна - Баринов как всегда неподражаем и очень точно подходит под эту роль, Ясулович - когда читала рассказ, именно таким и представляла Ротшильда), Марфа (к сожалению не знаю актрису) прекрасна - само воплощение сложной судьбы русской женщины (какое сияние и благодать на ее лице после смерти!), Фельдшер тоже был хорош - вносил ту самую изюминку в спектакль).
Много режиссерских находок - пила как скрипка и как инструмент, призрак Марфы, оформление сцены...
Накнец, потрясающий рассказ Чехова! Западающий в душу, затрагивающий основополагающие моменты жизни...
Но чего-то не хватило... Мне кажется, лучше этот спектакль смотрелся бы на малой сцене - а так энергетика рассеялась по большому залу и впечатление осталось размытым.
Плюс я смотрела спектакль через неделю после Дамы с собачкой - наверное еще осталось сильное впечатление недельной давности, и на контрасте Скрипка не произвела должного впечатления.
Так что советую смотреть с перерывом)
В целом, хороший спектакль)

2
0
...
18 января 2010
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 90
5

К сожалению спектакль не произвел на меня впечатления. Идет 1 час 40 минут, но я периодически смотрела на часы, что со мной бывает крайне редко! Знакомая чуть не уснула после рабочего дня.
Пессимистичный спектакль о Якове, который делает гробы, играет на скрипке и считает, что жизнь приносит одни убытки, а умерев, нет убытков (не надо есть, пить и прочее).
На сцене стоят деревянные гробы, на заднике дерево, а сбоку - лодочка. Всего 4 актера на сцене, главная роль у Валерия Баринова, который во время спектакля постоянно говорит на повышенных тонах (или это у него манера такая, или это режиссер так задумал). Но больше всех меня удивил Игорь Ясулович, который в своем почтенном возрасте с разбега взлетел на стол!! Потом забрался на дерево. Потом сидел еще на декорациях. Очень быстро и хорошо двигается! А говорит как! Четко, понятно, слышно. Отличный Ротшильд получился.
Кроме Ротшильда очень понравилось, как придумали обыграть некоторые моменты, например, скрипку. Это была пила и смычок. Или показали ребенка, который умер у Якова и его жены: небольшое бревнышко положили в половинку гробика - это была кроватка, а накрыли крышкой - уже гроб. А в самом начале "баржу" катили деревянную, а не ней все главные декорации спектакля расположились. Не ожидала я, что Яков на сцене будет доделывать гроб жены. Валерий Баринов так это делал, что не возникло даже мысли, что как-то можно по-другому держать инструмент, что он неправильно что-то делает. Так мастерски получилось!
Я не стала бы рекомендовать этот спектакль, для меня он слишком пессимистичный, громкий. Зрители молодые откровенно скучали и переговаривались, постоянно кто-то кашлял, вибрировал телефон. Зал подобрался еще тот! Тем не менее более старшее поколение, думаю ,прониклось больше к постановке.

0
0
...
31 мая 2015
Фото Кунапэ
Фото Кунапэ
отзывы: 42
оценки: 53
рейтинг: 40
7

Очень сильная игра актеров и гнетущие декорации... Странно - спектакль, скорее, предназначен для молодых людей, чтобы предупредить их от таких же ошибок, но по-настоящему поймут его только люди в возрасте... Я ходила с родственницей, которой за 50, после спектакля у нее разболелось сердце - так по-настоящему была сыграна драма и так близко ей это чувство "потери" - близких, а главное, времени, которые не возвращается...

1
0
...
30 января 2009
Фото Zerkalo
Фото Zerkalo
отзывы: 8
оценки: 18
рейтинг: 30
5

Интересная по пространству и стилю сценография. Замечательная игра актеров. Замечательная литература. Но у многих зрителей (нас в целом знакомых - было 30 человек в этот вечер на спектакле) возникает недоумение - почему же "не взяло". Мое личное мнение таково: иллюстрировать литературу в спектакле вот так, без перевода в драматургию - почти никогда не возможно. В "Даме с собачкой" это получилось необыкновенным, удивительным образом. Здесь же драматическую структуру, которая призвана создавать напряжение, вести зрителя и доносить мысль - заменяют экспрессивные крики актеров, стуки, бросание предметов...
Мысль рассказа понятна, но вот растянуть ее на полтора часа, заменив очарование литературы сценографией и криками не получается.
Безусловно, в целом спектакль не плохой, сейчас идет бессчетное множество спектаклей другого класса. Но когда даже очень хороший режиссер хочет обойтись без драматургии, не понятно - зачем же он так поступает.

2
0
...
18 марта 2013
Фото Татьяна
Фото Татьяна
отзывы: 156
оценки: 157
рейтинг: 19
9

Не читала этот рассказ Антона Павловича, так что сюжет был нов для меня. Не знаю, если бы читала до этого, пошла бы смотреть? Рассказ коротенький и не так чтобы очень много сюжетных перипетий. К слову в спектакле полностью звучит этот рассказ. Дословно или близко к этому. Это обычно для постановок пьес, но не прозы. Но опять же - это я сейчас сравниваю, прочитав рассказ уже после просмотра.
Спектакль оставляет гнетущее впечатление, но гнетущее именно из-за темы и подачи. Здесь нет ярких поворотов сюжета, откровений или назиданий. Показана жизненная рутина и в какой-то мере переосмысление её на пороге смерти.
Спектакль атмосферный. Гробы на сцене и без того настраивают на соответствующий лад. Но не гробы страшны и даже не смерть (кто-то её ждёт как избавления), а понимания, что ради чего это всё? Да за ради ничего.
"Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу" (с) Вроде бы и какое же тут откровение? А оказывается, для героя Якова это откровение в конце жизни. Ведь всё буднично произошло - и будничный врач поставивший диагноз Марфе, и Марфа тихо ушла, сам он по ней ещё живой гроб сварганил - обычную свою работу, убытки буднично посчитал... А потом вдруг нахлынуло. И воспоминания, и мысли светлые... Всю жизнь был угрюм и недоволен... страшна эта вот обыденность, всепоглощающая, наплывающая. Вязнешь в ней, толком и не чувствуя самой жизни.

Яков - Валерий Баринов. На нём весь спектакль. И по сути это даже моноспектакль. Остальные персонажи помогают именно метаморфозу самого Якова показать. Но он тут главная сила. Всю жизнь гробы делать, да убытки считать! Тут у любого характер окажется не самый дружелюбный.
Скорее поразительна его музыка - игра на скрипке. Да и в спектакле в роли скрипки пила. Она гораааздо больше ему подходит. Поражаешься, как встретились этот угрюмый человек и музыка? А вот как-то. Даже и отдушиной язык не повернётся назвать, ибо подозреваешь, что именно души у него нет. Образ очень интересный, хоть вроде бы и простой. Он же всё равно переживает, передумывает, он очень деятельный и хозяйственный. Жена вот захворала - заметил! К доктору свозил! И лишь потеряв Марфу, он начал её ценить и вспоминать. Но даже вернувшись воспоминаниями в молодость, увидев ту, юную Марфу, он же всё равно считал, где бы прибыль сделать. И ведь оттого ещё жальче его, жизнь впустую, так даже вспоминая хорошие моменты, всё равно расчёт... И тем милее его завещание, хотя, а кому ещё бы отдать скрипку? Так вообще пропадёт инструмент... У Баринова такой объёмный персонаж вышел. Колоритный и простой одновременно...

Марфа - Арина Нестерова. Какой светлый образ! Сухонькая, неброская, смиренная, но как же она смерть встречала! Как подругу близкую, ждала. Не, не в нетерпении, идёт как идёт. Придёт черед, так придёт. И ведь не бил её Яков, "лишь" запугивал. Так чего ж так стремится освободится от него? А вот пустое место она для него - лишь чтоб поесть было. Вещь она для него, даже когда на руках её несёт - как каргу какую, даже гроб ей делает, мерки с живой ещё снимает... Даже он сам же поймёт потом, что ведь никак не привечал её, не радовал. Ни гостинца со свадеб, ни платочка... А у неё ж и своя трагедия была.. Уж 50 лет минуло, а ведь живо в ней, гложет... И перед смертью именно она помнит, а Яков уж давно забыл...

Ротшильд - Игорь Ясулович. Яркость практически до карикатурности. Жалкий... Но именно он играет на скрипке-пиле в спектакле.. А Яков его ненавидит. Вот просто. И бьёт. И ведь спроси - за что? И ещё одно озарение перед смертью самого Якова - зачем жида бил? Простой вопрос, а ответ не так легко дать. А Ротшильд всё равно рядом, даже на воспоминаниях под вербой. Преследуемый укор? Поражаешься Ясуловичу - ведь далеко не юн, да старческие движения даже ещё больше жалость нагнетают, но при этом это же перпетуум мобиле просто! И столько эмоций всевозможных! Замечательный!

Фельдшер - Антон Коршунов. Колоритный, хорошо дополняет общую картину повествования.

0
0
...
23 октября 2018
Фото ms_sunshine94
Фото ms_sunshine94
отзывы: 124
оценки: 124
рейтинг: 15
8

«Скрипка Ротшильда» считается одним из самых известных и, наверное, самым проникновенным спектаклем Театр МТЮЗ. Должна сказать, что по праву.

Здесь важно уже то, что спектакль поставлен по одноименному рассказу А.П.Чехова, а режиссером выступил Кама Гинкас, народный артист России, лауреат многочисленных театральных премий, который проводил мастер-классы в Королевском шекспировском театре в Стратфорд-он-Эйвоне, Ноттингеме (Англия); Осло (Норвегия); Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Нью-Хевен (США), Парижской консерватории (Франция).

Отличительная особенность – сам формат спектакля: артисты (их всего четверо, Яков, Марфа, Ротшильд и фельдшер) не просто играют свои роли, а еще и читают слова автора, относящиеся к их персонажам. Декорациями выступают многочисленные деревянные гробы, ведь главный герой – гробовщик Яков по прозвищу «Бронза» (Валерий Баринов).

В начале спектакля Яков предстает перед нами жестким, алчным человеком. Несмотря на активную работу, он постоянно терпит убытки из-за многочисленных выходных и праздничных дней, и потому озлоблен на мир еще больше. Дополнительный заработок для него – игра на скрипке на местячковых праздниках, но и там он вымещает свою злость на жалком еврее Ротшильде (Игорь Ясулович), который не может ему ответить. Есть у Якова, однако, и положительная черта: он любит свою скрипку, любит музыку, и успокаивает себя по ночам, перебирая скрипичные струны. Что перевесит в его душе, дурной характер или любовь к более высоким материям, которую он давным-давно спрятал где-то глубоко внутри? Об этом и расскажет спектакль, в котором неторопливо разворачиваются перед нами несколько дней из жизни Якова, перевернувшие все его мировоззрение.

Переломным моментом станет смерть жены Якова, Марфы (Арина Нестерова). Марфа умирает долго и драматично. Три раза борется Яков со своими старыми «принципами»: в первый раз, когда Марфа лежит при смерти, он бы пожалел ее, но вспоминает, что надо посчитать убытки. Второй раз, когда, уже после ее смерти, в первую очередь радуется, что похороны не потребовали больших затрат, и только потом осознает, что женщины, с которой прожил более пятидесяти лет, больше нет. И, наконец, третий, когда кричит встреченному Ротшильду: «Зачем люди мучают друг друга????.......Ведь от этого такие убытки.» Несмотря на внутреннюю борьбу, Яков постепенно «очищается», а помогает ему в этом природа и воспоминания о молодости.

Мне практически с самого начала стало ясно, чем кончится спектакль, но, несмотря на предсказуемый конец, ценен сам путь Якова к финалу, его «возрождение» и красота и поэтичность всего действа. В этом и состоит суть драматургии Чехова, и браво режиссеру и артистам за гениальное воплощение авторского замысла.

Спектакль недлинный, идет около полутора часов, и прекрасно подходит на случай, если хочется после рабочего дня поразмышлять о чем-то более возвышенном, нежели наша повседневная жизнь. Посоветую его и подросткам, только лучше, наверное, заранее ознакомиться с произведением (спектакль 16+).

0
0
...
3 октября 2018
Фото Ayrat Kaldarov
Фото Ayrat Kaldarov
отзывы: 31
оценки: 32
рейтинг: 8
9

Мне очень плнравилось! И именно так надо было ставить! С прочтением, с возможностью нам самим немножко пошевелить мозгами!!! Актеры отыграли очень здорово, и постановка в целом смогла удачно передать всю чеховскую иронию рассказа. Наверно, действительно очень сложно ставить такие олновременно серьезные и маленькие/ёмкие вещи. НО! В данном случае получилось. имхо

0
0
...
25 января 2018
Фото Olya Glasova
Фото Olya Glasova
отзывы: 68
оценки: 69
рейтинг: 7
5
Непонятная режиссерская постановка при прекрасном актерском исполнении

Самый центр, переулочек, отходящий от Тверской и так уютно внутри, как будто все говорит о том, что здесь будет всем хорошо - и взрослым, и детям.
И вдруг резкий удар под дых - декорации на сцене, не закрытые занавесом, а сразу готовящие зрителя к тому, что будет не просто.
Я когда-то давно читала рассказ Чехова (а именно по Чехову поставлен спектакль режиссером Камой Гинкасом), я помню, что главный герой - гробовщик, поэтому не удивилась сильно, но почему-то думала, что действие будет происходить в квартире героя, а тут гробы - главный реквизит, которые по ходу превращается то в шкафы, то в кровать, то в телегу.
И вот начался спектакль. Сразу обрадовалась, когда увидела состав актеров - Баринов, Ясулович - уже этих двух имен хватило бы, чтобы прийти. А вот саму постановку я не поняла или, точнее, не приняла. Прозу вообще сложно переложить на сценическое изображение. Здесь рассказ не перекладывали, герои говорят текст от третьего лица, т.е. они читают Чехова, используя при этом для обозначения эмоций звуки. Герой Баринова - гробовщик Яков все время натужно кричит и все время рушит и кидает реквизит. Пресловутые чеховские "убытки" постоянно сопровождаются грохотом и криком. Актер за вечер наверное сжигает массу калорий, двигая гробы, ловко орудуя пилой и реально отпиливая куски досок (и ведь не мальчик, ему за 70). Но меня почему-то не трогает это. Мое внутреннее представление о герое после прочтения Чехова было соверешнно иным.
Совсем иначе вопринимается Ротшильд в исполнении Ясуловича. Веркий, суетливый, вечно мечущийся по сцене (браво артисту, которому сейчас 77 лет!!! Он двигается так, как будто вчера ему стукнуло 17). Пожалуй, самая оригинальная находка режиссера - игра на пиле, изображающая игру на скрипке, доверена как раз Игорю Ясуловичу.
Марфа - жена Якова, фон, тихий фон громкого мужа. Она даже помирает тихо, едва шелестя о своей грустной жизни. Если такова была задумка режиссера, то актриса Арина Нестерова с ней справилась на все 100!
Я по приходу домой перелопатила весь интернет в поисках того, почему же мне так не пошел спектакль, убедилась, что артисты играют именно так, как задумал режиссер, что спектакль является большим достижением культуры, поскольку отмечен различными премиями, а Баринов и Ясулович даже стали лауреатами премии им. Станиславского. Что-то явно не так с моим восприятием, но не "срослось". При этом впечатления от театра остались очень хорошие и желание вернуться есть. Хотелось бы посмотреть теперь постановки Генриэтты Яновской, поскольку это театр двух режиссеров. Вдруг по духу ее видение мира мне ближе?

0
0
...
28 октября 2018
Фото natolieka
Фото natolieka
отзывы: 6
оценки: 9
рейтинг: 4
9

Спектакль безусловно сильный. Игорь Гордин очень талантливый актер, играет неповторимо. Юлия Свежакова тоже понравилась, очень приятная девушка и с ролью справилась отлично. Но, как мне показалось, спектакль тяжел эмоционально. Чувства пробуждает. Так играют актеры, играют как живут. Очень хороши и комедийные отступления, в которых учавствуют два курортных.

0
0
...
8 октября 2007
Фото Алексей
Фото Алексей
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2

Такого отстоя давно уже не смотрел.
Без антракта. Пришлось досмотреть до конца.
Еще 2-3 таких спектакля, и желание ходить в театр отпадет надолго.

2
0
...
13 декабря 2004