Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.6

Спектакль
Ричард III

Постановка - Сатирикон
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Константин Райкин играет злодея всех времен

Мощный спектакль Юрия Бутусова с Константином Райкиным в роли злодея всем злодеям. Бутусов и художник Олег Шишкин инсталлировали чудовище и уродца Ричарда в декорацию, в которой он кажется мизерным: стол достает ему до макушки, ворона ему по пояс. Что же касается Райкина, он играет Ричарда как существо, которого чудовищем сделало общественное презрение к инвалидам и нелюбовь матери, и делает это с присущей ему силой и тщательной отделкой роли.

  • Ричард III – афиша
  • Ричард III – афиша
Драматический
Юрий Бутусов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
10 марта 2004

В том, как главного шекспировского злодея играет Константин Райкин, нет ни демонизма, ни монструозности — и тем не менее он грандиозен. Зол, хотя и не зловещ, уродлив — горбат, рука висит как плеть, одна нога другой короче, — но в своем уродстве безупречно грациозен: в его движениях, как в балетной партии, нет ничего случайного. И то, что он ничуть не демоничен, тоже не случайно.

Двадцать лет назад Энтони Шер, готовясь играть Ричарда, ходил в клиники изучать человеческие уродства; своего полиомиелитного Ричарда он прежде нарисовал, а потом сыграл. Двенадцать лет назад в Уэльсе русские мультипликаторы нарисовали серию мультфильмов по шекспировским пьесам: «Макбет», к примеру, был в стиле «Герники», «Двенадцатая ночь» напоминала Пиросмани. «Ричарда III» среди них не было, но спектакль Юрия Бутусова и художника Александра Шишкина, а главным образом сам Райкин, чья пластика напоминает рисунки Шера, — из этого ряда. Судите сами: британские лорды и королевы носятся между гигантской арестантской койкой и гигантским столом, словно Том и Джерри. Выпиленный лобзиком фанерный зоопарк — медведи, волки и вестминстерские вороны — расставлен на планшете сцены, как на шахматной доске. И между ними Ричард, по идее — воплощенное злодейство, на деле — насекомое, которое в финале прихлопнули подушкой.

Так вот, о Райкине. Могут выветриться из памяти исступленные вопли Натальи Вдовиной — в одной сцене она леди Анна, в другой — королева Маргарита; может быть, забудется, как кудахтала вокруг детей пышная Елизавета — Агриппина Стеклова, к рыжей гриве которой добавили еще полтора метра кудрей; Максим Аверин, сыгравший заодно и Ричардова брата-короля, и королеву, Ричардову мать, — прекрасен; двое убийц плещут на него из стаканов красное вино, подливая себе из графинов, покуда он не падает замертво. Или вот еще убийство: дети Елизаветы, шкодливые котята, лупят друг друга подушками, к игре присоединяются палачи; тем временем ткань под их ногами вздыбливается, вздувается пузырями, пока детей не забивают насмерть и они словно тонут в волнах ткани. Убийства в этом шоу особенно эффектны, но и они могут забыться — в то время как Райкин врезает свои сцены в память как резцом. Вот он примеривает трон, меняя стул за стулом, и не находит куда приткнуть свой горб. Вот он гарцует на стуле; вот читает монолог о своем уродстве (взятый из третьей части «Генриха VI»: «Я в чреве матери любовью проклят…»). Потом второй раз — теперь бубнит, как маленький, стоя на стуле: «Стал я как хаос иль как медвежонок,/Что матерью своею не облизан/И не воспринял образа ее./Таков ли я, чтобы меня любили?»

Пожалуй, в этих словах — весь этот Ричард и вся трагедия. Скажете, что ради такой крохотной идеи (его мало любили, поэтому он всех и порешил) не стоило бы городить огород? Возможно, все и так, и Райкин способен сыграть не только травмированную Масяню, перекусавшую всех, кто мешался под больными ногами, — он может быть зловещим и трагичным, каким, допустим, был Ричард Энтони Шера. Но где, скажите на милость, вы видели демоническое зло? Зло измельчало, констатирует «Сатирикон» и ставит в программке: трагифарс. Но добродетель измельчала тоже, прибавляет он и превращает леди Анну в потаскуху, горожан в болванов, а мать Ричарда — в алкоголичку. Финал, где на смену Ричарду приходит добродетельный король, и вовсе отсекли.

4
0

Отзывы

9
НАДЕЖДА РОГДЕВА
9 отзывов, 13 оценок, рейтинг 7
24 сентября 2007

Спектакль сложный, смотрится тяжело, но зато к нему потом возвращаешься и возвращаешься мыслями. Декорации, свет, музыка - в принципе ничего легкого не предвещает. И только дотошная работа мысли, сознание заставляет понять, принять, переосознать. Тексты, Райкин, дети, дерущиеся подушками - великолепно!!!!!

4
0
9
Елена Панкратова
15 отзывов, 17 оценок, рейтинг 10
20 июня 2011

Очень сильная вещь! Мощная постановка! Бутусов - думающий авангардист. Ни одной лишней детали, лишнего движения...каждый элемент декорации, каждая единица реквизита - говорящие, значимые, будь то огромный стол, стул, крест, полотно. Сценография, режиссура, свет, костюмы, музыкальное оформление - все на высшем уровне. Хотя...казалось бы...нет ни шика, ни блеска...все тускло, мрачно, жутко...Но именно в этом - высший уровень.
Некоторые сцены забыть просто невозможно. Согласитесь, ужасно и цинично звучит: наслаждалась сценами убийств. Но это действительно так. Постановкой этих сцен можно и нужно наслаждаться, потому что они уникальны. Не буду их описывать, это стОит увидеть.
Еще один ярчайший эпизод: ночной кошмар Ричарда, сон- хоровод убитых им соперников. Вот здесь забываешь напрочь, что ты в театре, тебя охватывает страх, оцепенение, ты сам будто внутри этой жуткой круговерти.
Об актерских работах. Райкин - бесподобен! Мимика, гримасы, жесты, походка, пластика, голос...в каждой мелочи сущность героя. Его Ричард не демоничен, каким должен быть злодей его масштаба, он не просто противен, он жалок. Райкин играет, как говорится, "на разрыв аорты". Впрочем, это же пусть и избитое определение, можно отнести к каждому актеру. Аверин!!! Три образа, три судьбы, три трагедии! И в каждой из них он по-своему ярок, эффектен, глубок. Ах, какие у него глаза, какой взгляд...оторваться не возможно. Именно для того, чтобы видеть все актерские эмоции, я всегда сижу на первых рядах. По-новому открыла для себя Агриппину Стеклову, Тимофея Трибунцева, Артема Осипова. А дуэт того же Трибунцева и замечательного Якова Ломкина - отдельная краска спектакля. Такой яркий штрих.
Ну а всё действо в целом - праздник для глаза и пища для ума!

2
0
9
RealMatilda
42 отзыва, 47 оценок, рейтинг 71
1 июля 2012

Мне этот спектакль вернул Шекспира. Рано его начала читать, по юности и глупости рассудила, что у него слишком много пафоса в словах. Казалось, что о любви можно говорить гораздо тише и тоньше. А сейчас поняла. Это не пафос. Это просто слова невероятной силы. И чтобы их понять и почувствовать, нужно просто пожить.
Очень сильный спектакль. Фантастический Райкин. Впервые подумала, что он перерос своего отца. По силе игры. По глубине игры. Хотя, может, у отца просто не было возможности играть такой материал. Кто бы дал.
Но и другие актерские работы хороши. Аверин - чудесный. Музыка, декорации, сценические находки. Все в этом спектакле помогает ощутить трагедию. Трагедию страшной мести человека за свое одиночество и отверженность.

1
0
1
Потёмкинский Матрос
65 отзывов, 102 оценки, рейтинг 49
2 мая 2012

Шекспир в изложении для идиотов!
На протяжении всего спектакля публика тупо молчит не выдав ни одной живой реакции. По окончании, так и не поняв, смысла этого 3-хчасового кривляния, на всякий случай устроила овацию и тут же забыв о просмотренном "шедевре", но с чувством исполненного долга зевая покинула театр.
Беда не в том, что это не имеет никакого отношения к Шекспиру, а в том, что просто скучно - банальненькая идейка, выраженная в абсолютно банальной форме.
Наибольшее впечатление произвело зачитывание Райкиным предупреждения о необходимости выключения мобильников. Становится понятным его мнение о самом себе и о публике пришедшей на спектакль.
Посмотрел фильм RIII с Лоуренсом Оливье. Каноническая постановка, предполагающая максимальную аутентичность. Не на много лучше, чем у Райкина. Монотонный сюжет, отсутствие психологической мотивированности. На самом деле оказалось, что RIII это просто грязный пасквиль написанный Шекспиром из чисто конъюнктурных соображений. Отсюда и все нелепости сюжета. В реальности RIII был весьма положительной личностью. И не стоит искать глубокого смысла в произведении, которое с полным основанием можно назвать клеветническим. Просто у Райкина пьеса оказывается ещё более примитивной, чем у Шекспира.

P.S. "Ричард выглядит крошкой Цахеса." - это уже клиника!
Кстати, а зачем делать из Ричарда, ещё одного Цахеса? И не надо мне рассказывать о выразительном пластическом решении образа RIII Райкиным. Всё это было у Энтони Куина в "Соборе Парижской Богоматери"


1
0
9
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 281
30 сентября 2010

Спектакль просто потрясающий!!!
более шикарнейшей сценографии мне давненько видеть не приходилось!!!
настолько задействован каждый кв.м сцены! каждая деталь имеет значение, не согласен что спектакль чёрно-белый, да, декорации и свет выполнены в этих двух цветах, но он безумно цветной, краски так и переливаются и наполняют общий антураж.
Бутусов конечно гениальный режиссёр. Он творит с пространством и текстом чудеса! Он приковывает внимание и заставляет вдумываться в каждое слово, сказанное шекспиром так давно, но применительно всё и в настоящее время - классика!
Райкин просто бесподобен, заслуженная золотая маска за гл.роль! Другие актёры не просто молодцы - они шикарны и убедительны!!
Просто пиршество глаза, мысли и бесподобное понятие ТЕАТРА оживает и воплощается именно в этой постановке!
Греч. - ТЕАТР - место для зрелищ - и это именно о постановке Ричард III

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все