Театральная афиша Москвы

Спектакль Гроза
Постановка Современник

7.3

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1347

По здравом размышлении кажется, что спектакль Нины Чусовой опирается на хлипкую идею: апологию русской женщины, которой не по себе среди мелкотравчатых мужчин. Женщины в спектакле Чусовой, безусловно, прекрасны во всех своих проявлениях, будь то взвинченная любовь Кабановой — Елены Яковлевой к сыну, удаль ее гулящей дочки, тем более прекрасна безудержная страстность Катерины — Чулпан Хаматовой. Мужчины в спектакле выглядят, мягко говоря, не обаятельно. Но это мне подсказывает рассудок, а в том-то и дело, что он к спектаклю Чусовой плохо приложим. Можно тронуться, пытаясь объяснить, почему Катерина курит в доме и сует бычки в цветочный горшок, но при этом боится признаться в своей связи с Борисом. Стесняется, что ли? Почему любовь Кабановой к Тихону так отдает кровосмешением? А куда, скажите, делись речка и обрыв? Единственное объяснение чусовским выдумкам — та сумасшедшая энергия, которой они наполнены, а энергия хоть и эфемерная вещь, но ей сложно не верить: она передается, как вирус, не спросясь. Классицистский конфликт долга и чувства в этой «Грозе» представлен конфликтом количества: просто чувства и чувства безотчетного, безоглядного, жгучего — так что предмет, вызывающий эти чувства, вроде как и значения не имеет. Дико — но это факт. Не стыд, не горечь, не разочарование, не попранная любовь, не оскверненная чистота тянут эту Катерину к реке. Она гибнет оттого, что этому сгустку энергии не с кем вступить в резонанс. По идее, кудрявой Катерине, какой ее играет Чулпан Хаматова, хорошим партнером была бы батарейка «Энерджайзер». Она на стенку лезет, буквально карабкается, едва не срываясь, на возведенную в «Современнике» архитектором Александром Бродским стенку — так Катерине неймется в этом доме. У Яковлевой руки мелко подрагивают, когда она вертит четки, — она еще той была Катериной в молодости, недаром по-человечески монолог «Отчего люди не летают, как птицы?» произносит именно она (Хаматова говорит эти слова, шлепнувшись с лестницы). Птицы, к слову, в спектакле есть — но тоже не летают: в клетках под колосниками курлычут голуби, и в голубятне, а не на обрыве Катерина встречается с Борисом. Не птица, однако, главный образ спектакля — бетонный каркас дома, по которому вверх, все выше, выше, карабкается в финале Катерина, словно не на шутку раскачавшийся электрон, что рвется вон из кристаллической решетки.

Отзывы пользователей о спектакле «Гроза»

Фото Елизавета Потоцкая
отзывы:
5
оценок:
88
рейтинг:
10
9

Нина Чусова периодически и в порядке вещей не устает шокировать зрителей новыми формами своего режиссерского воображения. Последним «шоком» на данный момент явился спектакль «Гроза», созданный по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского в театре «Современник». После премьеры оного критики в один голос повторяют, что «Гроза» Нины Чусовой - это открытие и ставят творческий потенциал уже нашумевшего режиссера еще на одну ступень выше. Дай бог, чтобы лестница впереди была как можно более высокой... Ну а пока несколько слов о нашумевшей премьере...

Галина Волчек, многие годы являясь строгим руководителем своего театра, не слишком часто пускает на сцену «Современника» актеров других театров. (Да и с режиссерами-постановщиками спектаклей она весьма и весьма разборчива). Думаю, она опасается (и не без основания) того, что «новое» может повредить «старому», а точнее, устоявшемуся. Однако Юрий Колокольников, «пущенный» на роль Бориса, все-таки сыграл на сцене данного театра. Пару ему составили талантливейшая Чулпан Хаматова в роли Катерины и представшая перед нами в новом качестве в роли Кабанихи известная актриса Елена Яковлева. Остальные роли исполняли: Максим Разуваев - Тихон, Ульяна Лаптева - Варвара, Дмитрий Жамойда - Кудряш, Владислав Ветров - Дикой, Александр Олешко - Кулигин и три, так называемых, Дуняшки - Полина Рашкина, Яна Романченко и Дарья Фролова.

Действие данной постановки начинается в доме Кабанихи, где она с чувством читает детям поучительную книгу, а они раскрашивают праздничные флажки, высунув языки от усердия. На полу - Тихон, эдакий маменькин сыночек, в длиннющих белых гольфах и шортиках, совершенный ребенок, некоторое время назад обвенчавшийся с Катериной. Катерина в этом спектакле гибкая, непредсказуемая, нервная, то и дело клеймящая себя безбожницей и богохульницей, курящая на лестнице своего дома и пытающаяся выпрыгнуть из окна. Звучит достаточно оригинально, не так ли? Наблюдая за отношениями молодых супругов, невольно думаешь о том, что их отношения абсолютно нестандартны. Но на самом деле именно так все и бывает в настоящей жизни. Нина Чусова «вывернула» героев «Грозы» наизнанку, вытащила из низ индивидуальные червоточины и показала со стороны. Кабаниха, например, в порыве молитвы хлещет себя прутиком, каясь в содеянных грехах, Дуняшки вторят ей по очереди, ходят по пятам и хихикают над втайне прочитанными страшными сказками. Кулигин (у Островского в пьесе - это единственный думающий человек) здесь просто не может стоять на месте, болтает без устали, повторяет одно и то же, клянчит денег у Дикого на громоотводы и вешается всем на шею. Дикой же (в интерпретации В.Ветрова и Н.Чусовой) - это грозный, самоуверенный и напыщенный субъект, всем недовольный и скучающий в эдакой глуши. В спектакле «Современника», пожалуй, один-единственный Борис без особого изъяна и предрассудков. На протяжении всего спектакля именно он пытается понять, в чем, собственно, дело, и что имеет в виду Катерина под своими взбалмошными выходками.

Действительно, понять ее довольно трудно, а порой кажется - просто невозможно. Она и сама не понимает себя, становясь то шелковым котенком, то сверкающей грозовой молнией...

Думаю, что добавлю интереса к спектаклю, если скажу, что «одет» он довольно стильно, как с иголочки, Павлом Каплевичем, талантливейшим сценографом, известным своими детальными и образными находками, соответствующими стилю и художественной структуре каждого оформляемого им спектакля. В этот раз он решил не усугублять и без того вычурные характеры персонажей, одев из в льняные сарафаны и рубашки. А вот сценограф, художественно оформлявший данный спектакль, Александр Бродский за дело взялся основательнее: он придал избытку эмоций спектакля эффектную оболочку. Дом Кабанихи - бесконечные лабиринты лестниц по трем сторонам, высокие стулья, голубятня с настоящими голубями и «сотни» окон, которые в одной из сцен открываются порывом ветра все сразу и из них льется зеленоватый свет. Влюбленные Катерина и Борис милуются в голубятне на фоне множества светящихся окон, подрагивающих от ветра. Этот эффект сразу очерчивает собой всю цепь событий, происходящих ранее и до указанного момента. Александр Бродский учел даже дождь. Настоящий колючий дождь прямо на сцене! Не увидев этого воочию, даже не пытайтесь понять, как он это сделал. Можно лишь представить, но лучше всего увидеть.

Музыку спектаклю предоставил инструментальный квартет «рап». Это что-то нервное, тикающее, брякающее, перекатывающееся, перерастающее в индийские трели и шаманские танцы.

Вот такой получился эффектный и многогранный спектакль и на этот раз и Нины Чусовой. Он, несомненно, шире и объемнее тех ее постановок, что проходили на маленьких сценах всевозможных театров. Не устаешь поражаться всем малейшим нюансам, каждый из которых несет в себе информацию, которую порой трудно переварить бедному зрителю. И кажется, что Нина Чусова действует по какому-то неведомому нам, одной ей понятному принципу. Оттого у нее и получается каждый характер, отточенный, как копье, и каждый персонаж перевернут «с ног на голову» и балансирует на тонкой грани между автором и буйной фантазией режиссера. Основной сюжет «Грозы», естественно, сохранен. Но не более.

И что получается в целом? В результате? В конце? Катерина застыла над пропастью. Забравшись по веревочной лестнице наверх, в небо, она замирает. Бросается вниз? Наверное... Только никому этого не видно. Пожилая Кабаниха и «повзрослевший» Тихон получают удар в сердце и разум (такой удар порою называют инсультом) и помрачнение рассудка. Борис уезжает куда-то далеко и навсегда, Остальные, прижавшись к земле и расползаясь, с трудом осмысливают, что за напасть произошла у них в тихом, скучном месте, где отродясь ничего подобного не было...

С точки зрения не слишком искушенного зрителя, спектакль получился эффектный, вызывающий, противоречивый и мощный. Если вы не поняли ВСЕГО, то это и к лучшему. Слишком много этого ВСЕГО и слишком уж оно разнообразно... После спектакля остаются надрыв, надлом и нервное, страстное «Почему?» в душе. А так же мятые обрывки разговоров. Слова здесь играют проходную роль, поэтому их не помнишь, хотя знаменитые «крылатые» фразы так и мечутся в воздухе над сценой.

Как мне показалось (возможно, я и ошибаюсь), актерам играть этот шквал безумно тяжело. И они выкладываются, выворачивают себя так, что (не дай Бог!) могут надорваться.

Хорошо бы этого не случилось. Ведь именно их Нина Чусова отобрала для своего спектакля, веря, по-видимому, в их «прочность».

Итак, если вы искушенные или не очень искушенные зрители, но обладаете высокой восприимчивостью и любопытством, прямая вам дорога в театр «Современник». Навострите уши и отрегулируйте чувства и не «заблудитесь в сети» неуемных фантазий «революционерки от театра» режиссера Нины Чусовой.

Фото Мария  Шевцова
отзывы:
14
оценок:
95
рейтинг:
17

Никогда не могла подумать, что эта пьеса произведет на меня такое впечатление. Пришла только ради того, чтобы посмотреть на Колокольникова, а уходила с желанием найти такую же красивую любовь. Пусть короткую, пусть несчастную, но с такой же бурей эмоций! Яковлева в роли Кабанихи просто неподражаема, ну про Хаматову вообще говорить не стоит - все понятно. Колокольников - это молодой бог!
Голуби, клетка, свет, лестницы - то, что делает спектакль потрясающим по эффектности. За сценографию можно поставить 5+. А все в комплексе просто восхитительно.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить