Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Нездешний сад, Москва

7.9
Театр: Нездешний сад, Москва

Драматическая история выдающегося танцора Рудольфа Нуриева в постановке Романа Виктюка

В начале 1990-х Виктюк, встречаясь во Флоренции со смертельно больным Нуриевым, обещал тому, что когда-нибудь поставит о нем спектакль. Обещание он выполнил зимой 2004-го, назвав спектакль «Рудольф Нуриев. Нездешний сад». Великого танцовщика играет Дмитрий Бозин.

Место проведения

справки, заказ билетов+7 (499) 268 06 69
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Двенадцать лет назад Виктюк, встречаясь во Флоренции со смертельно больным Нуриевым, обещал тому, что когда-нибудь поставит о нем спектакль. Обещание он выполнил минувшей зимой, назвав спектакль «Рудольф Нуриев. Нездешний сад». Великого танцовщика играет Дмитрий Бозин.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Нездешний сад»

Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
95
9

Ты войдешь в Нездешний сад...

Коснуться до величия гения можно только любящим сердцем и обнаженной душой, освобожденной от земных страхов и пустых мыслей. Рядом с талантом нельзя творить бездарно, слишком велика опасность совершить непростительный грех. Все это прекрасно осознавал Роман Виктюк, создавая «Нездешний сад» по зову своей души и сердца. Проживая жизнь с Нуреевым, можно только догадываться с каким священным трепетом, благоговением и восхищением рождался этот белоснежный и невесомый спектакль, окутанный музыкой и постоянным движением.

«Нездешний сад» даже спектаклем не назовешь - это полет великого человека и дыхание его танца. Подобно крыльям птиц разлетаются в стороны взлеты и падения, предательство и роковые встречи, титанический труд и постоянная борьба, безумная любовь и сумасшедшее счастье, спасительное отчаянье и смертельное одиночество.

Сначала балет создал Нуреева, а потом он перевернул историю балета, изменив привычные иконы танца, вдыхая новую чувственность и страсть, совмещая старые и новые формы. Ради Нуреева шли в театр даже те, кто был далек от классики и мало что понимал в балете. Его личность притягивала магнитом. И сейчас, спустя столько лет, это притяжение продолжается.
Со сцены в течение всего спектакля на нас смотрит портрет Нуреева. Где бы ты ни сидел, на тебя постоянно смотрят его пронзительные, слегка насмешливые глаза. Глаза человека, который всегда был Победителем.
Балетный станок в спектакле служит центром вселенной для танцовщика. Через него Рудольф Нуреев входит в другой мир, где царит только танец, где нельзя фальшивить ни словом, ни движением, ни чувством. Здесь происходят все решающие изменения в жизни Нуреева, здесь он создает свой собственный мир, находит новые формы его выражения, строит свое тело. Балетный станок – символизирует мощнейший эпицентр, где Нуреев управляет не только своей судьбой, но и судьбами многих талантливых людей, которые его окружают. Он в постоянном поиске, он ненасытен во всем - в любви,дружбе, путешествиях, познании. Он ни на минуту не успокаивается на достигнутом, вытягивая себя и других артистов из рутины убогих привычек и закомплексованных ограничений. Он может быть жестоким и безжалостным, он с легкостью может убить едким словом и саркастическим взглядом, но благодаря этому, люди начинают творить и поднимаются на новую ступень совершенствования. Так происходит со знаменитой Марго Фонтейн,танцевавшей с ним многие годы, его другом Эриком Бруном и многими учениками-последователями. Еще раз понимаешь, что рядом с таким гениальным человеком, даже самый бездарный артист может вдохнуть в божественный эликсир таланта, взлететь и поверить в себя.
Один из знаковых моментов спектакля -первые попытки молодого артиста найти баланс в жизни и танце. Встать на балетный станок и пройтись по нему. Это сложно, можно разбиться насмерть, поэтому в самом начале Нуреев держится за руку своего учителя, а чуть позже понимает, что его «дьявольской одержимости» достаточно для того, чтобы идти самостоятельно.
Тяжело удерживать равновесие, когда в спину дышат завистливые взгляды.
Тяжело не разбиться, когда многие только и ждут, чтобы ты сорвался.
Но надо иметь смелость и мужество идти дальше, потому что есть те, кто с восхищением смотрит и верит в тебя. Для нас, простых смертных, так важно,чтобы Нуреев не сорвался и продолжал идти дальше.
Человек, которого называли величайшей загадкой 20-го столетия и сравнивали с Прометеем, сумел в жизни и танце совместить бога и дьявола, светлое и темное, мужчину и женщину. Он доказал, что одна крайность не может существовать без другой и, объединяя разные полюса, можно достичь высшей точки божественного вдохновения. Наверное, поэтому его или обожали, или ненавидели. Равнодушных рядом с таким человеком не могло быть, слишком яркая и страстная личность.
В который раз поражаешься гениальности артистов театра Романа Виктюка. Они живут, не «играют», а именно живут в «Нездешнем саду». Нуреев буквально вселяется в тело Дмитрия Бозина,завладевает его душой и сознанием. Бозин уже не принадлежит себе, а возлагает себя на алтарь гения. Он служит проводником духа великого танцовщика. Дело даже не в удивительном внешнем сходстве, хотя оно действительно поражает. Важнее то, что происходит мистическое слияние двух талантливейших артистов, которые начинают творить как единое целое. Внешнее сходство лишь дополняет характер и противоречивую личность Нуреева. На первом месте сверкает внутреннее содержание, полное драматизма, неприкаянности, отчаянья и любви. Два взрывоопасных сосуда Нуреев и Бозин с филигранной точностью смешиваются алхимиком Романом Виктюком, взрывая наше сознание и восприятие. От этого перехватывает дыхание.

Дмитрий Жойдик незаметно переходит из одной роли в другую. Его герои мудры и рассудительны, они всегда находят точку опоры, они обитают в своем совершенно особом вакууме, где царит определенный порядок вещей и мыслей. В нужный момент они могут стряхнуть с себя все лишнее, сорваться с местаи уйти в новое измерение. Уйти, чтобы начать новый поиск.

Людмила Погорелова, исполняет две роли: мать Рудольфа и известную американскую танцовщицу Марту Грэхем. Каждое ее слово, взгляд, жест подчеркивают культуру, хороший тон и королевское достоинство. Каждый штрих ее грудного голоса полон греческой трагедии и роковой безысходности. В одном случае это тоскующая мать, тяжело переживающая разлуку с сыном, а в другом, сильная и волевая женщина, настоящий друг Нуреева, поклоняющаяся ему как богу.

Образ Марго Фонтейн в исполнении Елены Степанковой восхищает своей прозрачной хрупкостью. Эта женщина-эльф с поразительной силой воли и потрясающей способностью любить. Ради любви и искусства, которые для нее объединяются в образе Нуреева, она идет на любые жертвы.
В спектакле много кульминационных моментов, символизирующих важные этапы в жизни артиста. Его знаменитый «прыжок в свободу» у Виктюка находит абсолютно универсальное решение - с Нуреева срывают одежды и ему надо начинать жизнь заново в чужой стране, с клеймом предателя и с поцелуями от бога.

Когда в руках у Нуреева появляется переливающийся серебряный шар, который он легко подбрасывает вверх, в голове сразу возникает строчка из песни Владимира Высоцкого: «Шар земной я вращаю локтями». Именно такие люди и вращают нашу планету, избавляя ее от страхов, убогих мыслей, обыденности и трусости. Обо всем этом не раз говорит Нуреев (Д.Бозин), но уже обращаясь к нам, зрителям. Постепенно становишься соучастником и учеником Мастера балета, учишься слушать и понимать его, попадаешь в созданный им универсальный мир, где царствует свобода и гармония.
Редкие видеокадры показывают восхождение артиста на Олимп, его роли, триумф и мучительный уход из жизни.
С горечью понимаешь, что великий дар тебе дается свыше и часто за него приходится расплачиваться болью и одиночеством.
В конце пути тебя ждет забвение и Нездешний сад…

Ты войдешь в Нездешний сад,
В том саду найдешь цветок.
Коль сорвешь ты тот цветок,
Будет путь домой далек…
Я вошел в Нездешний сад,
Я нашел, сорвал цветок...
Прошептал мне тот цветок:
"Будешь вечно одинок!..

12.04.2010

5
Фото sasha
отзывы:
5
оценок:
3
рейтинг:
2

Какое же разочарование постигло меня на этом спектакле! И это притом, что человек я всеядный в том, что касается искусства. Была бы возможность уйти незаметно - ушел бы, не дожидаясь окончания.

Актеры пытаются взять криком, а не голосом. Кричат же в микрофоны! Актеры второго плана говорят вообще не как актеры, а как школьники, организовавшие капустник. Пластические этюды - на уровне студенческой самодеятельности. Бедная моя спутница с хореографическим образованием! Каково же ей было все это видеть! В решении сцены много интересного, однако, далеко не всегда это интересное имеет цель.

Впрочем, тела актеров-мужчин бесспорно красивы. К тому же значительную часть спектакля занимают кадры кинохроники, поэтому он, безусловно, имеет и познавательную ценность.

2
Фото klavdia morkovkina
отзывы:
199
оценок:
289
рейтинг:
117
9

"Жениться надо только на себе" (с) На мой взгляд, очень важная фраза, отражающая глубину одиночества. Самостоятельные фрагменты жизни гения и одновременно цельная картина, удалось соединить жизненный путь и становление личности и рождение таланта.
Жесткий и затратный на эмоции спектакль как для актеров так и для зрителя. Если конечно вы готовы погрузится в атмосферу и прикоснутся к гениальному.

1
Фото Кирилл Маслиев
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

«Я хочу, чтоб мыслящее тело
Превратилось в улицу, страну.
Позвоночное, обугленное тело,
Сознающее свою длину».

Осип Мандельштам


Спектакль «Нездешний сад»… Прошло уже более двух месяцев после того, как я увидела спектакль «Нездешний сад», а я мысленно до сих пор возвращаюсь к нему.
Нахожусь под впечатлением от увиденного. От всего: великолепной игры актеров, сценографии, постановки, музыкального оформления и видеоряда.

Спектакль о самом знаменитом танцовщике в истории балета, совершившем революцию в балете. Несмотря на то, что его жизнь находилась под пристальным вниманием журналистов, он остался весьма загадочной личностью. У него было много лиц. Самых разных: застенчивый, скандальный, щедрый, влюбленный, ненавидящий…
В хореографическом училище однокурсники издевались над «деревенщиной», а директор открыто называл его «провинциальным ничтожеством».
Яркий, дерзкий, эпатажный. Утонченный принц на сцене, в жизни мало кто мог вынести его характер. Страстный на сцене, он искал любовь в жизни. Хореограф Ролан Пети вспоминал: «Он был очень одиноким человеком. Балету Нуриев отдавался как сумасшедший. Его ноги, обмотанные десятками метров скотча, были ужасными, со вздутыми, набухшими венами». Отдавал танцу всего себя: силы, чувства… «Танец стал единственной стратегией, принятой на вооружение его телом» - писал в своей книге «Танцовщик» Колум Маккэнн.

Жизнь его была насыщена взлетами, успехом, разочарованиями, болью…Если вначале судьба щедро дарила блестящему артисту подарки, то потом безжалостно стала отбирать: умер Эрик Брун, ушла из жизни от рака Марго Фонтейн, с которой Нуриев танцевал и дружил 29 лет; мать не узнавала сына, когда тот приехал в Уфу…

Меня давно интересовало творчество Р.Нуриева. Много лет назад была в командировке в Уфе. Заходила в школу, где он учился, встречалась с его сестрами. В конце 80-х посчастливилось видеть Нуриева в «Жизели» в Лондоне.
Как-то загорелась желанием посмотреть на принадлежащий ему архипелаг. Полетела в Италию: амальфитанское побережье, г. Позитано. Дивные острова!
Много читала о Нуриеве, смотрела документальные фильмы, DVD с записью потрясающего дуэта с Марго Фонтейн…
И – кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Мозаичный восточный ковер…

Это – как прелюдия о том, что я знаю в малой степени о жизни и творчестве великого танцовщика.

Я видела несколько спектаклей, поставленных Р.Виктюком. Конечно же, среди них «Служанки», «Мадам Баттерфляй», «Саломея». Всегда была в восторге. Пересматривала их.
У спектаклей Романа Виктюка всегда успех. Мы всегда ждем его новых работ. «Публика платит рублем». Не надо решать за зрителя, достаточно увидеть полный зал театра.

Реакция зала на спектакль «Нездешний сад» - зрители аплодировали стоя. Был аншлаг! Люди стояли в проходах. Спектакль оставляет очень сильное впечатление. Впечатления будоражат воображение, а это делает нашу жизнь интереснее. Безусловно - танец улучшает мир.

Спектакль - несомненная удача. Очень ярко проявляются не только звезда театра – Дмитрий Бозин, но и молодые актеры. Настоящий ансамбль талантливых «виктюковцев».
На мой взгляд, предназначение Романа Виктюка – театр. Он те только создал его, сохранил, но умеет определить свой выбор в поиске новых актеров. Роман Виктюк – это Личность! Лидер! Созидатель! Учитель!
Какое счастье для актеров, что в их жизни есть такой человек!

Хочу несколько слов сказать о молодом поколении театра.
Анна Нахапетова.
Видела Анну в нескольких спектаклях и кинофильмах. Она всегда разная, проживающая жизнь своих героинь. Всегда - абсолютное погружение в роль.
Потрясающая актриса с большим творческим потенциалом. Очень искренняя и достойная. Удивительно красивая и грациозная. Царственная, нежная, трагическая. На нее хочется смотреть; ловишь каждое ее движение. И вдруг понимаешь, что Анна чрезвычайно похожа на Марго Фонтейн. Одарена искусством перевоплощения, так как бережно и трепетно относится к своей героине, ее памяти. Как будто давала клятву, аналогичную клятве Гиппократа – «Не навреди!». Это вызывает огромное уважение.
Талант, умноженный на огромную творческую работу. И, что очевидно и очень важно: Анна – потрясающий партнер!
Она – самостоятельная творческая «единица», уже с опытом и большим творческим будущем.
Желаю Анне счастливой реализации своего творческого потенциала.


У театра есть своя публика. Выбирая из большого количества театров, многие оставляют свой выбор на театре Романа Виктюка. То есть – идут «на Виктюка».
Среди поклонников театра существует годами сложившаяся многочисленная группа ценителей таланта Дмитрия Бозина. И, я уверена, появятся они и у Анны Нахапетовой.

Спасибо за спектакль!
Л.Н.Маслиева

0
Фото Victoria Zastavskaya
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
0
9

Очень классный спектакль! Была на нем 3 раза и с радостью посетила бы еще.
Великая история великого человека. Узнаваемый "виктюковский" стиль, при этом в какой-то более мягкой форме что ли (я считаю, что именно с этого спектакля надо начинать знакомство с театром Романа Григорьевича, если кто в первый раз собирается в Дом Света). Дмитрий Бозин - заслуженный артист и восхитительный "премьер" театра с блеском исполняет роль великого танцовщика, а к концу спектакля как мне кажется становится еще и на него похожим лицом! Вот она - сила искусства!
Весь спектакль проносится на одном дыхании в сопереживании и созерцаии до дрожи! Звучит музыка из великих балетов, сакральные мысли о ремесле и таланте, судьбе и смысле, славе, свободе и ее цене...О любви, конечно, и о смерти... Без сомнения, один из лучших спектаклей театра, и он, я уверена, как и легендарные "Служанки" останется в веках .... А еще, приходя на этот "акт чистого искусства" очередной раз убеждаешься, что искусство - оно не должно развлекать, оно должно заставлять зрителя задумываться, задавать вопросы к себе и к миру, возможно, получать ответы или проходить свой личный катарсис, и возвышать, очищать, вдохновять, давать возможность соприкоснуться с чем-то вечным и большим - именно это послевкусие остается после посещения "Нездешнего сада". Браво, маэстры, за пищу для нащих душ! Рекомендую к просмотру!

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить