Москва

Спектакль в Москве
Нездешний сад

Постановка Театр Романа Виктюка

7.2
оценить
1 час 50 минут, без антракта
18+

Драматическая история выдающегося танцора Рудольфа Нуриева в постановке Романа Виктюка

В начале 1990-х Виктюк, встречаясь во Флоренции со смертельно больным Нуриевым, обещал тому, что когда-нибудь поставит о нем спектакль. Обещание он выполнил зимой 2004-го, назвав спектакль «Рудольф Нуриев. Нездешний сад». Великого танцовщика играет Дмитрий Бозин.

Расписание спектакля

Театр Романа Виктюка
Стромынка, 6
8.4
  • 20 Марта, сб
    19:00
    ~ до 20:50
    от 330₽
  • 11 Апреля, вс
    19:00
    ~ до 20:50
    от 330₽
  • 27 Апреля, вт
    19:00
    ~ до 20:50
    от 330₽

Место проведения

Театр Романа Виктюка

8.4
Культовый авторский театр
телефон +7 (499) 268 06 69
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 10.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 1144

Двенадцать лет назад Виктюк, встречаясь во Флоренции со смертельно больным Нуриевым, обещал тому, что когда-нибудь поставит о нем спектакль. Обещание он выполнил минувшей зимой, назвав спектакль «Рудольф Нуриев. Нездешний сад». Великого танцовщика играет Дмитрий Бозин.

1
0
...
29 июня 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Нездешний сад»

Фото Ирис Смайл
Фото Ирис Смайл
отзывы: 65
оценки: 70
рейтинг: 95
9
Ты войдешь в Нездешний сад...

Коснуться до величия гения можно только любящим сердцем и обнаженной душой, освобожденной от земных страхов и пустых мыслей. Рядом с талантом нельзя творить бездарно, слишком велика опасность совершить непростительный грех. Все это прекрасно осознавал Роман Виктюк, создавая «Нездешний сад» по зову своей души и сердца. Проживая жизнь с Нуреевым, можно только догадываться с каким священным трепетом, благоговением и восхищением рождался этот белоснежный и невесомый спектакль, окутанный музыкой и постоянным движением.

«Нездешний сад» даже спектаклем не назовешь - это полет великого человека и дыхание его танца. Подобно крыльям птиц разлетаются в стороны взлеты и падения, предательство и роковые встречи, титанический труд и постоянная борьба, безумная любовь и сумасшедшее счастье, спасительное отчаянье и смертельное одиночество.

Сначала балет создал Нуреева, а потом он перевернул историю балета, изменив привычные иконы танца, вдыхая новую чувственность и страсть, совмещая старые и новые формы. Ради Нуреева шли в театр даже те, кто был далек от классики и мало что понимал в балете. Его личность притягивала магнитом. И сейчас, спустя столько лет, это притяжение продолжается.
Со сцены в течение всего спектакля на нас смотрит портрет Нуреева. Где бы ты ни сидел, на тебя постоянно смотрят его пронзительные, слегка насмешливые глаза. Глаза человека, который всегда был Победителем.
Балетный станок в спектакле служит центром вселенной для танцовщика. Через него Рудольф Нуреев входит в другой мир, где царит только танец, где нельзя фальшивить ни словом, ни движением, ни чувством. Здесь происходят все решающие изменения в жизни Нуреева, здесь он создает свой собственный мир, находит новые формы его выражения, строит свое тело. Балетный станок – символизирует мощнейший эпицентр, где Нуреев управляет не только своей судьбой, но и судьбами многих талантливых людей, которые его окружают. Он в постоянном поиске, он ненасытен во всем - в любви,дружбе, путешествиях, познании. Он ни на минуту не успокаивается на достигнутом, вытягивая себя и других артистов из рутины убогих привычек и закомплексованных ограничений. Он может быть жестоким и безжалостным, он с легкостью может убить едким словом и саркастическим взглядом, но благодаря этому, люди начинают творить и поднимаются на новую ступень совершенствования. Так происходит со знаменитой Марго Фонтейн,танцевавшей с ним многие годы, его другом Эриком Бруном и многими учениками-последователями. Еще раз понимаешь, что рядом с таким гениальным человеком, даже самый бездарный артист может вдохнуть в божественный эликсир таланта, взлететь и поверить в себя.
Один из знаковых моментов спектакля -первые попытки молодого артиста найти баланс в жизни и танце. Встать на балетный станок и пройтись по нему. Это сложно, можно разбиться насмерть, поэтому в самом начале Нуреев держится за руку своего учителя, а чуть позже понимает, что его «дьявольской одержимости» достаточно для того, чтобы идти самостоятельно.
Тяжело удерживать равновесие, когда в спину дышат завистливые взгляды.
Тяжело не разбиться, когда многие только и ждут, чтобы ты сорвался.
Но надо иметь смелость и мужество идти дальше, потому что есть те, кто с восхищением смотрит и верит в тебя. Для нас, простых смертных, так важно,чтобы Нуреев не сорвался и продолжал идти дальше.
Человек, которого называли величайшей загадкой 20-го столетия и сравнивали с Прометеем, сумел в жизни и танце совместить бога и дьявола, светлое и темное, мужчину и женщину. Он доказал, что одна крайность не может существовать без другой и, объединяя разные полюса, можно достичь высшей точки божественного вдохновения. Наверное, поэтому его или обожали, или ненавидели. Равнодушных рядом с таким человеком не могло быть, слишком яркая и страстная личность.
В который раз поражаешься гениальности артистов театра Романа Виктюка. Они живут, не «играют», а именно живут в «Нездешнем саду». Нуреев буквально вселяется в тело Дмитрия Бозина,завладевает его душой и сознанием. Бозин уже не принадлежит себе, а возлагает себя на алтарь гения. Он служит проводником духа великого танцовщика. Дело даже не в удивительном внешнем сходстве, хотя оно действительно поражает. Важнее то, что происходит мистическое слияние двух талантливейших артистов, которые начинают творить как единое целое. Внешнее сходство лишь дополняет характер и противоречивую личность Нуреева. На первом месте сверкает внутреннее содержание, полное драматизма, неприкаянности, отчаянья и любви. Два взрывоопасных сосуда Нуреев и Бозин с филигранной точностью смешиваются алхимиком Романом Виктюком, взрывая наше сознание и восприятие. От этого перехватывает дыхание.

Дмитрий Жойдик незаметно переходит из одной роли в другую. Его герои мудры и рассудительны, они всегда находят точку опоры, они обитают в своем совершенно особом вакууме, где царит определенный порядок вещей и мыслей. В нужный момент они могут стряхнуть с себя все лишнее, сорваться с местаи уйти в новое измерение. Уйти, чтобы начать новый поиск.

Людмила Погорелова, исполняет две роли: мать Рудольфа и известную американскую танцовщицу Марту Грэхем. Каждое ее слово, взгляд, жест подчеркивают культуру, хороший тон и королевское достоинство. Каждый штрих ее грудного голоса полон греческой трагедии и роковой безысходности. В одном случае это тоскующая мать, тяжело переживающая разлуку с сыном, а в другом, сильная и волевая женщина, настоящий друг Нуреева, поклоняющаяся ему как богу.

Образ Марго Фонтейн в исполнении Елены Степанковой восхищает своей прозрачной хрупкостью. Эта женщина-эльф с поразительной силой воли и потрясающей способностью любить. Ради любви и искусства, которые для нее объединяются в образе Нуреева, она идет на любые жертвы.
В спектакле много кульминационных моментов, символизирующих важные этапы в жизни артиста. Его знаменитый «прыжок в свободу» у Виктюка находит абсолютно универсальное решение - с Нуреева срывают одежды и ему надо начинать жизнь заново в чужой стране, с клеймом предателя и с поцелуями от бога.

Когда в руках у Нуреева появляется переливающийся серебряный шар, который он легко подбрасывает вверх, в голове сразу возникает строчка из песни Владимира Высоцкого: «Шар земной я вращаю локтями». Именно такие люди и вращают нашу планету, избавляя ее от страхов, убогих мыслей, обыденности и трусости. Обо всем этом не раз говорит Нуреев (Д.Бозин), но уже обращаясь к нам, зрителям. Постепенно становишься соучастником и учеником Мастера балета, учишься слушать и понимать его, попадаешь в созданный им универсальный мир, где царствует свобода и гармония.
Редкие видеокадры показывают восхождение артиста на Олимп, его роли, триумф и мучительный уход из жизни.
С горечью понимаешь, что великий дар тебе дается свыше и часто за него приходится расплачиваться болью и одиночеством.
В конце пути тебя ждет забвение и Нездешний сад…

Ты войдешь в Нездешний сад,
В том саду найдешь цветок.
Коль сорвешь ты тот цветок,
Будет путь домой далек…
Я вошел в Нездешний сад,
Я нашел, сорвал цветок...
Прошептал мне тот цветок:
"Будешь вечно одинок!..

12.04.2010

6
0
...
16 апреля 2010
Фото sasha
Фото sasha
отзывы: 5
оценки: 3
рейтинг: 2

Какое же разочарование постигло меня на этом спектакле! И это притом, что человек я всеядный в том, что касается искусства. Была бы возможность уйти незаметно - ушел бы, не дожидаясь окончания.

Актеры пытаются взять криком, а не голосом. Кричат же в микрофоны! Актеры второго плана говорят вообще не как актеры, а как школьники, организовавшие капустник. Пластические этюды - на уровне студенческой самодеятельности. Бедная моя спутница с хореографическим образованием! Каково же ей было все это видеть! В решении сцены много интересного, однако, далеко не всегда это интересное имеет цель.

Впрочем, тела актеров-мужчин бесспорно красивы. К тому же значительную часть спектакля занимают кадры кинохроники, поэтому он, безусловно, имеет и познавательную ценность.

2
0
...
9 августа 2004
Фото sveta orlova
Фото sveta orlova
отзывы: 198
оценки: 288
рейтинг: 130
9

"Жениться надо только на себе" (с) На мой взгляд, очень важная фраза, отражающая глубину одиночества. Самостоятельные фрагменты жизни гения и одновременно цельная картина, удалось соединить жизненный путь и становление личности и рождение таланта.
Жесткий и затратный на эмоции спектакль как для актеров так и для зрителя. Если конечно вы готовы погрузится в атмосферу и прикоснутся к гениальному.

1
0
...
7 февраля 2015
Фото Дмитрий А
Фото Дмитрий А
отзывы: 28
оценки: 31
рейтинг: 49
5

Странная смесь драматургии и какой-то неопределенной, пафосной плохо-поставленной хореографии: то ли пантомимы, то ли модернового танца, то ли очень плохого современного балета с элементами акробатики и реквизитом типа стула и гимнастического шара. Также, к восторгу поклонниц Бозина (исполнителя роли Нуриева), сложилось впечатление, что прототип главного героя всю жизнь прожил в плавках или с обнаженным торсом, и только в конце жизни облачился в восточный халат и шапочку. Удивительно, но с точки зрения личных отношений Нуриева, спектакль Виктюка получился ханжески-плоским, несмотря на нелепую и комичную сцену, изображавшую, по-видимому, сексуальные наклонности героя. В результате вышла какая-то пародия на Нуриева.
К слову, Бозину неплохо удалось передать нуриевские интонации и голос, да и текст спектакля был довольно интересным.
Сценография состояла из крупного фото РН и грязного экрана с невнятным видеорядом, а так же вращающейся арены с балюстрадой, очевидно изображавшей "замкнутый круг", на деле мешавшей восприятию спектакля.

1
0
...
23 апреля 2014
Фото антон вол
Фото антон вол
отзывы: 3
оценки: 12
рейтинг: 25
Как развидеть
2

Спектакль мало дает для понимания биографии Нуриева. Еще меньше привлекает актерская игра. Актеры не просто все время кричат(хотя есть звуковая аппаратура), но находятся в непрерывной истерике. Причем пьеса написана так, что основная текстовая нагрузка - на главном герое, т.е. на Бозине. Он работает ртом практически все 2 часа, и к концу, видно, что у него сил уже нет. В итоге ему надо было пройти по круговой "палке", ну и он в середине своего пути хлопнулся на пол. Еще в спектакле есть две героини, которые часто появляются на сцене - мать Нуриева и его партнерша. По идее, это разные персонажи, и играют их разные актрисы, но играют одинаково. Понятно, что никто не требует от матери Нуриева быть на сцене в валенках и ватнике, но стадия их абсолютной взаимозаменяемости тоже не самый лучший вариант.... Задник периодически занимает видеотрансляция эпизодов из жизни Нуриева, и видно, что он-то не находился в состоянии перманентной истерики. Качество воспроизведения видео(вернее, даже не качество, а, скажем так, результат) - плохое. Понятно, что технически на экране в виде тканевого полукруга(в него периодически, с нездешним напрягом, бьет кулаками главный герой и другие актеры. Как они еще его не порвали за 16-то лет, вопрос), с кадрами ретро-хроники, причем цветной, иного достигнуть нельзя, но если Вы попадете в зрительный зал, это обстоятельство будет слабым утешением для Вас и Ваших глаз. То, что Станиславский считал, что даже хорошее качество подобных упражнений с задником сцены мешает восприятию игры, в данной ситуации вообще неуместно вспоминать. Ну что тут еще за КСС, когда есть Виктюк... Под стать видео - и музыка(неживая), которая просто режет уши. Ну не для того, я по крайней мере, иду в театр, чтобы послушать записи гениальных находок режиссера. Автор текста также постоянно демонстрирует свои умения в области нахождения гениальных и жизнеучительных афоризмов, число которых на единицу текста, думаю, чрезмерно. Вот последняя(по времени спектакля) сентенция: свет и тьма существуют нераздельно. А я-то дожил до 50 лет, и ни об чем таком не догадывался, теперь вот прозрел! Понятно, что в этой постановке нужно танцевать. Понятно и то, что актер, занятый обычным образом, не будет днями заниматься балетом у станка, чтобы один-два раза в месяц выйти на сцену с этими навыками. Т.е. теперь и Вам, если Вы дочли мой отзыв до этого места, понятно, что там, на сцене, с танцами. Одним словом, там - танцевают. Любителям танца как такового посещение этого спектакля противопоказано. Реквизита используется по-минимуму, кроме вышеупомянутой "палки" в виде круга на колесиках, еще стулья из Икеи и резиновый шар из фитнеса для беременных. Ну, вроде ловят его, и то хорошо. Если Вы - поклонник режиссерских опытов Виктюка, наверное, можно сходить. Билеты дорогие, т.е. сказать, что это опыты только за счет бюджета, - нельзя. За счет зрителей и актеров. А что актеры, они разве могут открыть рот и тут же вылететь из труппы? Да, в 90-е годы такие эксперименты, наверное, были чем-то эдаким... А сейчас, ну, карета прошлого.... Впрочем, Москва - большой город и если 16 лет зал собирали, то и дальше будут собирать(наверное)....

0
0
...
6 января 2021