Спектакль

Спектакль Король Лир

Постановка Театр на Васильевском

Продолжительность(2`50``, 1 антракт).

Участники

  8

Рецензия «Афиши» на спектакль

На Шекспира в Театре сатиры замахнулись впервые. Зато режиссер Роман Смирнов, похоже, уже прописался в этом театре. Особой славы его постановки Театру сатиры не принесли (как, впрочем, и любому другому), но широкая публика к ним благосклонна, поскольку концертная, эстрадная доля в них всегда и значительно превышает драматическую. Тем удивительнее, что в списке постановщиков спектакля «Король Лир» специального хореографа нет, а в своих декларациях перед премьерой Смирнов цитирует своего учителя Георгия Товстоногова: «Идеальный спектакль — это когда просто сели в полукруг и как в пинг-понг разыграли шарик человеческих отношений. Когда все понятно — это и есть высший пилотаж». Возможно, свою роль сыграло появление в театре замечательного народного артиста Юрия Ицкова (два года назад он прибыл из Омской драмы). Скрывать за какой бы то ни было — даже самой эффектной — формой этого мастера психологического театра, каких во всей России осталось не более двух десятков, значит работать в минус. Это Смирнов проверил на собственной шкуре, когда провалил на этой же сцене «Мелкого беса» по Сологубу, в которой Ицкову с соответствии с режиссерским решением пришлось, в основном, притопывать, прихлопывать да припевать.

Но если жажда последовательного и подробного разбора текста обнадеживает, то вторая идея, озвученная Смирновым, настораживает. «Это история семьи и раздела семейной собственности, здесь она названа королевством, у Горького в «Мещанах» по-другому», — уверяет режиссер. Лир, жертва семейной драмы, имеет не больше шансов превратиться в трагического героя, чем пенсионер, стараниями собственных детей превратившийся в бомжа и тронувшийся рассудком. Для героя трагедии семья и даже обстоятельства — противники недостойные. Он бунтует как минимум против государства. Для героя же в сане короля оппонент по чину — лишь мироустройство в целом. Нет сомнения, что Ицков докажет свое право на индивидуальный протест и центральное положение во вселенной. Если Смирнов придумает ему реального «коллективного палача», какого придумал, например, фон Триер героине «Догвиля» — получим трагедию, если нет — очередную историю безумия благородного либерала, не выдержавшего ничтожества современников.

Забавно, что озвучить классическое пространство призван Евгений Федоров, лидер Tequilajazzz.

12 февраля 2004
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: нобелевская речь Бродского и эксперименты Юхананова
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
Спектакли недели: лихой Островский от студентов ГИТИСа и математический нуар в «Гоголь-центре»
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20
великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
20 великих спектаклей последних 40 лет, которые можно посмотреть на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео
Вместо «Иронии судьбы»: 5 отличных советских спектаклей на видео