Создатели
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
Фото Ольга Манулкина
отзывы: 435
оценки: 275
рейтинг: 97

Премьера 31 декабря — это само по себе забавно. Притом речь не о «Летучей мыши». И автор — не король вальсов и оперетт Иоганн Штраус, а — Рихард Штраус, один из главных оперных композиторов XX века. Так что забавно вдвойне. Его «Молчаливая женщина», судя по всему, переживет в этот день свою российскую премьеру. И это уже серьезно. Репетиции идут три месяца — невиданная по нынешним временам роскошь. Совсем не смешно.

Итак, в семь часов вечера 31 декабря Театр оперы и балета имени Мусоргского выпускает далеко не самую известную и отнюдь не простую оперу ХХ века. Для театра, в репертуаре которого лет десять ходят по кругу «Онегины», «Тоски» и «Севильские цирюльники», а из ХХ века одиноко топчется «Золушка» советского академика от музыки Бориса Асафьева, — это поступок, по меньшей мере, решительный.

«Молчаливая женщина» (в театре выбрали вариант «Молчаливая жена») связана с сюжетом XVIII века. За основу взята комедия Бена Джонсона «Эписин, или Молчаливая женщина», где ведутся пикантные разговоры и девушки оборачиваются юношами. В либретто Стефана Цвейга ничего этого нет: он предоставил Штраусу очаровательную пьесу в духе Доницетти или Россини.

Опера эта комическая, но в жизни композитора и либреттиста она связана с печальными обстоятельствами. Одной из причин, по которой операм Штрауса выписали волчий билет на советскую сцену, считается его сотрудничество с нацистами. Штраус был самой крупной фигурой в мире музыки, и за невозможностью воскресить Вагнера именно его прочили в государственные композиторы Третьего рейха. В 1933-м он согласился принять пост председателя Имперской музыкальной палаты. Есть разные объяснения его позиции: сделка с властями ради спасения невестки-еврейки и внуков; индифферентность ко всему, кроме искусства. Как бы то ни было, именно история с «Молчаливой женщиной» (1935) стала для него серьезным ударом.

Он только-только нашел нового либреттиста после смерти своего многолетнего соавтора Гофмансталя: Стефан Цвейг был крупным писателем и боготворил Штрауса. Счастливый композитор строил планы. И тут вышел закон против евреев. Штраус надеялся, что его положение защитит Цвейга. Либретто было послано Гитлеру на цензуру и одобрено.

Штраус добился того, чтобы имя Цвейга появилось на афишах и уговаривал писателя продолжить сотрудничество любой ценой — писать тайно, запереть партитуру в стол, подписываться чужими именами. Цвейг отказался. Письмо Штрауса к Цвейгу попало в руки гестапо, и композитора уволили с его поста. Представления «Молчаливой женщины» были запрещены. Цвейг покончил с собой в Бразилии в 1942-м. А Штраус после войны подвергся денацификации, был причислен к классу «главных виновников», но затем оправдан.

Исторический шлейф мог бы превратить «Молчаливую женщину» в трагедию. Но не должен. На ее долю и так выпало мало радости, а она едва ли это заслужила. О судьбе «Женщины» в Малом оперном думаешь с тревогой. Главный режиссер театра Станислав Гаудасинский, обычно ставящий весь репертуар единолично, почему-то передал ее ассистенту Ольге Мухортовой. Главный дирижер Андрей Аниханов — хормейстеру Михаилу Пабузину. Видно, неспроста. Партитура сильно купирована, у певцов ощутимые проблемы: ноты взять можно, хотя партии сложные, но откуда взять стиль? Какова будет премьера, предположить трудно. Разве что новогоднее чудо случится.

0
0
...
19 декабря 2003
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.