Драматический |
16+ |
Анатолий Праудин |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
Паренек Петька (Юрий Елагин) спал на грядке в ящике, потом поклялся отдать все-все-превсе, чтобы сделаться царем, выстроил красивейший город и отдал-таки самое дорогое. Голландский сценарий для утренника режиссер Праудин превратил в сочный сказ в духе Хармса и Шергина: про то, как бывает, когда большие мечтатели идут в большую политику.
После спектакля мы возвращались домой через Троицкий мост. Петропавловская крепость и дворец Петра в Летнем саду были другими. Город был другим - сбывшейся мечтой смелого мечтателя.
Спектакль о власти. Как зарождается желание стать властителем... Как порой случайно удаётся попасть во власть... Чем можно пожертвовать ради власти...
Но у Праудина это спектакль не только о правителе, но и о любом человеке, который способен что-то сотворить и не только способен, но хочет. Идёт напропалую, отказывается от "всего-всего", мучается от этой необходимости приносить свою жизнь в жертву, но в итоге остаётся в нашей памяти. Ведь Петр мог догадываться, что миллионы людей в нашем 2012-м году будут с восхищением смотреть на его город и гордиться им.
- Я горжусь тобою, - тихо говорит великолепная Ирина Соколова.
Человеку необходимо, чтобы им гордились. Особенно человеку, который проживает уникальный путь - работает, строит, разрушает и снова строит.
Праудин не рассказывает о Петре ничего нового - фактически, зато психологически говорит о незнакомом для нас Петре Великом - о человеке, который опередил свой век и благодаря которому страна стала другой. Петр стараниями Юрия Елагина предстаёт живым и настоящим. Актер одевает парик, приклеивает усики и мимолётно смотрит в зал, добиваясь потрясающего эффекта правдоподобия. Человек постарел, устал. И он сам понимает, что он такой один. Отказаться от всего и прожить другую жизнь - вряд ли бы он согласился. Иван-дурак научился высказывать своё мнение - результат. Но главное - карточный домики на Неве до сих пор стоят. Петр Великий смотрел в темноте на свой город и мечтал, что через 300 лет дворцы и соборы его города будут сиять тысячами лампочек.
"Царь Петр" (и ещё "Бесприданница") - лучший спектакль этого уникального театра.
Сидишь смеешься, реагируя на остроумные выходки героев, и вдруг: "Спать спокойно больше никогда не будешь. Будешь ломать и строить. Будешь строить и ломать. Будешь рубить головы. Будешь работать и работать. Работать и работать. Работать и работать!"
Мурашки по коже.
Не про царя это, а про всех ищущих, творческих людей.
Истинное творчество всегда мучительно. В жертву ему приносится целая жизнь.
Правда, об этом уже мало кто помнит...
Спектакль «Царь PJOTR» на малой сцене Балтийского дома режиссера Анатолия Праудина выглядит как краткий экскурс в историю России петровского времени.
Спектакль будет интересен и детям, и взрослым. Анатолий Праудин очень своеобразно раскрывает перед зрителями становление Петра Первого, показывая его в начале спектакля жалким и беспомощным мальчишкой, слабаком, замахивающегося на девочку и пуляющего в нее из водного пистолета, и по ходу спектакля «взращивая» жестокого и бесцеремонного правителя.
Спектакль со смыслом, с правильными вопросами, которые режиссер поднимает со сцены, заставляя зрителей задуматься и одновременно самообразовываться, что очень важно в любое время. Эта картина носит красивый и очень непринужденный просветительский характер для людей любого возраста, от школьника до взрослого человека.
Спектакль «Царь PJOTR» долго раскачивающийся, плавный, немного тягучий, в него нужно «войти», к нему нужно привыкнуть, что первоначально может быть затруднительно не только для детей, но и для взрослых. Но эта постановка, несомненно, очень красочная, образная и показательная. Некая экскурсия в мир петровского времени, которая полноценно отражает ту атмосферу и раскрывает лицо главного героя – Царя PJOTRA!
Полная рецензия на спектакль: http://irenkristo.livejournal.com/6483.html