Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 993

Догадываетесь, какой вопрос чаще всего задают театральному критику? Куда сводить родственников из Полтавы, Канады, Бобруйска etc. К чему это я? К тому, что последнюю премьеру МХАТа я видела дважды — сначала сама, потом с родственниками из Полтавы, а приедут другие, и других, пожалуй, поведу туда же. Потому, что в «Последней жертве» играют Олег Табаков с супругой, что вызывает у родственников благоговейный восторг, и потому, что Табаков в роли пожилого фабриканта великолепен, Марина Зудина в роли молодой вдовы, которой добивается фабрикант Табакова, ломка и трогательна, но главным образом потому, что спектакль хорош не только участием в нем Табакова с супругой. Начать с того, что это Островский, а Островский был лидером продаж еще в прошлом сезоне. И оно понятно — никто лучше Островского не умел писать о деньгах, главном вопросе на повестке дня, и чаще Островского о деньгах никто у нас не писал. Островскому и МХАТу в этом смысле по пути. Процент удач во МХАТе не выше, чем везде, провальных спектаклей здесь за три года правления Табакова списали столько, что хватило бы на репертуар отдельного театра, но по сумме удач всех трех своих сцен МХАТ — первый, в Камергерском очереди у касс и общее воодушевление. И есть с чего. Взять хотя бы то, что «Последняя жертва», одна из основательнейших пьес Островского, заявлена была в этом сезоне сразу в «Ленкоме» и Малом театре, но первой вышла во МХАТе. Что значит: МХАТ был первым, кому история про сомнительную негоцию одного капиталиста сделала кассовые сборы.

Поясню, о чем речь. Пожилой почтенный фабрикант, то бишь Табаков, имеет виды на молодую вдову, то есть Марину Зудину. Она, в свою очередь, увлечена молодым эффектным повесой и в сильно затянувшемся сочетании с ним браком спускает свои вдовьи капиталы на содержание повесы и оплату его карточных долгов. Тогда фабрикант подсылает к повесе якобы богатую невесту, и за развитием интриги следишь, едва не кусая ногти. Испортить эту пьесу, по правде говоря, было невозможно. Не испортила ее и модернизация Юрия Еремина. Режиссер перенес дело из времен Островского во времена Чехова и зарождения МХАТа: на дворе fin de siecle, в прогрессивном салоне крутят синематограф, о котором Островский был ни сном ни духом, в кабинете фабриканта из граммофона несется “Casta diva”, а стенку украшает кубистическое полотно «Содом и Гоморра» — какого-нибудь купчину Островского скрутило бы от него, как Хрущева от нонконформистов. Но никого не крутит: напротив, декорация с ее экранами, куда проецируют немую фильму, интерьеры, в которых снимали ровно такие фильмы, снежок, залетающий на сцену из темных проемов, — его весь спектакль отряхивают, выходя на сцену, с шуб и горжеток художницы Светланы Колесниковой, — все это дивно вписалось в шехтелевские интерьеры МХАТа.

Но фокус в другом. В ином спектакле фабрикант Флор Федулыч мог бы оказаться жуткой сволочью, судите сами: разлучил возлюбленных, поставил вдову в стыдное положение и после воспользовался ее слабостью. Между тем Табаков, управляющийся с черной работой управляющего сразу двумя театрами самым элегантным образом, и на сцене вывел целую апологию капиталу. Где умение считать приравнено к умению оценить прекрасное, где экономность — синоним мудрости, прижимистость — принципиальности и где все средства хороши, когда цель благородна. О последнем с кем другим — хоть с родственниками из Полтавы — можно было бы и поспорить. Но Табаков так тепл, так нежен со вдовой, так принципиален и, в конце концов, так убедителен, что с ним-то не поспоришь.

5
0
...
14 января 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Последняя жертва»

Фото Оля
Фото Оля
отзывы: 6
оценки: 21
рейтинг: 10

На мой взгляд, просто идеальный спектакль на случай, если к вам приехали родственники из какого-нибудь милого провинциального городка, и вам позарез нужно их культурно развлечь, а они уже были и в Охотном Ряду, и в Третьяковке, и на стадионе Локомотив.
Вот ряд причин:
1. Там играет Табаков! По-моему, только ради этого спектакль и поставлен. Да и вашим родственникам наверняка понравится идея увидеть, чьим голосом разговаривает кот Матроскин.
2. Это - МХАТ (Звучит, как минимум).
3. В спектакле занята дочка Сергея Юрского – Дарья; так что половину спектакля придется потерпеть восхищенный шепот: «Похожа, ой, похожа!». Но вы же хотите угодить своим родственникам!..
4. Сюжет – простой, классический, особенно вникать не надо.
5. Есть антракт, так что даже сможете выпить кофе.
6. Это – в центре, то есть можете спокойно совместить культурный досуг и прогулку по ночной Москве.
И у меня даже, честно говоря, сложилось впечатление, что именно из таких родственников и состояла публика, потому что рядом кто-то постоянно что-то ел, пил, а в середине второго акта и вовсе начал храпеть… Но так как редкие появления Табакова на сцене зал всякий раз встречал овациями, поспать человеку так и не дали…
Но в любом случае, не жалею нисколько потраченного времени, поскольку мне тоже интересно посмотреть, чьим голосом говорит Матроскин!

4
0
...
23 января 2004
Фото Lissis
Фото Lissis
отзывы: 23
оценки: 26
рейтинг: 22
7

Хороший, добротный спектакль в хорошем театре. Очень понравились решения в плане декораций, очень изящно и просто, костюмы - выше всяких похвал. Что касается актерской игры, Табаков - любим и вальяжен (но временами очень нечетко говорит, не всегда удается разобрать, хотя сидели близко), играет здорово, маэстро он и есть маэстро! Зудина - я лучше промолчу, в общем - "не веришь" ей, хотя играет вроде все правильно. Настоящая звезда этой постановки - Ольга Барнет (хотя я впервые ее увидела), вот это действительно яркая, искрометная игра! Роль не самая главная, но для меня она когда была на сцене - затмевала всех остальных, потрясающего актерского и комического дара актриса! Мы получили огромное удовольствие от ее игры.
В целом - всем рекомендую, хороший театральный вечер с этим спектаклем вам обеспечен.

2
0
...
9 сентября 2013
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 742
оценки: 1108
рейтинг: 540

Спектакль очень сложносложносочиненный и в то же время действие проходит крайне слаженно, нигде не топорщит ничего, не задевает. Сложносочиненный в том смысле, что всего хорошего и разного очень много: тут тебе и Табаков, и Зудина, и кино настоящее, и костюмы красивые, и декорации не подкачали. А вот от содержания не стоит ждать чудес, все по Островскому, хотя, похоже, в итоге брак сложился у героев не коммерческий, а всамделишне любовный - какие же они красивые под ручку идут на экране - Табаков в цилиндре и Зудина в мехах!!!
Меня в спектакле очень порадовал Колесников - хоть понятно по-человечески - достойный соперник Табакова, а то актеры на роль мерзавца-обманщика героини Зудиной играют по очереди, и мои знакомые говорили, что второй мерзавец, пара Колесникова, вызывает лишь недоумение - как на такое польститься, когда есть Табаков?
Барнет великолепно играет сводню, их игра-разговор с Табаковым - просто наслаждение!!
Очень удачно оформили действие экраном и показом соотвествующих видов - уместно и внимание от героев в то же время не отвлекает.

1
0
...
12 сентября 2004
Фото Мария Лаврова
Фото Мария Лаврова
отзывы: 23
оценки: 23
рейтинг: 3
7

Постановка Еремина очень приятная. Классика, без нынче модных извращений, сальных шуток, вульгарности и прочей радости современного театра. В МХТ приходишь и выдыхаешь: старая школа жива, вот же она! у меня перед глазами.
Можно было бы сказать, что спектакль очень хороший, если бы не игра Марины Зудиной.
Олег Табаков отличный артист и вытаскивает спектакль.

0
0
...
27 июня 2016
Фото Анастасия Апухтина
Фото Анастасия Апухтина
отзывы: 1
оценки: 48
рейтинг: 0
3

Последняя жертва
Спектакль мягко говоря средненький.
Действие затянутое,драматургического напряжения недостаточно для того,чтобы удержать внимание публики.
Примитивное сценографическое решение,декорации примитивны.
Не смотря на то,что актёры задействованы первой величины,некоторые персоналии откровенно расстраивают своей однообразной игрой,зрителя.

0
0
...
18 апреля 2014