Кукольный |
12+ |
Анна Викторова |
31 октября 2003 |
1 час 5 минут, без антракта |
Новые театры в Петербурге рождаются не чаще раза в год. Такие достойные, как «Кукольный формат», — раз в пятилетие.
«Мне марионетка представляется последним отзвуком какого-то благородного и прекрасного искусства былой цивилизации», — уверял Эдвард Гордон Крэг, режиссер, знаменитый, в частности, своими мечтами о том, чтобы все актеры в один прекрасный день умерли от чумы и их заменили сверхмарионетки, лишенные уязвимого во всех отношениях человеческого тела и покоряющие «благородной искусственностью движений». Создатель нового кукольного театра «Кукольный формат» — молодой петербургский художник Анна Викторова — относится к своим деревянным человечкам именно так, со священным трепетом.
Первую историю, которую она для них придумала, люди бы ни за что не потянули. В ней угадывается школа, которую прошла Анна, когда в компании магистра кукольных наук Резо Габриадзе слагала балладу о Сталинградской битве — «Песню о Волге».
Спектакль «Всадник cuprum» опровергает все известные трактовки программной пушкинской поэмы и выдвигает свою — совершенно отвязную и абсурдную, но пробойно обаятельную в своем бесстрашном идеализме. Пересказывать эту историю проще всего с интонацией Хармса: «Однажды Пушкин навещал своего Медного всадника и обнаружил у памятника мальчика с сачком, который пристал к поэту как банный лист: расскажи да расскажи про Петра и Евгения. Когда мальчик представился Володей Набоковым, Пушкин очень рассердился и велел мальчику идти ловить бабочек в другое место».
Фигурки Набокова, Пушкина, Петра, Меншикова, Евгения в пространстве небольшой, размером с бабушкин сундук, черной коробки изящны и выразительны. Таких кукол, верно, дарил детям на рождество крестный Дроссельмейер из гофмановского «Щелкунчика». Кстати, и белоснежные образы Петербурга хочется не только потрогать, но и проглотить, словно они, тоже по Гофману, марципановые. Однако помимо родственного и трепетно нежного отношения к персонажам, историческим и литературным, и к городу в спектакле есть тема, достойная народной баллады. Все эти славные фигурки на самом деле придуманы для того, чтобы под гусли барда пропеть песнь о русском царе, решившем построить идеальный город для любимой чухонки с диковатым нездешним именем Нева, о том, как она утопилась, не дождавшись любимого, а он от горя превратился в Медного всадника, о котором «добрый» русский народ тут же сложил частушку: «Только лошадь да змея — вот и вся его семья». И еще о том, как эта Нева однажды протянула руки к своему любимому, учинив небывалое наводнение, от которого и погибла пушкинская Параша в «Медном всаднике» и сошел с ума Евгений. Кстати, об уникальных «аттракционах» с водой в этом спектакле можно было бы сложить отдельную песню, но не буду, чтобы не снижать ошеломляющего эффекта.
Словом, можно не сомневаться: пробел в номинации «Куклы», столь очевидный в афише грядущей «Золотой маски», через сезон будет восполнен.
Исаакиевский собор купается в Неве, словно поплавок - в кукольном театре придумывают наводнение. Мы пять лет собирались на этот лучший кукольный спектакль страны 2005 года (по версии "Золотой Маски"). И теперь сожалеем, что только сейчас узнали об этом замечательном театре - "Кукольный формат". Спешите видеть и присоединяться.
Спектакль обязаны посмотреть все фанаты и фанатики Петербурга. Пряничные марионетки и их создатели признаются в любви городу на Неве и после я уже иначе смотрю на Неву. Потому что кукольники смогли с присущими им благородством и обаянием поговорить о легендах нашего города, о Пушкине, Петре - запросто, по-дружески. Теперь недаром на Пушкинской улице стоит Александр Сергеевич. На Пушкинской улице нашел пристанище театр "Кукольный формат".
Хочу выразить благодарность всем, кто создаёт такие прекрасные спектакли. До сих пор нахожусь под впечатлением от спектакля "Всадник". Необычный сюжет задел за живое. Теперь совсем по-другому взглянула на свой родной город. Какую радость Вы дарите людям! Весь театр наполнен любовью к городу, к делу, которому служите, вкладывая душу. Это ощущается сразу. Настоящие музыканты играют перед началом спктакля. Теплая, родная атмосфера царит кругом. Куклы живые, суровая, отдающая холодной сталью, река, великолепные декорации и неожиданные эффекты. Прекрасная игра актёров. Все это и создаёт уникальность театра. Творите и процветайте многие лета!!!