Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка МХАТ им. Горького

7.7
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 988

Есть такой театроведческий штамп — делить актеров на прокуроров и адвокатов своих ролей. Мария Ермолова, мол, была страстным защитником на сцене, за то студенты ее носили на руках, а Мария Савина, напротив, была обвинителем. Чтобы прочувствовать эту дихотомию вполне, довольно увидеть две премьеры в обоих МХАТах, чеховском и горьковском. Олег Табаков только что сыграл фабриканта из пьесы Островского «Последняя жертва» — и превратил свою роль в апологию капитала, иначе и не скажешь. Татьяна Доронина играет горьковскую пароходовладелицу Железнову — и напротив, гибнет вместе с этим прогнившим классом. Глупо было бы настаивать на том, что Доронина не играет Вассу Железнову, а исключительно хоронит капитал. Нет, словами блаженной Вассиной дочери, она в первую очередь «не дура, не умная, а просто человеческая женщина» — сложная, мощная, двужильная. Но вот ведь у Горького, как известно, есть два варианта «Вассы». Первый — детерминистский, в духе Ибсена и Гамсуна; Табаков, например, в подобном духе играет полицейского служаку Коломийцева в другой горьковской пьесе, «Последние». Но вот второй вариант «Вассы» конкретней, он именно что про гибель класса, и Доронина выбрала именно его. И даже не сличая текстов, зачеркнув в памяти все перипетии деления МХАТа и страны и ни разу не видев красных флагов на ступенях МХАТа на Тверской, сложно не заметить, как бестрепетно Васса уговаривает мужа-педофила отправиться на тот свет, насколько хладнокровно приказывает донести на невестку-революционерку. Можно было бы закрыть глаза, но в уши ворвется митинговое: «Платить согласна, кланяться — нет!» Есть еще один театроведческий штамп — «художественная убедительность». Так вот, пусть бы играла Татьяна Васильевна хоть про то, как все прогнило в нашем королевстве, хоть про Россию, которую мы потеряли; было б это убедительно, я бы первая шумела: бегите и смотрите, Доронина играет Вассу! Но актеры — и Доронина тут не исключение — играют в таких консервированных штампах, что никакой бы адвокат не оправдал их.

0
0
...
28 января 2004
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 406
3

«Васса Железнова» - пьеса непростая. Подзаголовок «Мать» определяет основную сущность героини, но не отношение к ней автора. С революционной точки зрения конфликт Вассы и Рашели – сугубо классовый, как представителей консервативного и прогрессивного миров; с точки зрения постановщиков МХАТовского спектакля, это конфликт «созидательной мудрости и разрушительной демоничности». Сомневаюсь, чтобы сам Горький мыслил столь узкими категориями: он, как всегда, оправдывает всех героев, но судить их предлагает не по поступкам, а по их результатам. Смысл жизни богатой, властной, умной Вассы – в обеспечении будущего своих детей: ради них она убивает мужа, ради них тащит на себе ярмо родового бизнеса, ради них отказывает невестке в свидании с её родным сыном и сдаёт её жандармам. Но гнездо разрушается на глазах, то, что Васса почитает за счастье, не нужно её птенцам, и финал её трагичен – никакой благодарности домочадцы к ней не испытали, и только безусловная любовь дурочки Людочки оплакала её кончину. Однако не Рашель выступила разрушителем – она прибывает тогда, когда деструктивный процесс, исходящий изнутри, а не извне, уже необратим: в среде преступлений, интриг, лицемерия, предательств, подлости и пошлости могли вырасти только ничтожества. Васса в исполнении Дорониной боролась не столько за детей, сколько за саму себя: эдакий сильный, матёрый бронтозавр, до последнего стоящий на привычных порядках, суетящийся в отчаянной попытке сохранить их, передать потомству – но силы кончаются, а порядки прогнивают и неизбежно уходят в прошлое. В её способность страдать и сострадать не веришь, сколько бы «невидимых миру слёз» не пролила эта Васса по углам – видна лишь матриархальная узколобость Кабанихи вкупе с фанатичной зацикленностью на обречённом, как прохудившийся пароход, прибыльном деле. Рядом с Дорониной на афишах и в программках стоит вторая «замануха» - Горобец в роли Железнова, однако его эпизодическое появление на сцене было настолько неубедительным, наигранно-пафосным, словно он не проговаривал реплики, а пытался оперно их пропеть, что я не стану надолго останавливаться на его персонаже. Больше других меня порадовали Прохор (Самойлов) – колоритный, притягательный в своей барской свирепости и разгульной порочности – и замечательно живой, обаятельный Пятёркин (Дахненко), всего несколькими сценами сумевший доказать, что такой человек нигде не пропадёт, что бы ни творилось вокруг него. Эмоционально-надрывно, на чётком контрасте противоположных индивидуальностей сыграли и обе сестры, Люда и Наташа (Коробейникова и Зыкова соответственно), перетянув одеяло с истеричной Рашели (Матасова) – недостаточно яркой и уверенной в себе, явно проигравшей Вассе в столкновении принципов и темпераментов. Однако какое бы мастерство ни проявляла труппа, режиссёрский рисунок спектакля остаётся в рамках классической читки хрестоматийного произведения в подробных декорациях и костюмах, в строгих иллюстративных мизансценах, и даже претендующий на пронзительный минор финал не привнёс свежего воздуха в этот качественно сработанный, но не цепляющий музейный экспонат. Я ожидала большего.

10.04.2010
Комментировать рецензию

1
0
...
11 апреля 2010
Фото Сергей Горский
Фото Сергей Горский
отзывы: 26
оценки: 28
рейтинг: 156
9

"Васса Железнова" - значительное событие на московской театральной сцене последних лет. Режиссер Борис Щедрин последовательно переосмыслил известный сюжет, а Татьяна Доронина мощью своего драматического таланта неожиданно по-новому переиграла Горького: такой Вассы никогда не было.

Найдя страдающее место в душе героини, черной грешницы, Доронина извлекла из Горького столько нежности, что нельзя было даже представить. Своим искусством в этом спектакле она утверждает абсолютный приоритет частной интимной жизни над всем остальным, даже когда личное - нескончаемый ужас. В мхатовской интерпретации мотив неизбежности русской революции сменился пониманием ее бессмысленной жестокости, при этом несомненная социальная заостренность конфликта вообще отошла на второй - если не на третий - план, уступив сцену эталонной семейной драме, герои которой любят надрывно и бесконечно мучают друг друга.

При том, что все решающие события, приводящие к гибели любимого дома, происходят за сценой, история катастрофы семьи Железновых написана и сыграна так, что от половины реплик продирает мороз по коже: постановка заряжена невероятной эмоциональной энергией. А финал спектакля, сцена ухода из жизни надорвавшейся и одинокой Вассы - просто недостижимая вершина.

2
0
...
16 сентября 2007
Фото Екатерина Урзова
Фото Екатерина Урзова
отзывы: 234
оценки: 233
рейтинг: 125
7

Когда я посмотрела спектакль "Васса Железнова. Первый вариант" в Малом театре, я поняла, что хочу посмотреть и второй вариант. И вот мечта сбылась.
.Что сказать? Первый явно лучше. Это как раз тот случай, когда не надо было переделывать в 1935 пьесу, написанную в 1910. Но - что сделано, что сделано. Вариантов два. И каждый по своему интересен, поэтому советую посмотреть оба. Просто чтобы понять как изменилось видение Горького за четверть века. Если в первом варианте тема одна: гибель семьи Железновых, то во втором это не так очевидно, зато добавляются революционные мотивы, которые воплощает невестка Вассы, Рашель. И вот эта раздвоенность явно не идет во благо сюжету. Лично мне кажется, что проще было бы написать совсем новое произведение, чем наполовину переделывать старое. Но я - не Горький.

Наверно, впервые я попала в МХАТ имени Горького, когда смотрела "Синию птицу". Поэтому до сих пор этот театр для меня олицетворяет чудо. И вот я снова сижу в его зале, занавес открывается и я вижу ошеломляюще прекрасную квартиру Вассы. Модерн - красивый стиль, согласна. Также хороши костюмы. То есть, с визуальной точки зрения все более, чем прекрасно.

Что касается действия. Во втором варианте, мне кажется, больше раскрыт характер Васса, больше говорится о ее жизни с мужем. Вот этого эпизода, к примеру, в первом варианте нет.

В а с с а. Ну ладно, ладно! Дай бог нашему теляти волка поймати. (Людмиле неожиданно и громко.) Отца полюбила я, когда мне ещё не минуло пятнадцати лет. В шестнадцать - обвенчались. Да. А в семнадцать, когда была беременна Фёдором, за чаем в троицын день - девичий праздник - облила мужу сапог сливками. Он заставил меня сливки языком слизать с сапога. Слизала. При чужих людях. А нашу фамилию Храповых - люди не любили.

Поэтому как персонаж она здесь интереснее. Это не просто сильная женщина, это женщина, которая перенесла в жизни немало невзгод и не сломалась. Это, безусловно, сближает ее и зрителей. Но зато другие герои получились несколько невнятные. Но, поскольку пьеса называется "Васса Железнова", а не "семья Железновых", это не порок.

Минусы.
К сожалению, часть актеров играет уж чересчур театрально. И мы видим не героев, мы видим актеров, которые изображают персонажей. Е. Коробейникова (Людмила) излишне сюсюкает, А.В. Самойлов (Прохор) несколько искусственен, а у Л.Л. Матасовой (Рашель) слишком много пафоса. Я уж подумала было, что такова манера игры в данном театре. Но нет, Т.В. Доронина и другие играют вполне реалистично, их герои - люди, а не персонажи. Не пойму в чем дело.

Т.В. Доронина - прекрасная актриса. Но ее голос до последних рядов зрительного зала едва доходит. Я сидела на 16 ряду (это далеко не последний) и отлично слышала суфлера, но слова Вассы разбирала не всегда. Предлагаю использовать микрофон.

Резюме: крайне интересно было посмотреть две версии одной и той же пьесы. Так что рекомендую сделать то же.

0
0
...
27 ноября 2018
Фото Ия Яковлева
Фото Ия Яковлева
отзывы: 221
оценки: 221
рейтинг: 122
7

Буквально через неделю, в правильном МХАТе будет идти первая версия «Вассы Железновой», тогда как я скажу пару слов о второй версии, «советско-сталинско-коммунистической», постановка МХАТа им. Горького, в театре, в который, как где-то я читала, нельзя ходить ни в коем случае. Не прилично.
Ну приходится иногда совершать и неприличное. Извините.
Сейчас, когда мое любопытство разожжено по поводу первой версии, замолвлю о прошлых беззаботных временах, когда на сцене в роли Вассы, и вдруг нежная Татьяна Доронина.
Отзывы критические прочла, и очень уважаемых людей - ну изумительные они, отзывы эти, как всегда. Наше-ваше, у нас все хорошее, а у вас говно, так примерно.
Но, с другой стороны, консервативное, оно и правда, раздражает.
Декорации, игра актеров, сама постановка – в них была, не поверите, самая настоящая современность, и даже злободневность – но только в содержании пьесы, которое, надо сказать, вовсе не скучно подается актерами; а не по форме, отсталой, доморощенной и все такое.
Что касается главного раздражителя – Т. Дорониной – я ранее немало слышала про нее, но не видела в деле. В кино - да, в детстве смотрела, но не в театре. Так что, первое знакомство. И мне понравилось. Ее Васса – она такая и правда «человеческая женщина», шепчет, страдает и крутится, без особого интереса к общественно-политическим делам, а только с интересом к своим, семейным. Она вполне могла быть влюбленным в капитана подростком, верю, и смогла стать купчихой-капиталисткой, ну тоже убедительно, жить –то надо. Но счастья в этом мире нет, а лишь гибель, преступления и все это зря.
Отличная пьеса. Максим Горький рулит, пошла читать..
Не сразу.

1
0
...
16 июня 2016
Фото Nataly Zelenskaya
Фото Nataly Zelenskaya
отзывы: 111
оценки: 134
рейтинг: 66
9
Гнетущее впечатление

У меня после посещения этого спектакля осталось гнетущее впечатление.. Ну не Васса, в 85 лет играть 40-летнюю "железную леди" уже не получится, как ни старайся, и надо с этим смириться. Долгие паузы, хорошая слышимость суфлера, дребезжащий голос главной героини, слова заплетаются, движения нескоординированные. Да много еще можно описывать старческую немощь. На протяжении всего действа сидишь в напряжении, лишь бы не споткнулась и не упала. Муж Вассы ей подстать. Ну какой растлитель и соблазнитель? Того гляди рассыплется. А спектакль хороший, театр академический по всем правилам. Иногда этого очень не хватает. Просто надо вовремя уйти , дабы не стать посмешищем.

0
0
...
22 октября 2018
Фото Сергей Бронин
Фото Сергей Бронин
отзывы: 68
оценки: 166
рейтинг: 44
9

Сезон 2011-2012 годов МХАТ Горького 15 сентября традиционно открыл пьесой Горького же "Васса Железнова" в постановке Б. Е. Щедрина с Татьяной Дорониной в главной роли Вассы Железновой. В пустом на 2/3 зале огромного безобразного, но уютного и облагороженного искусством (чего не получилось с КДС, например) здания 1973 года эпохи советского застоя собрались поклонники Татьяны Дорониной и любители академического драматического театра, причём заполнение зала свидетельствовало о реальном количестве любителей подлинной театральной классики в Москве.

Конечно, конечно, каждое слово, каждый жест и каждое движение Татьяны Дорониной стоили исключительно полного внимания. Лёгкие оговорки были вполне простительны и только подчёркивали естественность происходящего. Тонкая, прочувствованная, но одновременно профессиональнейшая и уверенная игра вызывали уважение, восхищение и являлись образцом, идеальной моделью не только жизни актёрского таланта, но и человеческой жизни вообще. Аплодировали почти исключительно только Татьяне Дорониной. И кому же ещё, если вся пьеса и весь спектакль рисовали только под Татьяну Доронину (она является художественным руководителем театра с 1987 года) и Вассу Железнову? И когда, получив полсотни букетов после спектакля, Татьяна Доронина оговорилась, что поблагодарить следует всех актёров, в подтверждение чего раздарила полученные букеты своим коллегам прямо на сцене под непрекращающиеся аплодисменты, это, конечно, выглядело лёгким лукавством.

Среди ровной игры других актёров можно выделить яркую и идеально точную образу игру народного артиста России Юрия Горобца в роли Сергея Петровича Железнова, уместные задор и юмор заслуженного артиста России Александра Самойлова в роли Прохора Борисовича Храпова, а также очень адекватные образу Горького резкость и болезненную эмоциональность заслуженной артистки России и Карелии Лидии Матасовой в роли неуравновешенной дамы революционного поведения со сложным прошлым и весьма туманным будущим Рашель.

"Умеренность и аккуратность" - вот как можно двусложно охарактеризовать постановку. Минимализм в декорациях и сценике удобно позволял концентрироваться на чувствах и игре актёров, а также оригинальном тексте Горького, тяжёлые образы и идеи которого удалось поднять, оживить, прочувствовать и даже наполнить каким-то добром и человечностью. Записи Собинова (1910) и Шаляпина (1929) прекрасно дополняли околореволюционные время и драматургию Горького. Сцены смерти и воровства удачно избежали натуралистичности (не в пример глупой постановке "Вассы" Эренбурга в МХТ Чехова), а яркая вставка "Птички Божией ..." не нарушила единства спектакля, хотя и смотрелась не вполне естественно на фоне полного отсутствия затекстовых номеров. Актёрский состав был в среднем на 20 лет старше соответствующих сценических образов, что добавляло спектаклю стабильности, сдержанности, отточенности и убедительной силы, но при этом никак не выглядело тускло, серо либо безжизненно; эмоций было ровно столько, сколько нужно, а местами и больше.

Какое счастье, что в Москве осталась сцена, где отдыхаешь от дурновкусия, дешёвого заигрывания с публикой, пошлости, примитивной аудитории по соседству, а просто получаешь удовольствие от сопереживания и соучастия! Спасибо, Татьяна Васильевна!

1
0
...
16 сентября 2011
Фото Владимир
Фото Владимир
отзывы: 72
оценки: 13
рейтинг: 43

Премьера спектакля "Васса Железнова" состоялась 19 декабря 2003 года. Почти сразу на этот спектакль обрушилась масса статей критиков. Отзывы были как крайне отрицательные, так и крайне положительные, что говорит о том, что спектакль стоит внимания. Я, как всегда, прочитав массу статей перед спектаклем, впрочем как и саму пьесу, отправился в театр создавать своё собственное мнение.
То, что спектакль хороший, я понял сразу, как открылся занавес. Декорации в лучших традициях русского и советского реалистического театра. В последнее время во многих театрах принято играть с декорациями из проволоки или из грязных тряпок, при этом зрителю помимо того, чтоб представлять пьесу, приходится представлять и место действия. Тут же всё было правильно, причём в составлении интерьера Железновской гостиной была соблюдена историческая правда. Помимо декораций, которые впрочем не так уж важны, стоит отметить блистательную правдивую классическую игру актёров, которые играли по-настоящему. Глядя на них - веришь, что это не актёры, а персонажи пьесы, как-то вживаешься в сюжет. Я думаю, что Станиславский бы порадовался, глядя на такую игру. Порадовались бы и Булгаков, и Островский, и Горький. Жаль, что такой искренней настоящей игры мало осталось в других театрах. Всё больше как-то надо ещё додумать, что имел в виду актёр и режиссёр. Лично мне такая игра не по душе, - когда надо додумать. Хотелось бы ещё сказать, что в Вассе заняты все мои любимые актёры: всегда безупречная Татьяна Доронина (Васса), интересная, всегда разная, сильная Лидия Матасова (Рашель), великолепно справилась с ролью всегда потрясающая Юлия Зыкова (старшая дочь Вассы Наталья), замечательный Юрий Горобец (муж Вассы Сергей) - актёр, которых сейчас уже мало, и молодой зажигающий красавчик М. Дахненко (Пятёркин). Спектакль красивый, умный, интересный, поучительный, берущий за душу.
Отдельно хочется рассказать о самой пьесе. Да, действительно в основу пьесы взят переработанный самим Горьким второй вариант "Вассы" - вариант сильный, интересный. Никаких поучительных нот в коммунистическом стиле я с этой сцены не услышал. Даже наоборот, Рашель - революционерка - представлена на этой сцене как жестокая, неумная злая женщина, к которой не может возникнуть сочувствия. Васса же, хоть и "представительница гниющего класса" представлена работящей, загруженной проблемами женщиной, которой и сочувствуешь, и хочешь помочь. То есть сыграно всё по Горькому и никаких перегибов, как бы кому-то не хотелось их узреть, там нет. Советую всем любителям настоящего классического театра посетить этот спектакль.

1
0
...
10 марта 2004
Фото piligrim69
Фото piligrim69
отзывы: 46
оценки: 127
рейтинг: 42
7

Современный спектакль. Зал слушает о революции и классовой борьбе, зал про себя переживает то сегодняшнее, о чем не думала, наверное, Доронина, о чем не догадывался Горький, - от последних выборов до Ходорковского. Это особенность театра. Ведь что играет Доронина? Она не играет ни отдельно трагедии, ни отдельно времени - она играет современную бизнес-вумен в трагических обстоятельствах и диалектике жизни, когда за богатство надо платить совестью, за респект -больными детьми, и все это она воспринимает как должное. Но каков и Горький в этой своей второй редакции пьесы - революционер, сын Железнова и Вассы Федя умирает от туберкулеза где-то в Швейцарии... Как это все напоминает наши дни и детей наших крупных партийных начальников, ушедших сначала в диссидентство, а потом в так называемую "демократическую революцию"!В зале все напряжено. Занавес зловеще закрывается, уходит волжский пейзаж, прекрасные декорации Владимира Серебровского. И тут я впервые ощущаю справедливость одной старой мхатовской особенности: после такого спектакля не хочется мгновенно вскочить, бить в ладоши, нести цветы - наступает тяжелая, опустошающая пауза. Занавес закрылся, подрожал - и только после этого ты начинаешь хлопать, потому что уже понимаешь, что случилось крупное событие и в твоей жизни, что этого ты никогда не забудешь.

4
0
...
29 мая 2008
Фото wadimush
Фото wadimush
отзывы: 56
оценки: 131
рейтинг: 38
9

Тяжелый спектакль! Гнетущий!
Однако как все по-настоящему. Великолепные декорации, красивые и богатые (авторство декораций принадлежит художнику Серебровскому). Создается яркое впечатление, широкая перспектива: сквозь окна виден лес, церковь на холмике, поля, большая, светлая комната усадьбы, как сейчас говорится, крупного предпринимателя Вассы Железновой, иконы в комнате, лампадка. (В описании спектакля на сайте театра представлены фотографии с другим вариантом, кажется, не таким подходящим).
Тем сильнее контраст с описываемыми характерами и событиями. Вообще я не читал произведение Горького и удивился, почему такое произведение уже давно представлено на театральной сцене. Что здесь, например, революционного или, скажем, вскрывающего угнетение рабочего класса? (Все-таки сильны стереотипы мышления). Может быть, постановка уже не делает акцент на этих аспектах? Или все-таки Горький изначально писал о другом? Думается, что в этом и проявляется значительность его таланта – мощный писатель показывает характеры, а не борьбу классов, он рассказывает о людях, а не об эпохах. И поэтому и произведение, и постановка столь актуальны и интересны.
А игра актеров, и особенно – неподражаемой Дорониной в главной роли – выше всяких похвал. Появление Вассы Железновой на сцене с самого первого мгновения явилось неожиданным (хотя все зрители этого ждали) и будничным – будто она вошла в комнату, в которой, и я находился, будто это и не спектакль. Такая тихая походка и речь такая сознательная с повторами фраз, с тихой эмоциональностью. И все действия – как будто это не спектакль, а жизнь. Все – чтобы зритель задумался над очень-очень серьезными философскими вопросами бытия. Не буду говорить, к каким выводам лично я пришел. Пусть каждый это сделает сам (а спектакль воздействует). Если сказать о затронутых проблемах, то, прежде всего, на мой взгляд, это вопрос – почему так?
В любом случае постановка поразила своей натуральностью: как будто стену убрали и обнажились такие сцены, столько драматизма, что не сразу после этого в себя придешь.
МХАТ им. Горького показал для меня настоящий академический театр, которого я не ожидал! Думал, что академизм – это Малый Театр, и что это не может быть столь современно и актуально. Куда там! Еще как может! Так держать марку!
(Единственный «минус» - это громкий женский голос суфлера, не раз и даже не два, встревавшего в спектакль. Может, в этом был тайный смысл?)

0
0
...
10 января 2018
Фото Elena Smirnova
Фото Elena Smirnova
отзывы: 119
оценки: 120
рейтинг: 21
5
Васса Железнова Татьяны Дорониной

15 сентября МХАТ им. Горького символично открыл сезон пьесой Максима Горького «Васса Железнова». В главной роли – гениальная Татьяна Доронина.
В моем детстве по телевизору очень часто показывали спектакль Малого театра с В. Пашенной и М. Жаровым.
Только недавно я узнала, что это второй вариант пьесы. С большим интересом посмотрела «Сады любви» в Табакерке и поняла, что первый вариант пьесы гораздо интереснее!!!
МХАТ им. Горького поставил второй, классический вариант. Режиссер Борис Щедрин не внес в него, слава богу, никаких ноу-хау по сравнению со знакомым мне с детства сюжетом.
Спектакль поставлен на Т.В. Доронину и держится только на ней.
Татьяна Васильевна меня просто сразила наповал!!! В 85 лет (12 сентября актриса отметила свой юбилей) играть с такой самоотдачей!!!
Перед нами предстает очень сильная женщина, волею судеб последние 15 лет управляющая пароходством и тянущая ОДНА на себе всю семью – распутных мужа и брата, двух дочерей и внука Коленьку.
С самого начала спектакля на Вассу обрушивается масса требующих решения серьезных проблем, как будто кто-то открыл ящик Пандоры!!!
И Татьяна Васильевна мастерски демонстрирует нам умение своей героини хладнокровно разрешать жизненные ситуации.
И в тоже время она очень достоверно показывает, что перед нами прежде всего любящая мать, готовая ради обеспечения будущего своих дочерей и внука пойти на любое преступление. Жестоко это? Да! Но ведь и судьба была к ней очень жестока – из девяти детей выжили только трое, да и то, сын Федор находится при смерти…
С какой болью актриса смотрит на портрет сына, когда его жена, революционерка Рашель, сообщает ей об этом!!!
Иногда из суфлерской будки актрисе подсказывали начало очередной реплики. И что? При таком накале эмоций немудрено, что можно забыть последовательность сцен. Но дальше актриса разражалась такими монологами, что ее памяти многие молодые могут только позавидовать.
Гениально сыграл небольшую роль Железнова Ю. Горобец.
Очень органичен в роли брата Вассы - Прохора Храпова был А. Самойлов.
С остальными же актерами (прежде всего актрисами) просто беда!!! Особенно с Рашель (Л. Матасова)…
Очень много негативных отзывов и критиков, и зрителей об этой постановке. Во многом, что не затрагивает игру Татьяны Дорониной, я с ними согласна.
При этом с такой радостью прочитала статью Сергея Есина «На сцене - русский национальный характер», в которой автор полемизирует с критиками и дает свою оценку спектаклю. Вот цитаты из нее:
«После болтающихся полотен, после черных сукон, после металлических конструкций, после футуристических лестниц на сценах театров, после мостков-канатов и огромных, во всю сцену, кроватей - с какой-то затаенной ностальгирующей радостью смотришь на обычный театральный интерьер…»
«В зале все напряжено. Занавес зловеще закрывается, уходит волжский пейзаж, прекрасные декорации Владимира Серебровского. И тут я впервые ощущаю справедливость одной старой мхатовской особенности: после такого спектакля не хочется мгновенно вскочить, бить в ладоши, нести цветы - наступает тяжелая, опустошающая пауза. Занавес закрылся, подрожал - и только после этого ты начинаешь хлопать, потому что уже понимаешь, что случилось крупное событие и в твоей жизни, что этого ты никогда не забудешь».
Лично для меня крупным событием этот спектакль стал прежде всего из-за возможности насладиться игрой ВЕЛИКОЙ АКТРИСЫ!!!

0
0
...
17 сентября 2018
Фото Мария Браславская
Фото Мария Браславская
отзывы: 52
оценки: 52
рейтинг: 6
10
Обязательно идти!

Ожидая посещения спектакля, я даже не представляла, что он так близко совпадёт с 85-летием актрисы (она родилась 12.09). Мы с мужем знали ее по известным советским фильмам, но в театре видели впервые.
Хочу со всей уверенностью заявить, что она не только не потеряла профессионализма актерской игры, а приобрела нечто большее: величие, статность, это очень чувствовалось. Было приятно слышать взрыв аплодисментов при ее выходе на сцену, таких актеров остаётся все меньше и меньше и очень важно, чтобы они чувствовали поддержку и признание своих зрителей.
И также очень приятно было видеть представителей почетного караула, вручающих актрисе Цветы (я запечатлела это на фото, которое, увы, получилось не самого лучшего качества).
Теперь про самый спектакль. Его действие переносит нас в начало прошлого века, в дом богатой владелицы пароходов - Вассы Железновой. С первых минут ее появления на сцене осознаёшь всю силу, хватку этой женщины, ее умения разрешать жизненные ситуации, начиная от деловых вопросов и заканчивая вопросами личными, семейными, касающимся чести семьи.
Но проходит несколько минут (или десятков минут, сложно сказать поскольку спектакль по-настоящему затягивает) и главная героиня раскрывает моменты своей жизни, в которых предстает перед нами слабой, любящей женщиной, которая готова поступиться своей гордостью ради мужа или целостности семьи.
Васса Железнова действительно загадка, поскольку каждый зритель сам для себя должен ответить на вопрос: уживались ли в ней две ипостаси ранее или жизнь ее сделала такой, какой мы видим на сцене в настоящий момент, а ранее, до необходимости стать «акулой бизнеса» она была кроткой и ведомой женщиной. Один факт лежит на поверхности: любовь к своим детям, в чем-то горькая, поскольку умная женщина видит без прикрас самое нутро своих детей, их недостатки и достоинства, осознавая все прогнозы их ожидающие.
Но не буду раскрывать всех карт, думаю каждому любителю прекрасного стоит, не теряя времени, сходить на спектакль и самому лишний раз подумать над истинными ценностями жизни. Уверена, точнее надеюсь, что большинству зрителей после посещения спектакля захотелось обнять свою маму или жену, дать понять как ценно то, что делают женщины каждый день, пусть и не в масштабах В. Железновой.

0
0
...
16 сентября 2018
Фото Gliese581
Фото Gliese581
отзывы: 10
оценки: 11
рейтинг: 5
9

Считается, что особенно важные вещи люди говорят тихим голосом. И чтобы тебя лучше услышали, говорить надо не громко. Именно это проделывает Доронина. Без надрыва, без пафоса, проникновенно и неявственно она доводит зрителя до такой степени отчаяния, что под конец спектакля у него разрывается сердце от боли. В награду за положенную театру жизнь она заслуженно может считать себя безжалостно гениальной. Блестящая музыка еще очень долго звучит в голове печальным аккордом. А проходя мимо Метрополя вдруг, с новым любопытством вглядываешься в пано Врубеля - каким-то необъяснимиым магнитизмом веет от того времени.

1
0
...
15 сентября 2008
Фото Tatiana Sensemilia
Фото Tatiana Sensemilia
отзывы: 7
оценки: 8
рейтинг: 3
10
Легендарная Татьяна Доронина - и этим всё сказано.

Я очень давно хотела увидеть Татьяну Доронину в роли Вассы Железновой на сцене.
Спектакль идёт редко и попасть на него трудно, билеты раскупаются быстро, люди даже едут из других городов, чтобы посмотреть на легендарную Татьяну Доронину, которой сейчас 85 и сейчас она играет этот единственный спектакль.
Все наверняка, знают, сюжет, особо пересказывать не буду.
А вот то, что происходило на поклонах после спектакля покажу.
Потому что было очень неожиданно и непредсказуемо.
Татьяна Васильевна играет Вассу, которая очень трепетно относится не только к своей младшей дочери, больному сыну и внуку, по-доронински тихо, но так, что зритель видит, что в ней есть внутренний стержень, который не позволяет допустить, чтобы о семье думали плохо и испортить репутацию.
Она не злая, а добрая, и многое, если даже не все, приходится ей делать в этой злой жизни "через не хочу", преодолевая себя»
Все актёры играют замечательно, но особенные овации, кроме Татьяны Дорониной, срывал Александр Самойлов. Он просто феерия эмоций и энергетики на сцене. Я в полном восторге от его игры.
Именно он больше других помогал брать цветы у зрителей, и именно над ним Татьяна Васильевна больше всех подшутила.
Когда закончился спектакль, зал аплодировал стоя, и все цветы были для Татьяны Васильевны.
Их брали актёры и складывали на стол, пока шли поклоны.
Потом вдруг Доронина подошла к столу и начала выбирать цветы.
Она брала по несколько букетов и начала раздавать их своим актёрам!
Представляете!
Посмотрите видео, как она это делает.
Зал еще долго кричал Браво, спасибо Татьяна Васильевна.
Как мне сказали, поклоны на таких спектаклях длятся по 20-30 минут.
Зрители не отпускают Татьяну Васильевну и актёров.
Кричат Браво и спасибо.
А в холле театра проходит Выставка фото работ её легендарной
актёрской жизни.
А так же продается Альбом и Дневник, который написала Татьяна Васильевна.
Видео с поклонов и раздачу цветов можно посмотреть у меня в блоге
https://sen-semilia.livejournal.com/2400572.html

0
0
...
7 февраля 2019
Фото y_toha
Фото y_toha
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

Татьяна Васильевна - это великая актриса и все, что выходит во МХАТе с ее участием нужно смотреть и восхищаться, Васса в трактовке Т.В. Дорониной, просто настоящая русская мать. А ее игра, господи, мне ли говорить, это сверх гениальности и совершенства. Таких актрис в России больше нет. Успейте посмотреть все спектакли с ее участием. Дай бог Вам Татьяна Васильевна здоровья и как можно дольше оставаться на сцене. Мне очень обидно, обидно до слез, что телеканалы, хотя бы ТВ Культура не сняли ни одного спектакля с участием великой Дорониной.
P.S. Друзья обязательно ходите во МХАТ Горького, заряжайтесь энергетикой, игрой актеров, восхищайтесь и просто любите Татьяну Васильевну Доронину.

1
0
...
16 сентября 2007
Фото kunape.livejournal.com
Фото kunape.livejournal.com
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
5

Играют актёры хорошо, но сам сюжет спектакля воспринимается довольно тяжело, потому что идея произвдения привязана к тому времени, лозунги которого для современного общества уже неактуальны. Мне показалось, что режиссёр хотел внести в спектакль свою трактовку произведения, и поэтому для меня понимание спектакля усложнилось еще больше. Возможно, людям более старшего возраста, спектакль будет более интересен, ведь в нем раскрываются душевные переживания деловой и любящей свою семью женщины, которая вынуждена жертвовать собой ради нее. Но для молодого поколения спектакль, пожалуй, скучноват.

0
0
...
25 октября 2007