Пьесу «Васса Железнова» Максим Горький написал в 1910 году, а четверть века спустя существенно переделал, придав ей острое социальное звучание. Спектакль МХАТ им. М. Горького поставлен по второй редакции пьесы, но в режиссуре заслуженного артиста России Бориса Щедрина – это психологическая семейная драма, в которой общественные противоречия отходят на задний план. Владелица судоходной компании Васса Борисовна Железнова – умная, волевая и целеустремленная женщина. Ради сохранения своей семьи и своего дела она готова на все – подкуп, шантаж, доносительство. При этом руководствуется она не властолюбием или корыстью, а осознанием своего долга и пониманием, что другого выхода нет. Но семья ее рушится, дело доверить некому, и помощи ждать неоткуда. Роль главной героини исполняет народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Ее Васса Борисовна – сильная и ранимая, борющаяся и страдающая – невольно вызывает восхищение. На сцене вместе с нею – слаженный актерский коллектив. Народный артист России Юрий Горобец пугающе достоверно изображает полный распад личности Сергея Петровича Железнова. Заслуженный артист России Александр Самойлов блестяще исполняет роль брата Вассы Борисовны – обаятельного пьяницы и распутника Прохора Борисовича Храпова. Артистка Елена Коробейникова трогательно воплощает образ младшей дочери Людмилы, девушки «не от мира сего»… Сценическое действие гармонично дополняют декорации, костюмы и музыкальное оформление. «Васса Железнова» – образцовая, классическая постановка МХАТ, в которой оригинальная интерпретация пьесы сочетается с существующей уже более столетия театральной традицией.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989

Есть такой театроведческий штамп — делить актеров на прокуроров и адвокатов своих ролей. Мария Ермолова, мол, была страстным защитником на сцене, за то студенты ее носили на руках, а Мария Савина, напротив, была обвинителем. Чтобы прочувствовать эту дихотомию вполне, довольно увидеть две премьеры в обоих МХАТах, чеховском и горьковском. Олег Табаков только что сыграл фабриканта из пьесы Островского «Последняя жертва» — и превратил свою роль в апологию капитала, иначе и не скажешь. Татьяна Доронина играет горьковскую пароходовладелицу Железнову — и напротив, гибнет вместе с этим прогнившим классом. Глупо было бы настаивать на том, что Доронина не играет Вассу Железнову, а исключительно хоронит капитал. Нет, словами блаженной Вассиной дочери, она в первую очередь «не дура, не умная, а просто человеческая женщина» — сложная, мощная, двужильная. Но вот ведь у Горького, как известно, есть два варианта «Вассы». Первый — детерминистский, в духе Ибсена и Гамсуна; Табаков, например, в подобном духе играет полицейского служаку Коломийцева в другой горьковской пьесе, «Последние». Но вот второй вариант «Вассы» конкретней, он именно что про гибель класса, и Доронина выбрала именно его. И даже не сличая текстов, зачеркнув в памяти все перипетии деления МХАТа и страны и ни разу не видев красных флагов на ступенях МХАТа на Тверской, сложно не заметить, как бестрепетно Васса уговаривает мужа-педофила отправиться на тот свет, насколько хладнокровно приказывает донести на невестку-революционерку. Можно было бы закрыть глаза, но в уши ворвется митинговое: «Платить согласна, кланяться — нет!» Есть еще один театроведческий штамп — «художественная убедительность». Так вот, пусть бы играла Татьяна Васильевна хоть про то, как все прогнило в нашем королевстве, хоть про Россию, которую мы потеряли; было б это убедительно, я бы первая шумела: бегите и смотрите, Доронина играет Вассу! Но актеры — и Доронина тут не исключение — играют в таких консервированных штампах, что никакой бы адвокат не оправдал их.

0
0
...
28 января 2004

Лучшие отзывы о спектакле «Васса Железнова»

Фото piligrim69
Фото piligrim69
отзывы: 46
оценки: 127
рейтинг: 42
7

Современный спектакль. Зал слушает о революции и классовой борьбе, зал про себя переживает то сегодняшнее, о чем не думала, наверное, Доронина, о чем не догадывался Горький, - от последних выборов до Ходорковского. Это особенность театра. Ведь что играет Доронина? Она не играет ни отдельно трагедии, ни отдельно времени - она играет современную бизнес-вумен в трагических обстоятельствах и диалектике жизни, когда за богатство надо платить совестью, за респект -больными детьми, и все это она воспринимает как должное. Но каков и Горький в этой своей второй редакции пьесы - революционер, сын Железнова и Вассы Федя умирает от туберкулеза где-то в Швейцарии... Как это все напоминает наши дни и детей наших крупных партийных начальников, ушедших сначала в диссидентство, а потом в так называемую "демократическую революцию"!В зале все напряжено. Занавес зловеще закрывается, уходит волжский пейзаж, прекрасные декорации Владимира Серебровского. И тут я впервые ощущаю справедливость одной старой мхатовской особенности: после такого спектакля не хочется мгновенно вскочить, бить в ладоши, нести цветы - наступает тяжелая, опустошающая пауза. Занавес закрылся, подрожал - и только после этого ты начинаешь хлопать, потому что уже понимаешь, что случилось крупное событие и в твоей жизни, что этого ты никогда не забудешь.

4
0
...
29 мая 2008
Фото Сергей Горский
Фото Сергей Горский
отзывы: 26
оценки: 28
рейтинг: 156
9

"Васса Железнова" - значительное событие на московской театральной сцене последних лет. Режиссер Борис Щедрин последовательно переосмыслил известный сюжет, а Татьяна Доронина мощью своего драматического таланта неожиданно по-новому переиграла Горького: такой Вассы никогда не было.

Найдя страдающее место в душе героини, черной грешницы, Доронина извлекла из Горького столько нежности, что нельзя было даже представить. Своим искусством в этом спектакле она утверждает абсолютный приоритет частной интимной жизни над всем остальным, даже когда личное - нескончаемый ужас. В мхатовской интерпретации мотив неизбежности русской революции сменился пониманием ее бессмысленной жестокости, при этом несомненная социальная заостренность конфликта вообще отошла на второй - если не на третий - план, уступив сцену эталонной семейной драме, герои которой любят надрывно и бесконечно мучают друг друга.

При том, что все решающие события, приводящие к гибели любимого дома, происходят за сценой, история катастрофы семьи Железновых написана и сыграна так, что от половины реплик продирает мороз по коже: постановка заряжена невероятной эмоциональной энергией. А финал спектакля, сцена ухода из жизни надорвавшейся и одинокой Вассы - просто недостижимая вершина.

2
0
...
16 сентября 2007
Фото Ия Яковлева
Фото Ия Яковлева
отзывы: 221
оценки: 221
рейтинг: 122
7

Буквально через неделю, в правильном МХАТе будет идти первая версия «Вассы Железновой», тогда как я скажу пару слов о второй версии, «советско-сталинско-коммунистической», постановка МХАТа им. Горького, в театре, в который, как где-то я читала, нельзя ходить ни в коем случае. Не прилично.
Ну приходится иногда совершать и неприличное. Извините.
Сейчас, когда мое любопытство разожжено по поводу первой версии, замолвлю о прошлых беззаботных временах, когда на сцене в роли Вассы, и вдруг нежная Татьяна Доронина.
Отзывы критические прочла, и очень уважаемых людей - ну изумительные они, отзывы эти, как всегда. Наше-ваше, у нас все хорошее, а у вас говно, так примерно.
Но, с другой стороны, консервативное, оно и правда, раздражает.
Декорации, игра актеров, сама постановка – в них была, не поверите, самая настоящая современность, и даже злободневность – но только в содержании пьесы, которое, надо сказать, вовсе не скучно подается актерами; а не по форме, отсталой, доморощенной и все такое.
Что касается главного раздражителя – Т. Дорониной – я ранее немало слышала про нее, но не видела в деле. В кино - да, в детстве смотрела, но не в театре. Так что, первое знакомство. И мне понравилось. Ее Васса – она такая и правда «человеческая женщина», шепчет, страдает и крутится, без особого интереса к общественно-политическим делам, а только с интересом к своим, семейным. Она вполне могла быть влюбленным в капитана подростком, верю, и смогла стать купчихой-капиталисткой, ну тоже убедительно, жить –то надо. Но счастья в этом мире нет, а лишь гибель, преступления и все это зря.
Отличная пьеса. Максим Горький рулит, пошла читать..
Не сразу.

1
0
...
16 июня 2016
Фото Сергей Бронин
Фото Сергей Бронин
отзывы: 68
оценки: 166
рейтинг: 44
9

Сезон 2011-2012 годов МХАТ Горького 15 сентября традиционно открыл пьесой Горького же "Васса Железнова" в постановке Б. Е. Щедрина с Татьяной Дорониной в главной роли Вассы Железновой. В пустом на 2/3 зале огромного безобразного, но уютного и облагороженного искусством (чего не получилось с КДС, например) здания 1973 года эпохи советского застоя собрались поклонники Татьяны Дорониной и любители академического драматического театра, причём заполнение зала свидетельствовало о реальном количестве любителей подлинной театральной классики в Москве.

Конечно, конечно, каждое слово, каждый жест и каждое движение Татьяны Дорониной стоили исключительно полного внимания. Лёгкие оговорки были вполне простительны и только подчёркивали естественность происходящего. Тонкая, прочувствованная, но одновременно профессиональнейшая и уверенная игра вызывали уважение, восхищение и являлись образцом, идеальной моделью не только жизни актёрского таланта, но и человеческой жизни вообще. Аплодировали почти исключительно только Татьяне Дорониной. И кому же ещё, если вся пьеса и весь спектакль рисовали только под Татьяну Доронину (она является художественным руководителем театра с 1987 года) и Вассу Железнову? И когда, получив полсотни букетов после спектакля, Татьяна Доронина оговорилась, что поблагодарить следует всех актёров, в подтверждение чего раздарила полученные букеты своим коллегам прямо на сцене под непрекращающиеся аплодисменты, это, конечно, выглядело лёгким лукавством.

Среди ровной игры других актёров можно выделить яркую и идеально точную образу игру народного артиста России Юрия Горобца в роли Сергея Петровича Железнова, уместные задор и юмор заслуженного артиста России Александра Самойлова в роли Прохора Борисовича Храпова, а также очень адекватные образу Горького резкость и болезненную эмоциональность заслуженной артистки России и Карелии Лидии Матасовой в роли неуравновешенной дамы революционного поведения со сложным прошлым и весьма туманным будущим Рашель.

"Умеренность и аккуратность" - вот как можно двусложно охарактеризовать постановку. Минимализм в декорациях и сценике удобно позволял концентрироваться на чувствах и игре актёров, а также оригинальном тексте Горького, тяжёлые образы и идеи которого удалось поднять, оживить, прочувствовать и даже наполнить каким-то добром и человечностью. Записи Собинова (1910) и Шаляпина (1929) прекрасно дополняли околореволюционные время и драматургию Горького. Сцены смерти и воровства удачно избежали натуралистичности (не в пример глупой постановке "Вассы" Эренбурга в МХТ Чехова), а яркая вставка "Птички Божией ..." не нарушила единства спектакля, хотя и смотрелась не вполне естественно на фоне полного отсутствия затекстовых номеров. Актёрский состав был в среднем на 20 лет старше соответствующих сценических образов, что добавляло спектаклю стабильности, сдержанности, отточенности и убедительной силы, но при этом никак не выглядело тускло, серо либо безжизненно; эмоций было ровно столько, сколько нужно, а местами и больше.

Какое счастье, что в Москве осталась сцена, где отдыхаешь от дурновкусия, дешёвого заигрывания с публикой, пошлости, примитивной аудитории по соседству, а просто получаешь удовольствие от сопереживания и соучастия! Спасибо, Татьяна Васильевна!

1
0
...
16 сентября 2011
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 406
3

«Васса Железнова» - пьеса непростая. Подзаголовок «Мать» определяет основную сущность героини, но не отношение к ней автора. С революционной точки зрения конфликт Вассы и Рашели – сугубо классовый, как представителей консервативного и прогрессивного миров; с точки зрения постановщиков МХАТовского спектакля, это конфликт «созидательной мудрости и разрушительной демоничности». Сомневаюсь, чтобы сам Горький мыслил столь узкими категориями: он, как всегда, оправдывает всех героев, но судить их предлагает не по поступкам, а по их результатам. Смысл жизни богатой, властной, умной Вассы – в обеспечении будущего своих детей: ради них она убивает мужа, ради них тащит на себе ярмо родового бизнеса, ради них отказывает невестке в свидании с её родным сыном и сдаёт её жандармам. Но гнездо разрушается на глазах, то, что Васса почитает за счастье, не нужно её птенцам, и финал её трагичен – никакой благодарности домочадцы к ней не испытали, и только безусловная любовь дурочки Людочки оплакала её кончину. Однако не Рашель выступила разрушителем – она прибывает тогда, когда деструктивный процесс, исходящий изнутри, а не извне, уже необратим: в среде преступлений, интриг, лицемерия, предательств, подлости и пошлости могли вырасти только ничтожества. Васса в исполнении Дорониной боролась не столько за детей, сколько за саму себя: эдакий сильный, матёрый бронтозавр, до последнего стоящий на привычных порядках, суетящийся в отчаянной попытке сохранить их, передать потомству – но силы кончаются, а порядки прогнивают и неизбежно уходят в прошлое. В её способность страдать и сострадать не веришь, сколько бы «невидимых миру слёз» не пролила эта Васса по углам – видна лишь матриархальная узколобость Кабанихи вкупе с фанатичной зацикленностью на обречённом, как прохудившийся пароход, прибыльном деле. Рядом с Дорониной на афишах и в программках стоит вторая «замануха» - Горобец в роли Железнова, однако его эпизодическое появление на сцене было настолько неубедительным, наигранно-пафосным, словно он не проговаривал реплики, а пытался оперно их пропеть, что я не стану надолго останавливаться на его персонаже. Больше других меня порадовали Прохор (Самойлов) – колоритный, притягательный в своей барской свирепости и разгульной порочности – и замечательно живой, обаятельный Пятёркин (Дахненко), всего несколькими сценами сумевший доказать, что такой человек нигде не пропадёт, что бы ни творилось вокруг него. Эмоционально-надрывно, на чётком контрасте противоположных индивидуальностей сыграли и обе сестры, Люда и Наташа (Коробейникова и Зыкова соответственно), перетянув одеяло с истеричной Рашели (Матасова) – недостаточно яркой и уверенной в себе, явно проигравшей Вассе в столкновении принципов и темпераментов. Однако какое бы мастерство ни проявляла труппа, режиссёрский рисунок спектакля остаётся в рамках классической читки хрестоматийного произведения в подробных декорациях и костюмах, в строгих иллюстративных мизансценах, и даже претендующий на пронзительный минор финал не привнёс свежего воздуха в этот качественно сработанный, но не цепляющий музейный экспонат. Я ожидала большего.

10.04.2010
Комментировать рецензию

1
0
...
11 апреля 2010
Информация от организатора
Информация предоставлена МХАТ им. Горького
Пьесу «Васса Железнова» Максим Горький написал в 1910 году, а четверть века спустя существенно переделал, придав ей острое социальное звучание. Спектакль МХАТ им. М. Горького поставлен по второй редакции пьесы, но в режиссуре заслуженного артиста России Бориса Щедрина – это психологическая семейная драма, в которой общественные противоречия отходят на задний план. Владелица судоходной компании Васса Борисовна Железнова – умная, волевая и целеустремленная женщина. Ради сохранения своей семьи и своего дела она готова на все – подкуп, шантаж, доносительство. При этом руководствуется она не властолюбием или корыстью, а осознанием своего долга и пониманием, что другого выхода нет. Но семья ее рушится, дело доверить некому, и помощи ждать неоткуда. Роль главной героини исполняет народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Ее Васса Борисовна – сильная и ранимая, борющаяся и страдающая – невольно вызывает восхищение. На сцене вместе с нею – слаженный актерский коллектив. Народный артист России Юрий Горобец пугающе достоверно изображает полный распад личности Сергея Петровича Железнова. Заслуженный артист России Александр Самойлов блестяще исполняет роль брата Вассы Борисовны – обаятельного пьяницы и распутника Прохора Борисовича Храпова. Артистка Елена Коробейникова трогательно воплощает образ младшей дочери Людмилы, девушки «не от мира сего»… Сценическое действие гармонично дополняют декорации, костюмы и музыкальное оформление. «Васса Железнова» – образцовая, классическая постановка МХАТ, в которой оригинальная интерпретация пьесы сочетается с существующей уже более столетия театральной традицией.