Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.2

Опера
Макбет

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Опера
Эймунтас Някрошюс

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
24 сентября 2003

«Мы думали: звезда, целая свита вокруг него толпиться будет», — разочарованно говорят в Большом театре. На его новой сцене под звон мобильников и назойливый гомон ждущих своей очереди артистов терпеливо репетирует Эймунтас Някрошюс, один из важнейших режиссеров нашего времени. Никакой свиты нет, скупые режиссерские замечания почти не слышны. «Вам что, не мешает весь этот шум?» — спрашиваю я. «Конечно, мешает. Но зачем я буду тратить энергию, чтобы еще раз сказать про мобильные телефоны? Это конституция каждого человека». Сумрачный молчаливый литовец говорит загадочными огрызками каких-то, видимо, очень важных, но мучительно переводимых на человеческий язык фраз. Он имеет обыкновение не договаривать их до конца, а чаще вообще обходится отдельными словами, предпочитая, чтобы смысл угадывали его собеседники. Солисты Большого театра угадывают изо всех сил, подсказывают друг другу и самому Някрошюсу правильные ответы. Някрошюс внимательно на них смотрит и иногда говорит «да». Солисты в растерянности. Они не привыкли, чтобы их заставляли так много думать.

«Либерал я, — объясняет Някрошюс. — Если актер понял, то и все. Зачем тратить время на отшлифованность? Когда красиво поют, не обращаю внимания, точно все делают или нет. Стул не так поставил. Еще что-то забыл. Думаю, и хорошо, что забыл».

У меня такое доверие к певцам вызывает сомнение: если им дашь волю — сразу получишь оперный штамп. Но Някрошюс неожиданно проявляет нечто похожее на чувство юмора: «Есть штампы хорошие. Есть штампы плохие. А если из какого-нибудь седьмого штампа и двадцать четвертого делаешь комбинацию, то получается уже не штамп».

«Макбет» Верди — оперный дебют Някрошюса. Раньше он оперой не занимался. Уговорить режиссера удалось флорентийскому Teatro Comunale, где год назад и состоялась премьера. Вероятно, не последнюю роль сыграл грамотный выбор произведения. Лучшей темы для Някрошюса, у которого уже есть знаменитая постановка шекспировского «Макбета», не найти. «Макбет» и театр Някрошюса — очень подходящие друг другу миры. И дело даже не в количестве пролитой по ходу действия крови, а в сумрачной, разрушительной и плохо объяснимой на человеческом языке силе страсти.

Теперь режиссер переносит свой спектакль в Большой театр, для которого эта ранняя опера Верди станет первой премьерой сезона и первым обращением к этому сочинению аж с 1861 года. Праздник Большому, правда, как всегда, подпортила Мариинка, не так давно уже обзаведшаяся этим редким для российской сцены произведением.

На самом деле из Италии в Москву приезжают только декорации, сделанные сыном режиссера Мариусом Някрошюсом, и музыкальное руководство в лице дирижера Марчелло Панни. Все, что происходит на сцене, Някрошюс по ходу репетиций сильно переделывает. Оно и понятно: солисты-то другие, и режиссерские загадки каждый по-своему разгадывает.

Солистов и огромный хор для московской версии Някрошюс отбирать не стал, положился на вкус Большого театра. Отобрал только ведьм из миманса — тех, у кого волосы подлиннее. На них много ответственности. Хотя, говорит Някрошюс, главное в спектакле — не внешний антураж и не отдельные персонажи, а семья Макбетов и внутрисемейные отношения. Кто прав, кто виноват в этой кровожадной истории — не разберешь. Да это, считает режиссер, не так уж и важно. Зато люди жизнь не пустую прожили. У каждого из них была судьба. А судьбу, по его мнению, все-таки лучше иметь, чем не иметь.

0
0

Отзывы

7
Юрий Коньков
34 отзыва, 82 оценки, рейтинг 22
14 ноября 2010

Был на "Макбете" Някрошюса 10 ноября 2010 года. Это важно, ибо спектакль-то один, да составы разные: в мае один состав, в ноябре другой, а 10 ноября - премьерное выступление у исполнительницы партии Леди Макбет.

кстати, об исполнителях - я их с Вашего позволения перечислю, а то здесь с этим пробел. Итак,

Макбет - Павел Черных
Леди Макбет - Марина Лапина (1-е выступление)
Банко - Вадим Лынковский
Макдуф - Максим Пастер
Малькольм - Илья Говзич
Дама - Дарья Зыкова
Доктор - Владимир Красов
Слуга Макбета - Борис Бежко
Палач - Александр Короткий
Призраки - Надежда Витковская, Игорь Ерофеев-Белостоцкий, Александра Трубицына.

Дирижер - Павел Сорокин
Сценограф - Мариус Някрошюс.


А теперь собственно впечатления. Если оценивать актеров комплексно, по системе "вокальные данные + актерское мастерство", то честно сказать, мне понравился исключительно исполнитель партии Макдуфа Максим Пастер. ария Макдуфа - лучшее место в спектакле, и не только потому что она прекрасна сама по себе.

Вообще, молодцы четыре человека: оба Някрошюса (ибо постановка и сценография, по-моему, ничего не портят, а напротив, очень хорошо создают атмосферу и гармонично сочетаются с самой историей), старик наш Джузеппе и упомянутый уже Максим Пастер.

Хор был еще очень хорош, и мужской, и женский, пели изумительно. И оркестр без нареканий. И, пожалуй, Дарья Зыкова, исполнившая Даму вполне достойно.

Главные же персонажи огорчили своей недостоверностью, а Леди М. - еще и не вполне виртуозным владением своим безусловно мощным голосом...

Но общее впечатление, конечно, положительное, вторя маме одного из рецензентов, скажу расширительно, что музыку Верди, пожалуй, ничем не испортишь.

1
0
?
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
17 ноября 2004

Это реплика моей мамы. Она же: "Верди никаким Някрошюсом не испортишь." Музыка выше всяких похвал, о декорациях этого бы не сказала.
Нет ни дымящегося котла, ни веток леса в конце. А ведьмочек юных штук 25. Танцуют и поют. Опера не такая роскошная, как хотелось бы. Но не могу сказать, что я разочарована. В целом очень понравилось.
Самое хорошее в някрошюском "Макбете" - атмосфера мрачности и траурности.
Опера на итальянском, и над сценой так ненавязчиво пишут на черном экране зелеными буквами русские субтитры.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все