Опера |
16+ |
Дмитрий Бертман |
25 июня 2003 |
1 час 40 минут, 2 антракта |
Точный возраст главной героини — 337 лет. С точным именем сложнее, его так просто не определишь. Триста с лишним лет назад она звалась Эмилией Макропулос и была использована своим отцом, алхимиком и придворным лекарем Иеронимом, в качестве подопытного кролика в очень ранних исследованиях по увеличению продолжительности жизни. Любознательный отец был вскоре после этого заключен своим вздорным покровителем в темницу, так что он даже не успел убедиться, что все получилось. Зато его соблазнительная и артистичная дочка сполна насладилась преимуществами бессмертия, сменила кучу имен и паспортов, пережила многочисленных любовников и не менее многочисленных потомков и к моменту, когда ей, дабы оттянуть собственную смерть еще на три сотни лет, понадобилась новая порция папиного снадобья, вконец осатанела от жизни. На протяжении всего спектакля бывшая Эмилия правдами и неправдами выискивает в чужих архивах затерянную формулу, расхаживая при этом по сцене то в образе библейской раскаявшейся грешницы, то рыжеволосой императрицы Елизаветы, то томной актрисы немого кино, в которой некоторые из московских критиков даже опознали Веру Холодную. Но, найдя заветный рецепт, вдруг понимает, что не в жизни счастье. Тогда она надевает подвенечный саван и отправляется на второй этаж декораций, где, по мысли режиссера Дмитрия Бертмана и художников Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного, живут призраки ее былых спутников. Внизу же, заваленное кипами выцветших бумаг и завешенное кружевами архивных документов, остается коротать свои недолгие и невеселые дни ее убогое окружение.
«Средство Макропулоса» чешского классика Леоша Яначека, как, впрочем, и остальные оперы этого одного из самых исполняемых в мире композиторов ХХ века, по какой-то странной причине почти полностью игнорировалось нашей сценой. Как ни дико это звучит, но геликоновская постановка «Средства», выпущенная под занавес прошлого сезона, стала российской премьерой этой оперы, написанной по пьесе Карела Чапека аж в 1926 году. Премьера оказалась одной из наиболее состоятельных в сезоне. И не только благодаря присутствию за пультом Геннадия Рождественского — главного знатока музыки Яначека в нашей стране. Не последнюю роль сыграла и исполнительница главной партии. В мировой практике ее заведено отдавать стареющей примадонне. В молодом «Геликоне» таковых просто нет, зато имеется отличная Наталья Загоринская — вполне цветущего возраста, умная, жесткая, выразительная, сознательно неженственная. Скорее угловатый подросток, чем обворожительная дива. Скорее экзальтированное привидение, чем живой человек.
Собираясь в «Геликон», просто проверьте наличие в программке вечера обоих имен — Рождественского и Загоринской. И тогда острые ощущения от встречи с аномальными явлениями вам обеспечены.
Ни граммулечки не претендую на звание музыкального критика и даже стесняюсь своего невежества в этом плане, но решила все же написать свои впечатления о спектакле, потому что уверена, что таких , как я, много.
Мы - поклонники" Геликона" и смотрели десятки его спектаклей много лет . Всегда восхищались. Нам казалось, что театр- страстный популяризатор оперного искусства для непродвинутого и непосвященного народа. Своими современными , яркими и нетривиальными постановками театр, я уверена, заставил множество людей оперу полюбить и понять. Но, очевидно, театр перешел на новый уровень. Потому что "Средство Макрополуса" произведение не для дилетантов. Музыка сложная, кажется, что у оркестра и певцов разные, так сказать, музыки и песни. Для моего уха оркестр звучал, как какофония. И как артисты могли петь свою мелодию без аккомпанемента, мне непонятно. Нет мелодии, нет красоты, нет приятных звуков. Нет дуэтов. Нет хора. Хотя, может, они были в конце, но мы ушли во втором антракте. Не зря все же, видимо, эта опера не ставилась на русской сцене . Может, причина именно в том, что произведение это непростое и публике не слишком понятное?
Я спела гардеробщице: "Подайте мне пальто-о-о-о!", рассмешив десяток людей рядом, тоже собравшихся на выход. Именно так "разговаривали" на сцене.
Сходили не зря, конечно Полюбовались новым зданием, поболтали потом с друзьями в кафе .
Я очень рада и даже завидую людям, которые смогли оценить и насладиться этим произведением. Просто хочу предупредить людей, таких же неподготовленных, как я, чтобы они выбрали другой спектакль. Чтобы не было разочарования.
В антрактах звучала прекрасная музыка Штрауса. И вот за нее сегодня театру спасибо!
Прекрасная опера. Отличный подбор артистов. Артисты живо играют а не только поют. Замечательные декорации и костюмы. Все ярко, насыщенно, бодро и с огоньком.
Отличная постановка. При цене билета не сопоставимой с ценой билета в Большой – даже поинтереснее выглядит, чем некоторые постановки Большого.